Цель и механизм воспитания в едином педагогическом процессе в сфере физической культуры и спорта
Ранее было отмечено, что педагогический процесс (как совокупность учебно-воспитательных ситуаций) — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием его невообразимую сложность. Но в то же время спортивный педагог при планировании своей деятельности акцентирует свое внимание на ту или иную сторону педагогического процесса. Поэтому можно говорить о преимущественной направленности занятия или мероприятия на процесс обучения или воспитания, но при этом сопряженно решаются и другие задачи. В связи с тем, что в рамках дисциплины «Теория и методика физической культуры» вопросы воспитания рассматриваются недостаточно, представляется целесообразным выделить эти вопросы в данном курсе.
Если проанализировать цели воспитания в историческом аспекте, то можно сделать вывод о наличии двух тенденций.
Деятельность одних образовательных учреждения направлена на удовлетворение потребности государства, на подготовку молодого поколения к жизни в определенной среде и носит социоцентриский характер (в центре находятся интересы общества и государства).
Деятельность других образовательных учреждения носит гуманистический характер, и их целью является сам учащийся - развитие его индивидуальности и воспитание личности с тем, чтобы он в дальнейшем свободно ориентировался в мире не только профессий, но и идей и идеологий [3]. Это согласуется с точкой зрения Д.Меховцевой.
Д. Меховцева, профессор Красноярского технического университета, подходит к рассмотрению вопросов воспитания с точки зрения универсальной теории самоуправления и управления: «… любая система, существующая одновременно как целое и как часть более общей системы имеет две объективные цели: главную (собственную) – самосохранениеифункциональную – сохранение вышестоящей системы, в которую она входит как часть» [7].
Далее автор указывает, что объективная цель воспитания –формировать самоуправляемую и управляемую личность. В отличие от субъективной цели, предлагаемой общественными науками, объективная цель воспитания учитывает не только потребности человека, но и потребности общества и природы. Без учёта их любая система обречена на гибель.
Любое внешнее воспитывающее воздействие, направленное от общества к человеку, вызывает его ответную реакцию, активность, направленную на окружающую среду или на себя.
На фоне реализации второй тенденции закономерен всплеск гуманистических концепций различной направленности, основанных на идеях Р.Бернса, А.Маслоу, К. Роджерса, Б.Г. Ананьева, В.В.Давыдова и др. как в России, так и других странах. Выдвинутая И.Кантом идея самоценности человека, уходящая корнями в педагогику Древней Греции, остается актуальной и в настоящее время. Ориентация современной школы на потребности индивида является следствием того, что постиндустриальное общество диктует необходимость воспитания не столько специалиста и гражданина определенного государства, сколько целостной личности, которая может не только осваивать новое, но и освобождаться от ненужных знаний и видов деятельности, которая способна преобразовать себя [3]. Указанные две тенденции проявляются в двух концепциях образования.
Концепция развития индивидуальностиориентирует на развитие сфер личности школьника: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции. Реальная цель образовательного учреждения в рамках данной концепции – дать каждому учащемуся общее образование и предоставить условия для гармоничного развития и совершенствования всех сторон индивидуальности, субъектности. Формирование индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах воспитанника; во вторых, развитие этих сфер в интересах как общества, так и воспитанника [6].
С.Д.Поляков в рамках этой концепции определяет цель воспитания в современных условиях – целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию [10].
Концепция социализации.В рамках данной концепции рассматривается интеграция индивида в общество с позиций реалий современной жизни. Если в тоталитарном государстве действия индивида запрограммированы и в структуре мотивов преобладают коллективистские, то ситуация рыночной экономики порождает разнообразие вариантов отношения общества и индивида. Воспитание предстает как педагогический компонент социализации.
В педагогической теории и практике реализации этой концепции встречаются два вида целей воспитания:
• представления о желаемых качествах поведения школьника (вежливости, дисциплинированности, организованности, позитивных привычек);
• представления о том или ином желаемом наборе черт личности.
В учебниках по педагогике и педагогической психологии приводятся разнообразные перечни желаемых черт личности воспитанного школьника. С изменением социальной ситуации эти перечни меняются. В 80-х годах приоритетными чертами - целями были патриотизм, коллективизм, интернационализм, гуманность, честность, активность, целеустремленность, любознательность. В начале 90-х годов приоритеты изменились – на первое место вышли самостоятельность, предприимчивость, хозяйственность и те же гуманность, демократизм.
Рис. 14 Соотношение целей воспитания.
На рис.14 схематично представлены описанные выше две тенденции в воспитании основанные на них концепции воспитания.
В реальном педагогическом процессе должны быть представлены обе концепции, которые могут взаимно дополнять друг друга. Это подтверждается в исследованиях Д. Меховцевой проведенных в рамках универсальной теории самоуправления и управления [7].
Говоря об особенностях постановки целей воспитания в физкультурно-спортивнойдеятельности общепризнанными воспитательными целями, по мнению Ю.Ф. Курамшина являются:
• формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры;
• формирование волевых, эстетических и других личностных качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обуславливающих ее физкультурно-спортивную активность [16].
Механизмы воспитания
Под механизмом воспитания понимают процесс перевода воздействий внешней социокультурной и природной среды во внутренние структуры человеческой психики.
Данный процесс в психологии имеет термин «интериоризация». Свойства личности не просто сообщаются, и не просто прививается извне, а вырабатываются в процессе жизни и деятельности.
С точки зрения различных научных дисциплин существует свой специфический аспект механизма воспитания.
Таблица 3.
Многообразие аспектов рассмотрения механизма воспитания.