Место педагогики в системе наук

Наука делится на три сферы: естественные, технические, социо-гуманитарные. Педагогика относится к социо- гуманитарным наукам. Но в гуманитарной сфере выделяются такие науки как: педагогика, социология, медицина и др. Их называют человековедческие.

Связи с другими науками:

1)Одни теории(теория познания)

2) Обмен категориями и понятиями

3)Общенаучные интересы(на стыке философии и педагогики философ образование)

4)Обмен методами(анкетирование, беседа,и др)

Связь педагогики с другими науками.

Связь педагогики существует с историей, литературой, экономикой, демографией, этнографией, политологией, географией, экологией, математикой, статистикой, информатикой и др.

Взаимосвязь с науками видится в общности методов исследования, в использовании педагогикой таких философских методов как наблюдение, эксперимент; общелогических методов познания – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и тд. Из социологии педагогика заимствовала такие методы как анкетирование, из психологии – тестирование. Социологию, медицину, этику, эстетику, гигиену объединяет с педагогикой объект исследования – человек ,человеческое общество, взаимодействие человека с другими людьми.

Отрасли педагогики.

Педагогика – наука, превратившаяся в разветвлённую систему научных знаний. Систему педагогических наук образуют следующие самостоятельные педагогические отрасли знания:

1) Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.

2) История педагогики, изучающая развитие педагогических идей в различные исторические эпохи.

3) Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования воспитательных в различных странах, путем сопоставления.

4) Специальная педагогика, которая распадается на ряд отраслей: сурдопедагогика занимается вопросами воспитания и образования глухонемых людей; слепых и слабовидящих – тифлопедагогика; олигофренопедагогика – умственно отсталых людей; логопедия – людей с расстройствами речи.

5) Семейная педагогика изучает закономерности воспитания детей и взрослых людей в семье.

6) Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными людьми.

7) Профессиональная педагогика (спортивная, военная, медицинская)

9) Индивид, Человек, Личность. Их взаимосвязь. Рубинтштейн писал, что «индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, характеризующие его как личность».

Человек – это биосоциальное существо, генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда. Обладающее речью, мышлением, сознанием, нравственно-этическими качествами.

Личность – человеческий индивид, в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Индивид – единичность безотносительно его личностных качеств, биологическая единица общества.

Термином человек называют один из видов живых существ на Земле. Иными словами этот термин означает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей. В противоположность этому индивид есть отдельный «экземпляр» рода людей, один из его представителей. Наконец, личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность.

10) Личность – человеческий индивид, в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Понятие «личность» включает в себя только социальные свойства и качества, которые делают человека общественным существом; оно характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социал. св-в и качеств. С.Л. Рубенштейн полагает, что личность характеризуется таким уровнем психологического развития, который позволяет её сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Поэтому способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к самостоятельной деятельности яв-ся существенными признаками личности. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших критериев личности относит: 1. разумность; 2. ответственность; 3. свободу; 4. личное достоинство; 5. индивидуальность. Т.к. личностные качества формирует у себя при жизни, то у одного они могут быть выражены в большей степени, а у другого – в меньшей. Личность тем более значительна, чем больше она отражает в своих качествах и деятельности соц. черты.

11) Требования к личности. Наиболее важное значение придается воспитанию человека. Несомненно, что воспитание и среду разграничивать неправомерно условия воспитания для развивающегося человека составляют часть среды обитания. Но между влиянием наследственности, среды и воспитания на развитие человека существует различия: наследственность и среда действуют бессознательно или подсознательно, а воспитание основано на сознании и требует участия человека. Воспитание основано на сознании и требует участия человека. Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели и помогает достичь ее. Успех воспитания зависит от того, насколько будут учтены заложенные природой задатки. Следовательно, одна из первейших задач – воспитания – то выявление склонностей и дарований ребенка, развитие человека с опорой на индивидуальные особенности, способности и возможности.

Развитие личности, как уже отмечалось , идет через собственную деятельность по освоению действительности. Поэтому в задачу воспитания входит организация деятельности и жизни формирующейся личности. Усвоение индивидом социального опыта через деятельность и общение называется социализацией, а осуществлению социализации призвано способствовать воспитание.

Личность- это человеческий индивид, в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Таким образом, понятие « личность» включает в себя только социальные свойства и качества, которые делают человека общественным существом, оно характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств.

Требования к современной личности. Личность должна сознательно управлять собственным поведением и деятельностью, поэтому способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к самостоятельной деятельности являются существенными признаками личности. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших критериев личности относит: разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.

Личность значительна, чем больше она отражает в своих качествах и деятельности социальные черты, удовлетворяет требованиям общественного развития. Общество как в зеркале отражается в личности, личность является носителем прогрессивных представлений общества о человеке.

12). Факторы развития и формирования личности: наследственность (темперамент, задатки познават способностей, рефлексы, инстинкты), соц среда (н-р семья), воспитание, активность и деятельность самой личности (работа над собой).
1)Биологический.
2)Социальный (соц. среда):
-ближайшее окружение
-место рождения
3)Уровень культуры.
4)Микро-, мезо-, макросреды:
-факторы воспитания
-фактор самостоятельной активной деятельности.
Психология - наука, изучающая мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых и неосознаваемых человеком.
Предмет психологии - душа человека, его поведение в обществе, подсознательные реакции на действительность, взаимодействие с другими людьми, осознание себя.

Наши рекомендации