Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Семья реализовывает определенные функции:

- репродуктивную – рождение детей;

- хозяйственно-экономическую (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение);

- воспитательную (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей);

- коммуникативную (организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);

- рекреативную (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива).

Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

Реализация воспитательной функции семьи обусловлены национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.

Существуют общие факторы, обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Это непрерывное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; построение отношений в семье на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности; передача опыта от поколения к поколению, чему способствует общение и взаимодействие в семье между людьми разного возраста. Родители имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его интересы и потребности. Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – составная часть относительно социально контролируемой социализации человека. В процессе семейного воспитания передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Таким образом, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений в семье;

- оптимальность взаимоотношений в семье; последовательность стар-ших в своих требованиях; оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие. В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье с его культом человеческой жизни и смерти, с множеством таинств и обрядов.

Семьи классифицируют по различным признакам:

- по структуре (количеству членов, их возрастному составу): различают семьи из трех поколений – родители, дети, внуки; из двух поколений – родители и дети; однодетные семьи; многодетные (имеющие трех и более детей); неполные, в которых нет одного из родителей; бездетные и др.;

- условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные);

- стилю семейного воспитания (авторитарный, демократический, либеральный).

Имеются и другие подходы к классификации семей. Так, И. Клемантович предлагает выделять семьи по воспитательным возможностям:

- ۟благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых сложились гармоничные отношения между родителями и детьми, основанные на высоких нравственных нормах; родители имеют высокий культурный уровень);

- менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его недостаточно);

- неблагоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители ведут аморальный образ жизни, имеют низкий культурный уровень);

- нейтральные (дети предоставлены самим себе).

В современной практике семейного воспитания выделяют три стиля отношений: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, излишней требовательностью. Угрозы, принуждение – вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха и незащищенности, протест или агрессивность, апатию или пассивность. Проявляется это в грубости, лжи, лицемерии.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, прислушивается к советам, имеет чувство собственного достоинства.

Либеральный стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безнаказанность. В результате дети растут недисциплинированными, безответственными. Это социально опасный способ отношений с детьми.

Наиболее часто в семейном воспитании используются следующие методы и приемы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, поручение, похвала, сочувствие, и т.д. Их применение осуществляется сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуаций.

Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип, чаще всего, характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний» и др.).

Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского насилия, они могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется.

Воспитание по типу Золушки.Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский отмечал, что страх – самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими.

Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – вот залоги эффективного семейного воспитания (рис. 27).

Самовоспитание Воспитание Перевоспитание

Семья как субъект педагогического взаимодействия - student2.ru Семья как субъект педагогического взаимодействия - student2.ru Семья как субъект педагогического взаимодействия - student2.ru Семья как субъект педагогического взаимодействия - student2.ru Семья как субъект педагогического взаимодействия - student2.ru

Рис. 27. Процесс формирования личности

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое воспитательный процесс?

2. Какие особенности имеет воспитательный процесс?

3. Что означает непрерывность воспитательного процесса?

4. В чем выражается комплексность воспитательного процесса?

5. Что такое принципы воспитания? Назовите принципы воспитания и охарактеризуйте их сущность.

6. Методы воспитания и их классификация.

7. Назовите основные виды воспитания.

8. Какие средства и формы воспитания используются в воспитательной практике?
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Тест к главе 1

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

а) В.И. Вернадского;

б) Б.М. Кедрова;

в) М.В. Ломоносова;

г) Ф. Бэкона.

2. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

а) Эпикуром;

б) Демокритом;

в) Аристотелем;

г) Б. Спинозой.

3. Термин «психология» в научный оборот ввел:

а) Р. Декарт;

б) Г. Лейбниц;

в) Х. Вольф;

г) Аристотель.

4. Психология как наука о сознании возникла:

а) в XV в.;

б) XVI в.;

в) XVII в.;

г) XVIII в.

5. Психилогия как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) XVIII в.;

в) XIX в.;

г) XX в.

6. Краткое стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, – это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

7. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) Х. Вольфом.

8. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

а) в 1850 г.;

б) 1868 г.;

в) 1879 г.;

г) 1885 г.

9. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию от-крыл:

а) И.М. Сеченов;

б) Г.И. Челпанов;

в) В.М. Бехтерев;

г) И.П. Павлов.

10. Автором трактата «О душе» является:

а) Платон;

б) Демокрит;

в) Аристотель;

г) Эпикур.

11. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) 80-х гг. XIX в.;

в) 90-х гг. XIX в.;

г) начале XX в.

12. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

а) интроверсия;

б) интроекция;

в) интроспекция;

г) интроскопия.

13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющие анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:

а) пилотажным;

б) лонгитюдным;

в) сравнительным;

г) комплексным.

Тест к главе 2

1. С переходом организма из гомогенной среды в материально оформленную среду дискретных предметов связанно возникновение:

а) раздражимости;

б) чувствительности;

в) чувственности;

г) чувств.

2. Совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса, – это:

а) рефлекторная дуга;

б) рефлекторное кольцо;

в) безусловный рефлекс;

г) условный рефлекс.

3. Выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб и продолжается до тех пор, пока одна из них не приведёт к успеху согласно принципу:

а) активности;

б) диадического взаимодействия;

в) проб и ошибок;

г) рефлекторной дуги.

4. Теория эволюции в широком смысле:

а) принимается в настоящее время подавляющим большинством учёных;

б) представляет собой не просто гипотезу, а установленный факт;

в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности;

г) все ответы верны.

5. Рефлексы:

а) всегда врожденные;

б) встречаются только у низших животных;

в) имеют мало отношения к выживанию;

г) все ответы неверны.

6. Инстинктивное поведение преобладает главным образом:

а) у насекомых;

б) рыб;

в) рептилий;

г) млекопитающих.

7. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения:

а) воля;

б) эмоции;

в) рефлекс;

г) сознание.

8. Психологическая характеристика сознания есть:

а) активность;

б) интенциональность;

в) рефлексивность;

г) мотивированность;

д) все ответы верны.

9. Приобретённные формы поведения обеспечивают животному адаптацию:

а) идеально соответствующую условиям среды;

б) к вполне определённому типу среды;

в) к различным средам;

г) все ответы неверны.

10. Нормальным уровнем функционирования сознания является:

а) состояние измененного сознания;

б) состояние повышенной психической активности;

в) уровень средне-психической активности;

г) все ответы верны.

11. Значение как форма существования общественно-исторического опыта опредмечено:

а) в социальных ценностях;

б) личностных смыслах;

в) межличностных отношениях;

г) все ответы неверны.

Тест к главе 3

1. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, – это:

а) апперцепция;

б) перцептивная система;

в) перцептивные действия;

г) осязание.

2. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) активность субъекта.

3. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) целенаправленность характера деятельности субъекта.

4. Иллюзии восприятия не обусловлены:

а) особенностями строения глаза;

б) спецификой процессов кодирования и декодирования информации;

в) эффектом иррадиации;

г) темпераментом воспринимающего.

5. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

а) иллюзиями восприятия;

б) галлюцинациями;

в) фантазиями;

г) грёзами.

6. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) апперцепцией;

г) сенсибельностью.

7. Константность восприятия – это свойство:

а) врождённое;

б) приобретённое;

в) генетически обусловленное;

г) частное.

8. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

б) предметность;

в) константность;

г) структурность.

9. Отражением отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) память;

г) воображение.

10. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются:

а) афферентными;

б) эфферентными;

в) эффективными;

г) аффективными.

11. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называ-ется:

а) абсолютным нижним порогом;

б) порогом различения;

в) временным порогом ощущений;

г) диапазоном чувствительности к интенсивности.

12. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:

а) экстерорецепторами;

б) интерорецепторами;

в) проприорецепторами;

г) внутренними.

13. К экстерорецептивным относятся ощущения:

а) зрительные;

б) органические;

в) вибрационные;

г) температурные.

14. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это:

а) апперцепция;

б) иллюзия;

в) наблюдательность;

г) осязание.

Тест к главе 4

1. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

а) объём;

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

2. Комплексной характеристикой внимания является показатель:

а) его скорости;

б) точности;

в) успешности;

г) объёма.

3. Интенсивность и концентрация внимания являются такой характеристикой внимания, как:

а) уровень;

б) объём;

в) скорость переключения;

г) длительность.

4. Характеристикой интенсивности внимания является:

а) её объём;

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

5. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

а) рефлексия;

б) восприятие;

в) внимание;

г) память.

6. Внимание – это направленность сознания на определённый предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:

а) избирательная;

б) рассеянная;

в) распределённая;

г) неосознаваемая.

7. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

а) непроизвольным;

б) произвольным;

в) послепроизвольным;

г) зрительным.

8. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:

а) отсутствие цели деятельности;

б) постановка цели деятельности;

в) новизна раздражителя;

г) эмоциональная значимость объекта.

9. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как:

а) концентрация;

б) переключение;

в) распределение;

г) объём.

10. Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определённых участках коры головного мозга, возникает внимание:

а) непроизвольное;

б) произвольное;

в) послепроизвольное;

г) внутренненаправленное.

11. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

а) новизна раздражителя;

б) неожиданность раздражителя;

в) интерес человека;

г) усталость человека.

12. Произвольное внимание не обусловлено:

а) осознанием долга и обязанности;

б) наличием интересов, мотивов, побуждений;

в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность;

г) контрастностью внешних воздействий.

13. Скорость переключения внимания зависит:

а) от стимульного материала;

б) характера деятельности субъекта с ним;

в) уровня мотивации личности;

г) гендерных особенностей субъекта.

Тест к главе 5

1. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

3. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

4. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

а) долговременной;

б) эмоциональной;

в) произвольной;

г) механической.

5. Объём, хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) 7 ± 2;

б) неограничен;

в) предел неизвестен;

г) в среднем 10.

6. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

а) психоанализа;

б) гештальтпсихологии;

в) бихевиоризма;

г) ассоцианизма.

7. Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как:

а) быстрота;

б) прочность;

в) точность;

г) интенсивность.

8. Опосредованная и непосредственная память различаются:

а) по ведущему анализатору;

б) использованию вспомогательных средств в процессе запоминания;

в) степени активности субъекта;

г) видам деятельности.

9. Высшим видом памяти считается память:

а) двигательная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) вербальная.

10. В течение четверти секунды функционирует память:

а) сенсорная;

б) кратковременная;

в) долговременная;

г) оперативная.

11. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:

а) оперативной;

б) иконической;

в) кратковременной;

г) эхонической.

12. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если:

а) он включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели;

г) предъявляется в свободном порядке.

13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

14. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:

а) от важности запоминаемого материала;

б) характера материала;

в) предшествующего опыта;

г) объема кратковременной памяти.

Тест к главе 6

1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:

а) восприятием;

б) мышлением;

в) воображение;

г) вниманием.

2. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:

а) заражение;

б) идентификация;

в) интроекция;

г) проекция.

3. Сходство представлений с восприятием характеризуется:

а) яркостью;

б) фрагментарностью;

в) неустойчивостью;

г) модальностью.

4. Между представлениями разных людей всегда есть различие:

а) только по яркости;

б) только по полноте образа;

в) только по отчетливости;

г) по яркости, полноте и отчетливости.

5. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:

а) зрительные;

б) слуховые;

в) вкусовые;

г) тактильно-кинестетические.

6. Основанием классификации воображения на зрительные и слуховые является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) активность субъекта.

7. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) представлением;

г) следовым процессом.

8. Пассивное и активное воображение различают:

а) по предмету отражения;

б) форме существования материи;

в) направленности отражения;

г) степени психической активности.

9. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

а) агглютинацией;

б) типизацией;

в) схематизацией;

г) все ответы неверны

10. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, – это:

а) мечта;

б) греза;

в) творческое воображение;

г) все ответы неверны.

Тест к главе 7

1. Сущность процесса мышления состоит в установлении связей и от-ношений между такими предметами и явлениями, как:

а) беспричинные;

б) корреляционные;

в) причинно-следственные;

г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.

2. Теоретическое и эмпирическое мышление различают:

а) по типу решаемых задач;

б) характеру обобщений;

в) активности субъекта;

г) ведущему анализатору.

3. Практическое мышление направлено:

а) на разрешение конкретных задач;

б) нахождение общих закономерностей;

в) выявление законов;

г) установление причинно-следственных связей.

4. Предположение, проект решения задач проявляется как:

а) интеллект;

б) инсайт;

в) эвристика;

г) гипотеза.

5. Мгновенное осознание решения некоторых проблем – это:

а) мышление;

б) интеллект;

в) инсайт;

г) эвристика.

6. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:

а) мышление;

б) инсайт;

в) интеллект;

г) одаренность.

7. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

8. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:

а) понятием;

б) суждением;

в) умозаключением;

г) рассуждением.

9. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:

а) быстрота;

б) гибкость;

в) самостоятельность;

г) широта.

10. Основные формы мышления рассматривает:

а) философия;

б) формальная логика;

в) педагогика;

г) психология.

11. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

12. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) активность субъекта.

13. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

а) наглядно-действенного;

б) наглядно-образного;

в) словесно-логического;

г) индуктивного.

14. Теоретическое и практическое мышление различают:

а) по типу решаемых задач;

б) характеру обобщений;

в) активности субъекта;

г) ведущему анализатору.

15. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:

а) сравнением;

б) анализом;

в) синтезом;

г) абстрагированием.

Тест к главе 8

1. Речь – это:

а) психическое явление;

б) процесс общения посредством языка;

в) обмен информацией между людьми;

г) процесс отражения мыслей и чувств.

2. Человеческий язык характеризуется:

а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;

б) возможностью передать информацию о прошлых и будущих событиях;

в) ограниченной лингвистической компетентностью;

г) все ответы верны.

3. Согласно теории научения, речь развивается в результате:

а) интериоризации усвоенного языка;

б) последовательности приближений;

в) подражания родительской модели;

г) все ответы верны.

4. В соответствии с релятивистскими теориями любой язык «относителен» и зависит:

а) от нашего восприятия мира;

б) той или иной культуры;

в) опыта, приобретенного путем обусловливания;

г) все ответы верны.

5. Внутренняя речь:

а) эклектична;

б) предикативна;

в) эмоционально насыщенна;

г) все ответы верны.

6. Звуковая единица речи – это:

а) звук;

б) слог;

в) фонетическое слово;

г) все ответы верны.

7. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления:

а) монологическая речь;

б) внутренняя речь;

в) письменная речь;

г) диалогическая речь.

8. Свойство речи, характеризующееся объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, – это:

а) выразительность;

б) понятность;

в) содержательность;

г) конкретность.

9. Эгоцентрическая речь – это:

а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления;

б) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники;

в) громкая речь ребенка, адресованная самому себе;

г) произвольная, развернутая и организованная речь.

10. Письменную и устную речь различают:

а) по средствам общения;

б) способам общения;

в) выполняемой функции;

г) условиям общения.

Тест к главе 9

1. Из следующих понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» наименее широким по содержанию является понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

2. Из следующих понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» наиболее широким по содержанию является понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

3. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объёму содержания находятся в отношении:

а) включения;

б) соподчинения;

в) рода-вида;

г) рядоположенности.

4. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий:

а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность;

б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;

в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность;

г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.

5. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид;

б) личность;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.

6. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

7. Человек как индивид – это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:

а) генетические;

б) метаболические;

в) нейродинамические;

г) социальные.

8. Человек как личность – это человек, раскрывающийся в обусловленности:

а) его общением с другими людьми;

б) структурой его ценностных ориентаций;

в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;

г) все ответы верны.

9. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности;

б) креативность;

в) мотивационная направленность;

г) средний рост.

10. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это:

а) индивид;

б) личность;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.

11. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

а) воспитанность;

б) авторитет;

в) задатки;

г) равнодушие.

12. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, – это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

в) ценностные ориентации;

г) музыкальный слух.

13. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность.

14. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляются человеку привлекательными и воз-можными, характеризует:

а) уровень притязаний;

б) локус контроля;

в) самооценка;

г) самоотношение.

Тест к главе 10

1. Какая группа особенностей описана следующей структурой свойств «Индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности?»:

а) общие умственные способности;

б) художественные способности;

в) педагогические способности;

г) математические способности.

2. Практическая реализация утверждения «способности не существуют до деятельности» привела:

а) к отсутствию научно обобщенной классификации способностей;

б) всеобщей специализации способностей;

в) окончательному отрыву способностей от общих родовых человеческих качеств;

Наши рекомендации