Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы общеобразовательной школы. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Урок — это такая организации иная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).
В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого предмета непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Урок как организационная форма обучения — явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.
Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленным на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и, особенно, коллективных форм обучения.
Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и в сочетании с другими организационными формами обучения, в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, в использовании этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом внимании к организации самостоятельной работы, увеличении времени на нее.
Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в требованиях
Общие требования к уроку:
Ø использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
Ø оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил;
Ø обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
Ø установление межпредметных связей;
Ø связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников;
Ø мотивация и активизация развития всех сфер личности;
Ø логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
Ø эффективное использование педагогических средств;
Ø связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учеников;
Ø формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
Ø формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания;
Ø тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Дидактические требования к уроку:
ü четкое определение образовательных задач каждого урока;
ü рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
ü внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
ü разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
ü творческий подход к формированию структуры урока;
ü сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учеников;
ü обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
ü научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования:
ü определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
ü постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
ü воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
ü внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми и заинтересованность в их успехах;
ü гуманизация, сотрудничество, личностно-ориентированное воспитание.
Развивающие требования:
aформирование и развитие у детей положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
aизучение и учет развития учеников, проектирование «зоны их ближайшего развития»;
aпроведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии;
aпрогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Гигиенические требования:
Ø температурный режим.
Ø физико-химические качества воздуха (проветривание помещения).
Ø освещение.
Ø предупреждение утомления и переутомления.
Ø чередование видов деятельности.
Ø современное и качественное проведение физкультминуток.
Ø соблюдение правильной рабочей позы учащихся.
Ø соответствие росту учащихся классной мебели.
Помимо урока как основной формы обучения в практике широко используются и дополнительные формы, к которым относятся: экскурсии, консультации, домашняя работа, дополнительные занятия. В последнее время появляются факультативы, клубы по интересам, которые служат задачам индивидуализации обучения и развития интересов учащихся.
Вопросы и задания
1. Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе?
2. Сформулируйте основные требования к уроку.