Методика обучения произношению

Цели изучения модуля:в результате изучения модулястуденты должны знатьособенностипроизносительной стороны и восприятия речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационная сфера, слоговая структура слова), уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты).

Уметь моделировать и анализировать уроки обучения произношения

Тема 1. Произношение» как учебная дисциплина цикла «русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Уроки коррекции нарушений речи (произношения) в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

План:

1.Особенности произносительной стороны и восприятия речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2.Уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты).

3.Индивидуальные и фронтальные занятия по коррекции нарушений речи (произношению).

4.Теоретическое обоснование необходимости формирования базовых предпосылок психической (в том числе речевой) деятельности младших школьников: двигательной активности и общего моторного развития, пространственно-временных представлений, базовых аффективных регуляций.

5.Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков коррекции нарушений речи (произношения).

6.Основные разделы работы на уроках коррекции нарушений речи (произношения).

Вопросы для самопроверки:

1. Задачи коррекции нарушений речи, уроков произношения.

2. Направления работы по коррекции нарушений речи.

3. Этапы процесса коррекции нарушений звуковой стороны речи: цели, содержание работы.

           
   
Коррекция нарушений речи. Уроки произношения
 
   
Задачи: воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи; коррекция фонематического недоразвития и формирование навыков анализа и синтеза звукового состава речи; формирование грамматического строя и связной речи.  
 
   
Направления работы: - развитие ручной и речевой моторики; - развитие речеслухового восприятия; - постановка и автоматизация звуков; - дифференциация фонетически сходных звуков; - формирование слогового и фонематического анализа слов; - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; - формирование просодических компонентов (ритма, темпа, паузации, интонации, логического и вербального ударения)  
 
  Методика обучения произношению - student2.ru




Методика обучения произношению - student2.ru шооооооооббб

Тема: «Звуки С – СЬ, буква С»

Цель: научить детей дифференцировать и правильно произносить звуки с – сь

Оборудование: карточки со словами, карточки с изображением предметов и животных.

Ход занятия:

Этап урока Деятельность учителя Деятельности учащихся
1. Оргмомент Сядь прямо, выпрями спину, опусти руки, подними плечи. Набери воздух в живот – выдох. Набери воздух носом, руки вверх – на выдохе опусти руки через стороны, произнося звук И-И-И  
2. Мимическая и артикуляционная гимнастика Какое настроение у тебя было сегодня утром? Покажи на картинке. Какое настроение у этого человечка? Покажи грустное выражение лица. Когда человек грустит? Какое настроение у этого человечка? Чем можно удивить человека? Если я скажу, что летом пошел снег, ты удивишься? Сделай «заборчик» - «трубочка», «улыбка» + «лопаточка», «иголочка», «лопаточка» - удержать на счет 1-5, «качели», «маляр». У меня утром было радостное настроение.   Грустное   Человек грустит, когда его обидели. Удивление   -   да
3. Объявление темы. Выделение звука из слова Логопед предлагает ребенку отгадать загадку: С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. Какой первый звук в слове СОБАКА? Вспомните, какой это звук, и найдите его на карточке?   Звук С Дают характеристику звука: согласный, глухой, свистящий, твердый, подбирают картинки.
3. Анализ артикуляционного уклада звуков Расскажите артикуляционный уклад звука Губы слегка растянуты в улыбку. Зубы раскрыты на 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка образуется желобок.
  Какой звук повторяется в словах: гусята, синий, гусь? Расскажите, чем отличаются звуки С – СЬ по артикуляции. Звук СЬ
4. Дифференциация звуков С – СЬ в слогах Ребята, твердо прочитайте звук С СА – со – су Су – СА – сы Сы – су – со А теперь прочитайте звук мягко Ся – се – Сю Сю – ся – си Си – Сю - се  
5. Дифференциация звуков С – СЬ в словах Прочитайте слова, определите сколько слогов, определите вариант звука С – твердый или мягкий, определите место звуков в словах: Гусь, письмо, тесьма Бас, астра, куст, ус.  
6. Дифференциация звуков С – СЬ в предложениях Прочитайте слова и составьте из них предложение: Сочные, поспеют, скоро, сливы   Сима, письмо, написала, Сереже   Сколько слов в предложении? Начерти схему предложения. Подчеркни главные члены предложения.     Скоро поспеют сочные сливы. Сима написала Сереже письмо.
7. Итог урока С какими звуками мы работали, какой буквой они обозначаются? Запиши слова в две колонки С СЬ Сила, тесемка, досада, посадка, десяток, сало, персик  

Литература

Наши рекомендации