Методика обучения произношению
Цели изучения модуля:в результате изучения модулястуденты должны знатьособенностипроизносительной стороны и восприятия речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационная сфера, слоговая структура слова), уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты).
Уметь моделировать и анализировать уроки обучения произношения
Тема 1. Произношение» как учебная дисциплина цикла «русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Уроки коррекции нарушений речи (произношения) в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
План:
1.Особенности произносительной стороны и восприятия речи учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.Уровень владения навыками фонемного и слогового анализа и синтеза (как базы для усвоения грамоты).
3.Индивидуальные и фронтальные занятия по коррекции нарушений речи (произношению).
4.Теоретическое обоснование необходимости формирования базовых предпосылок психической (в том числе речевой) деятельности младших школьников: двигательной активности и общего моторного развития, пространственно-временных представлений, базовых аффективных регуляций.
5.Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков коррекции нарушений речи (произношения).
6.Основные разделы работы на уроках коррекции нарушений речи (произношения).
Вопросы для самопроверки:
1. Задачи коррекции нарушений речи, уроков произношения.
2. Направления работы по коррекции нарушений речи.
3. Этапы процесса коррекции нарушений звуковой стороны речи: цели, содержание работы.
| |||||
| |||||
| |||||
шооооооооббб
Тема: «Звуки С – СЬ, буква С»
Цель: научить детей дифференцировать и правильно произносить звуки с – сь
Оборудование: карточки со словами, карточки с изображением предметов и животных.
Ход занятия:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельности учащихся |
1. Оргмомент | Сядь прямо, выпрями спину, опусти руки, подними плечи. Набери воздух в живот – выдох. Набери воздух носом, руки вверх – на выдохе опусти руки через стороны, произнося звук И-И-И | |
2. Мимическая и артикуляционная гимнастика | Какое настроение у тебя было сегодня утром? Покажи на картинке. Какое настроение у этого человечка? Покажи грустное выражение лица. Когда человек грустит? Какое настроение у этого человечка? Чем можно удивить человека? Если я скажу, что летом пошел снег, ты удивишься? Сделай «заборчик» - «трубочка», «улыбка» + «лопаточка», «иголочка», «лопаточка» - удержать на счет 1-5, «качели», «маляр». | У меня утром было радостное настроение. Грустное Человек грустит, когда его обидели. Удивление - да |
3. Объявление темы. Выделение звука из слова | Логопед предлагает ребенку отгадать загадку: С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком. Какой первый звук в слове СОБАКА? Вспомните, какой это звук, и найдите его на карточке? | Звук С Дают характеристику звука: согласный, глухой, свистящий, твердый, подбирают картинки. |
3. Анализ артикуляционного уклада звуков | Расскажите артикуляционный уклад звука | Губы слегка растянуты в улыбку. Зубы раскрыты на 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к коренным зубам, вдоль языка образуется желобок. |
Какой звук повторяется в словах: гусята, синий, гусь? Расскажите, чем отличаются звуки С – СЬ по артикуляции. | Звук СЬ | |
4. Дифференциация звуков С – СЬ в слогах | Ребята, твердо прочитайте звук С СА – со – су Су – СА – сы Сы – су – со А теперь прочитайте звук мягко Ся – се – Сю Сю – ся – си Си – Сю - се | |
5. Дифференциация звуков С – СЬ в словах | Прочитайте слова, определите сколько слогов, определите вариант звука С – твердый или мягкий, определите место звуков в словах: Гусь, письмо, тесьма Бас, астра, куст, ус. | |
6. Дифференциация звуков С – СЬ в предложениях | Прочитайте слова и составьте из них предложение: Сочные, поспеют, скоро, сливы Сима, письмо, написала, Сереже Сколько слов в предложении? Начерти схему предложения. Подчеркни главные члены предложения. | Скоро поспеют сочные сливы. Сима написала Сереже письмо. |
7. Итог урока | С какими звуками мы работали, какой буквой они обозначаются? Запиши слова в две колонки С СЬ Сила, тесемка, досада, посадка, десяток, сало, персик |
Литература