Метод исследовательского обучения
Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика либо а уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
В подростковых классах проявление познавательных интересов не столь открыто, реакция учащихся бледна, однако обнаружить его с помощью наблюдения вполне возможно.
Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требуют их диагностики, выявления общевозрастных и специфических, связанных с индивидуальным образом жизни, особенностей и уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. Этому в известной мере помогает беседа с учителями, классными руководителями, родителями и самими учениками.
Беседа помогает изменить отношение к изучению познавательного интереса в педагогических коллективах.
Среди многих методических попыток выявить наличие и предметную направленность познавательных интересов учащихся получили широкое распространение анкеты разнообразного характера.
Положительная сторона этого метода – получение массового материала, на основе которого можно установить различные корреляции – между познавательными интересами и отношением к учению, к школе, к учителю, между интересами и общественной активностью и т. д.
Методом анкет можно в известной мере проследить изменение направленности познавательного интереса учащихся.
Заключение.
Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы. Исследования данной работы были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте психологов и педагогов.
И одна их них - учебная деятельность зависит от эмоционального благополучия ученика.
Вторая – развитие познавательной активности учащегося – существенная составляющая успешного обучения.
В процессе обучения можно предусмотреть такие пути, которые будут обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и опираются в различные стороны обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается:
1. Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:
1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции и опыта, самостоятельности мысли;
6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.
Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:
1. Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
2. Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
3. Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
4. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
5. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
6. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
7. Рекомендовать дополнительную литературу.
В области внеклассной работы рассчитывается поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:
1. Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, избранной ими области;
2. Практиковать решение научно – прикладных задач. Поставленные во внеклассной работе задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуем те из них, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:
a) Вечера вопросов и ответов;
b) Конкурсы смекалки;
c) КВН;
d) Вечер веселой викторины;
e) Диспуты;
f) Школьные издательства;
g) Вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников;
h) Исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него;
i) Познавательные игры, игры – путешествия.
В процессе обучения важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому педагогам необходимо искать самые разнообразные пути и приемы для поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:
- выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
- вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
- готовить выступления перед товарищами в классе;
- направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.
Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:
a) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;
b) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление процессов и склонностей учащихся.
Четвертым направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся.
Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования.
Для изучения интересов подростков в семье рекомендуется:
1. Провести недельный хронометраж использования свободного от учебы времени;
2. Запись читаемых в течении 3 месяцев книг, если возможно, организовать беседу с детьми по содержанию прочитанного.
Для решения второй задачи следует:
a) Беседа с учащимися в семье по интересующим их вопросам;
b) Побуждение учащихся к вопросам из интересующей их области;
c) Организация познавательных игр;
d) Рекомендация книг для углубления познаний в интересующей области;
e) Беседы родителей с детьми о прошедшем дне;
f) Руководство творческой работой подростков в семье.
Наконец, необходимо сказать о роли учителя, родителей, коллектива, о роли успеха, о значении поставленной цели в формировании интереса и эмоционального благополучия ребенка, о роли нового, о роли знаний.
Родители помогают в формировании новых положительных переживаний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных занятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для подготовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.
Некоторый запас знаний является необходимой основой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями.
Огромную роль в формировании интереса играет книга – художественная и познавательная.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии – формировании познавательных интересов учащихся, следует сделать несколько обобщений.
1. Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, нужно сказать, что это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности школьника.
2. Также нужно отметить, что при помощи феномена познавательного интереса сложность и значимость стороны обучения, которая постоянно должна быть в поле зрения учителя, каждая предложенная ученику задача, каждое его учебное действие вызывает множество психологических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой школьник кровно заинтересован.
3. В учебном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Учебный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.
Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только его распознать, но и управлять им.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Выготский Л.С.Психология.- М. Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. – 1008 с.
2.Дмитриева Н.Ю.Общая психология: конспект лекций.- М.: 2007. – 128 с.
3.Дмитриева Н.Ю.Общая психология. Издательствово ЭКССМО.. М.,2008. –64 с.
4.Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб.: Питер, 2011. – 751 с.
5.Изард К.Е. Психология эмоций, СПб.: Питер, 2010. – 327 с.
6.Козубовский В.М. Общая психология. Учебное методическое пособие Мн: Изд-во МИУ,2008. – 368 с.
7.Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Учебное пособие .Мн.: Амалфея, 2005. – 448 с.
8.Психология: учебно-метод. пособие к лабораторным работам для студентов инж.-педагогических . специальностей/ ИИ.Лобач-Мн.:БНТУ.2006. –
9.Нуркова В.В., Березанская Н.В.. Психология, М.: Юрайт -изд. 2011. – 575 с.
10.Немов Р.С. Психология. М.:Гуман. издат. центр ВЛАДОС. 2010 – 496 с.
11.Основы психологии: учеб. пособие / И.А. Фурманов и др.- Минск: Совр. школа. 2011. – 345 с.
12. Общая психология: учебник/ Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А.- Мн.: Соврем школа .2009. – 512 с.
13.Общая психология. Курс лекций для первой ступени пед. образ.. Составитель Е.И.Рогов- М.: Гуман. издат. центр ВЛАДОС.2006. – 448 с.
14.Психология. Учебник по ред. Дружинина В.Н., 2009. – 656 с.
15.Психология эмоций .Тексты / Под ред. В.С.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.:Изд-во Моск. ун-т.1984. – 288 с.
16.Столяренко Л.Д. Психология. Питер, 2010. – 592 с.
17.Филип Райс, Ким Долджин. Психология подросткового и юношеского возраста, 2010. – 459 с.
18.Симонов П.В. Что такое эмоция. -М.: Наука, 1966. - 94 с.