Понятие о педагогическом эксперименте

Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы (предположения). Он позволяет глубже, чем другие методы исследования, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач.

Эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условие педагогического воздействия на испытуемых.

Виды педагогического эксперимента:

1. Естественный проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (в школе, классе, лагере и т.д.).

2. Лабораторный эксперимент проводится в классе, где выделяется группа учеников. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.

3. Констатирующий – педагог исследователь экспериментальным путем устанавливает только сочетание изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями.

4. Формирующий – исследователь применяет специальную систему.

Основные этапы эксперимента:

1-ый этап (предшествующий эксперименту) включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ. На его основе выявляются:

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruнерешенные проблемы;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ru выбор темы исследования;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ru постановка целей и задач;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ru изучение реальной практики по решению данной проблемы;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ru изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ru формулирование гипотезы исследования.

2-ой этап – подготовка к проведению эксперимента

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruвыбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов и т.д.);

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruопределение необходимой длительности проведения эксперимента;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruвыбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта (анкета, интервью и т.д.);

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruпроверка доступности и эффективности методик на небольшом числе испытуемых;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruопределение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

3-ий этап – проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер.

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruизучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruоценка состояния самих участников педагогических воздействий;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruформулирование критериев эффективности предложенной системы мер;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruинструктирование участников эксперимента о порядке его проведения;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruосуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruфиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных средств;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruуказание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruоценка текущих затрат времени, средств и усилий.

4-ый этап – подведение итогов эксперимента.

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruописание результатов экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня ЗУН, уровня воспитанности и др.);

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruхарактеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruописание особенностей субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruданные о затратах времени, усилий и средств;

Понятие о педагогическом эксперименте - student2.ruуказание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

Исследователь выходит на задачу проведения обязательного педагогического эксперимента, если он вводит в исследование элементы сравнения, сопоставления, сочетания, выбора оптимального варианта и определяет меры применения тех или иных педагогических средств.

Перед педагогом-исследователем всегда встает вопрос – сколько учеников включить в эксперимент, сколько учителей должно участвовать в нем.

Ответить на этот вопрос – значит осуществить репрезентативную (показательную для всей совокупности) выборку числа экспериментальных объектов.

Для этого необходимо учесть специфику темы исследования. Если речь идет о проверке методики изучения какой-то темы по курсу, то в данном случае можно ограничиться одним экспериментальным и одним контрольным классом.

В экспериментальном классе проводятся необходимые изменения в соответствии с разработанной системой, а в контрольном идет обычный процесс. Очень важно, чтобы экспериментальный класс был бы типичным по наполняемости и по уровню успеваемости не превосходил контрольный класс.

Если же педагог- исследователь хочет выяснить, например, типичные причины неуспеваемости современной школы, то ему придется собрать информацию об учащихся каждой возрастной группы, поэтому охват учащихся должен быть большой на 3000 – 250 учащихся.

Когда речь идет об эксперименте по воспитательным проблемам, то здесь возможно случай, когда в эксперимент вовлекаются 30-40 человек.

Таким образом, нет и не может быть какого-то единого, шаблонного, стандартного решения о выборе числа экспериментальных объектов, просто всегда необходимо доказать репрезентативность выбора.

Наши рекомендации