Рефлексия учебного года

Ф. И. ученика______________________класс_________

1. Мое самое большое дело за учебный год____________

2. В чем я изменился за год_________________________

3. Мой самый большой успех_______________________

4. Моя самая большая трудность____________________

5. Что у меня раньше не получалось, а теперь получается

6. Чему я научился (лась):

по математике___

по словесности__

по английскому языку_

по французскому языку_______________________________

по русской культуре___

по естествознанию___

по истории______

На основе рефлексивных суждений ученик осуществляет соб­ственную оценку своей деятельности, опираясь, как правило, на основные положения индивидуальной образовательной программы. После ученической самооценки учитель также составляет письмен­ную оценку деятельности ученика. Приведем примеры опорных структур для таких самооценок и оценок.

Самооценка ученика______________по курсу_________

1. На занятиях по курсу я:

— узнал

— понял

— научился

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось

3. Основные трудности у меня были

4. Какие изменения произошли у меня:

— в знаниях по предмету

— в умениях чувствовать и ощущать

— в моих творческих способностях (сочинять притчи, сказ-стихи)

— в умении осознавать себя (рефлексия)

5. Сам себе я желаю

Образовательные характеристики учеников.Образовательная ха­рактеристика результатов обучения ученика — это альтернатива от­меткам в баллах. Отметка в 5-балльной или иной системе никогда не передаст всего многообразия результатов, достигаемых учеником по предмету, которое позволяет выразить письменная характерис­тика. Составленная по специальным правилам, характеристика об­разовательных результатов ученика решает комплекс задач, относящихся к разным субъектам обучения:

Учителю помогает соотнести цели образовательной программы по предмету с реальными результатами каждого из детей.

Родителю ученика позволяет обеспечить ясное понимание об­разовательного движения его ребенка, его достижений, изменений, проблем.

Ученику помогает само внимание учителя, благожелательно ха­рактеризующего его результаты. Сильное действие имеют характе­ристики, адресованные в форме письма непосредственно ученику.

Учителям-коллегам полезно знать о том, как их ученик занима­ется по другим предметам, и как оценивают его другие педагоги.

Администрация школы по качественным характеристикам мо­жет уточнить педагогические позиции учителей, достижения уче­ников, степень реализации образовательных программ, общее состояние обучения в школе.

Составлению итоговой образовательной характеристики учени­ков предшествуют текущие записи в специальных документах: твор­ческих книжках учеников, журналах личных достижений, диагностических картах. Записи в журнал достижений для младших учеников производятся преимущественно с их слов. Например, в конце занятия дети отвечают на вопросы: Что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг? На каждого ученика в журнале отводятся отдельные страницы.

Рассмотрим этапы создания образовательной характеристики, которая составляется учителем на каждого ученика раз в четверть, полугодие или год.

Вначале учитель устанавливает 3—5 приоритетных параметров, по которым будет происходить анализ и оценка образовательных результатов всех учеников. Эти параметры вытекают из целей обра­зовательной программы учителя. Такими параметрами могут быть: знание учеником алфавита, умение задавать вопрос, способность образного творчества.

Затем отбираются материалы, помогающие судить об измене­ниях детей по данным параметрам за время обучения:

- Индивидуальные творческие работы учеников и другие их образовательные продукты — ученические тексты, тетради, альбомы, поделки и иная продукция, которые свидетель­ствуют о происшедших в них изменениях.

- Протоколы итоговых контрольных работ (зачетов), пока­зывающих уровень достижения детьми образовательных стандартов (например, замеры скорости чтения в начале и в конце четверти).

- Дневниковые записи учителя, психологические, астроло­гические и иные данные. Качественные характеристики учеников за предыдущие учебные четверти и годы. Пись­менные рефлексивные записи учеников. Анкеты их роди­телей.

Когда необходимые материалы подготовлены, составляется план характеристики каждого конкретного ученика. В этом плане уста­навливается набор внутренних качеств личности ученика, о которых пойдет речь при анализе его достижений и проблем, например: уни­версальные качества (целеполагание, рецензирование, самооргани­зация, рефлексия), креативные (воображение, интуиция, нормотворчество, самобытность), предметные (умение проанализи­ровать состав слова, записать условие математической задачи, иссле­довать природный объект, выполнить физическое упражнение).

В характеристике записываются самобытные черты ученика, достижения и факты, которые оттеняют его индивидуальность. Они являются «изюминками» характеристик, свидетельством того, что учитель видит в каждом ученике индивидуальность.

Характеристика по учебному предмету пишется кратко, но емко. В каждом предложении выражается одна из главных целей курса и особенность ее достижения учеником. Например: «Научился нахо­дить 10—12 фактов о любом природном объекте».

В характеристике указываются конкретные изменения учени­ка, происшедшие за анализируемый период, например: «Расширил активный словарный запас с 15 до 35 французских слов».

Качественные образовательные характеристики дополняются количественными данными о результатах обучения школьников: тематикой и оценкой их творческих работ, уровнем развития лич­ностных качеств, рейтинговыми и иными показателями.

Перечисленная документация имеет личностно-ориентированный смысл и в достаточной степени отражает реальные образова­тельные приращения учащихся не только в отношении базовых образовательных стандартов, но и в его творческой самореализации.

Родители и сами дети обычно с нетерпением ждут свои качественные характеристики и свидетельства, показывают их знако­мым, бережно хранят. Для школы подобные документы служат великолепным аналитическим материалом, используемым для ди­агностики и дальнейшей корректировки образовательного процес­са.

В конце учебного года ученику выдается свидетельство, в кото­ром фиксируются основные параметры его образовательных резуль­татов. Важно, чтобы подобные свидетельства не ограничивались фиксацией уровня усвоения учеником образовательных стандартов, но включали достижения ученика в углублении и опережении про­граммных требований, сведения об уровне развития его личност­ных качеств, наиболее значимые творческие достижения. Ниже приведен пример такого свидетельства.

Министерство образования и науки РФ

Школа_______________________город_______________________

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Выдано____(Ф.И.) — ученику(це)_______

класса_________________ в том, что он (она) за______учебный год достиг(ла)

следующих образовательных результатов:

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Учебный курс Отметка
Русский язык  
Литература  
Алгебра  
Геометрия  
Английский язык  
История  
Естествознание  
Физика  
География  
Биология  
Музыка  
Живопись  
Физкультура  
Информатика  
Технология  

II.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

Учебный курс Результат
Английский язык  
Французский язык  
Информатика  
Фортепиано  
Бассейн (плавание)  

III.РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Наши рекомендации