Практическое занятие № 2. Познавательные психические процессы

Познавательные психические процессы

Цели занятия

1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.

2. Ознакомление с некоторыми методиками изучения и измерения индивидуальных особенностей познавательных процессов.

3. Получение практических умений использования этих методик.

Вопросы для обсуждения

1. Роль познавательных процессов в учебной и профессиональной деятельности.

2. Виды внимания, тренировка устойчивости, объема и распределения внимания.

3. Важнейшие функции представления и воображения.

4. Память, мнемотехнические приемы запоминания.

Практическая работа:

- определение лабильности – ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт»;

- исследование процедуры рассуждения через исключение (перевод с русского языка на язык суахили).

Задание

Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 2 (на выбор).

Темы рефератов

1. Доминантное полушарие и профессиональная направленность личности.

2. Творческое мышление, его связь с воображением.

3. Интеллект и его особенности.

4. Современные теории памяти.

Список рекомендуемой литературы

1. Лобачев В.И. Парадоксы творческого мышления. – Л., 1991.

2. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы // Нейропсихический анализ сознательной деятельности. Т.2. – М., 2000.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 т. – М., 2000.

4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2007.

6. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М., 2004.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность сенсорно-перцептивных процессов?

2. Что является основой формирования первичных образов?

3. Какие процессы лежат в основе вторичных образов?

4. Дай определение модальности и охарактеризуйте ее принцип действия; сколько вам известно видов модальностей?

5. Перечисли виды внимания и возможности их тренировки.

6. Охарактеризуй процессы представления и воображения, их место в познавательной сфере личности.

7. Дай характеристику памяти и ее разновидностей.

8. Назови виды мышления, формы и процессы мышления.

Практическое занятие № 3

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цели занятия

1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.

2. Ознакомление с некоторыми методиками изучения индивидуально-психологических особенностей личности.

3. Получение практических умений использования этих методик.

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность.

2. Проблема развития личности в различных теориях.

3. Индивидуально-психологические особенности личности:

а) способности и их развитие;

б) темперамент и проявление его свойств в деятельности и общении;

в) типология характеров. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности.

4. Виды эмоциональных состояний человека.

5. Саморегуляция и аутотренинг.

Практическая работа:

- исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка);

- выявление акцентуации характера (опросник Леонгарда).

Задание

Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 3 (на выбор).

Темы рефератов

1. Фрейдизм как теория и практика.

2. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

4. Воспитание и формирование характера.

5. Эмоции и взаимоотношения людей.

6. Развитие воли.

Список рекомендуемой литературы

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1992.

2. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост.: В.И. Зелинская, К. Юнг. – М., 1997.

3. Асмолов А.С. Психология личности. – М., 1999.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

5. Немов Р.С. Психология: В 3 т. – М., 2000.

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.

7. Попов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. – М., 1992.

8. Райх В. Анализ характера. – М., 2000.

9. Фрейд З. Основные психоаналитические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – М., СПб., 1998.

10. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М., 2004.

11. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за три минуты. – М., 1993.

Вопросы для самоконтроля

1. Дай определения понятиям индивид – личность-индивидуальность.

2. В чем суть спора ученых о феномене личности?

3. Назови теории личности, почему некоторые теории личности называются «мотивационными теориями»?

4. В каких практических областях применяются знания о теории личности?

5. Охарактеризуй основные виды способностей человека, установи связь между ними.

6. Покажи роль задатков в развитии специальных способностей.

7. Охарактеризуй свои собственные способности.

8. Дай характеристику типам темперамента.

9. Раскрой сущность понятия «характер», как он формируется?

10. Какое влияние на деятельность и общение оказывает акцентуация характера? Приведите примеры.

11. Что такое эмоции? Перечислите основные функции эмоций.

12. Приведи примеры эмоциональных состояний.

13. Раскрой общее и различное в эмоциях и чувствах.

14. Что такое стресс?

15. Укажи основные признаки воли.

16. Перечисли волевые качества личности.

17. Каково значение аутотренинга в формировании личности?

Наши рекомендации