Практическое занятие № 2. Познавательные психические процессы
Познавательные психические процессы
Цели занятия
1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.
2. Ознакомление с некоторыми методиками изучения и измерения индивидуальных особенностей познавательных процессов.
3. Получение практических умений использования этих методик.
Вопросы для обсуждения
1. Роль познавательных процессов в учебной и профессиональной деятельности.
2. Виды внимания, тренировка устойчивости, объема и распределения внимания.
3. Важнейшие функции представления и воображения.
4. Память, мнемотехнические приемы запоминания.
Практическая работа:
- определение лабильности – ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт»;
- исследование процедуры рассуждения через исключение (перевод с русского языка на язык суахили).
Задание
Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 2 (на выбор).
Темы рефератов
1. Доминантное полушарие и профессиональная направленность личности.
2. Творческое мышление, его связь с воображением.
3. Интеллект и его особенности.
4. Современные теории памяти.
Список рекомендуемой литературы
1. Лобачев В.И. Парадоксы творческого мышления. – Л., 1991.
2. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы // Нейропсихический анализ сознательной деятельности. Т.2. – М., 2000.
3. Немов Р.С. Психология: В 3 т. – М., 2000.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2007.
6. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М., 2004.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность сенсорно-перцептивных процессов?
2. Что является основой формирования первичных образов?
3. Какие процессы лежат в основе вторичных образов?
4. Дай определение модальности и охарактеризуйте ее принцип действия; сколько вам известно видов модальностей?
5. Перечисли виды внимания и возможности их тренировки.
6. Охарактеризуй процессы представления и воображения, их место в познавательной сфере личности.
7. Дай характеристику памяти и ее разновидностей.
8. Назови виды мышления, формы и процессы мышления.
Практическое занятие № 3
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Цели занятия
1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.
2. Ознакомление с некоторыми методиками изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
3. Получение практических умений использования этих методик.
Вопросы для обсуждения
1. Соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность.
2. Проблема развития личности в различных теориях.
3. Индивидуально-психологические особенности личности:
а) способности и их развитие;
б) темперамент и проявление его свойств в деятельности и общении;
в) типология характеров. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности.
4. Виды эмоциональных состояний человека.
5. Саморегуляция и аутотренинг.
Практическая работа:
- исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка);
- выявление акцентуации характера (опросник Леонгарда).
Задание
Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 3 (на выбор).
Темы рефератов
1. Фрейдизм как теория и практика.
2. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
4. Воспитание и формирование характера.
5. Эмоции и взаимоотношения людей.
6. Развитие воли.
Список рекомендуемой литературы
1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1992.
2. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост.: В.И. Зелинская, К. Юнг. – М., 1997.
3. Асмолов А.С. Психология личности. – М., 1999.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
5. Немов Р.С. Психология: В 3 т. – М., 2000.
6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.
7. Попов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. – М., 1992.
8. Райх В. Анализ характера. – М., 2000.
9. Фрейд З. Основные психоаналитические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – М., СПб., 1998.
10. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М., 2004.
11. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за три минуты. – М., 1993.
Вопросы для самоконтроля
1. Дай определения понятиям индивид – личность-индивидуальность.
2. В чем суть спора ученых о феномене личности?
3. Назови теории личности, почему некоторые теории личности называются «мотивационными теориями»?
4. В каких практических областях применяются знания о теории личности?
5. Охарактеризуй основные виды способностей человека, установи связь между ними.
6. Покажи роль задатков в развитии специальных способностей.
7. Охарактеризуй свои собственные способности.
8. Дай характеристику типам темперамента.
9. Раскрой сущность понятия «характер», как он формируется?
10. Какое влияние на деятельность и общение оказывает акцентуация характера? Приведите примеры.
11. Что такое эмоции? Перечислите основные функции эмоций.
12. Приведи примеры эмоциональных состояний.
13. Раскрой общее и различное в эмоциях и чувствах.
14. Что такое стресс?
15. Укажи основные признаки воли.
16. Перечисли волевые качества личности.
17. Каково значение аутотренинга в формировании личности?