Принцип культуросообразности воспитания

Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение челове­ка к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе - между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

2. Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?

3. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.

4. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций личности и воспитания.

5. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с происходящими в нем изменениями.

6. Как отражаются современные реалии российского общества на межпо­коленных отношениях?

7. Охарактеризуйте воспитание как социальный институт.

8. В чем принципиальные различия семейного, религиозного, социально­го, коррекционного и диссоциального воспитания?

9. Почему диссоциальное воспитание можно рассматривать в качестве элемента воспитания как социального института?

10. Охарактеризуйте государственную систему воспитания и проблемы, решаемые в ней на современном этапе.

11. Раскройте современную трактовку принципа культуросообразности воспитания.

Темы для углубленного изучения

1. Роль национального языка в процессе социализации.

2. Социальная структура общества и ее особенности в регионе прожива­ния студентов.

3. Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.

Литература для самостоятельной работы

1. Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994. - С. 67-77, 157-194, 234-272.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

4. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 138-175,233-238.

6. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. -С. 70-94, 304-390, 493-521.

7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - С. 160-167, 203-208.

ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА

РЕГИОН

О понятии «регион». Регион - часть страны, представляющая собой целостную со­циально-экономическую систему, обладающая общностью экономиче­ской, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и соци­альным своеобразием,

Регион - это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и куль­турных богатств.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъ­ективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий-регионов. В России они довольно обширны (Северо-Западный, Центральный, Централь­но-Черноземный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако в различных документах и в обыденной жизни регионом обычно называют меньшие территории - административные единицы: области, края, республики.

Регион и стихийная социализация. Влияние региональных условий на социали­зацию имеет различный характер и опреде­ляется рядом характерных особенностей ре­гиона.

Природно-географические особенности региона (ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д.) во многом определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру ста­бильности населения, т.е. опосредствованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непо­средственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособ­ность, психическое состояние, продолжительность жизни.

Социально-географические особенности региона включают в себя плотность населения, характер поселений (мера урбанизированности), традиционные занятия жителей, а также близость - уда­ленность от других регионов и средства сообщения внутри регио­на и с другими регионами. Эти особенности влияют на социали­зацию в основном косвенно, ибо от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей.

Климат и экономика определяют степень и характер урбани­зированности региона. Например, в Сибири и Центральном ре­гионе преобладает городское население. Но на Сибирских про­сторах оно сосредоточено в крупных и средних городах, далеко расположенных друг от друга. А в Центре наряду с таким гигантом, как Москва, и большим количеством крупных и средних сущест­вует масса малых городов, в которых проживает существенная часть городского населения. Степень урбанизированности регио­на влияет на создание условий для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей, определяет мобильность жителей в различных аспектах (социальном, терри­ториальном, профессиональном и др.).

Социально-экономические особенности региона - это типы и ха­рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами).

Характер экономики региона, например, преимущественная разработка природных ресурсов в Сибири, обрабатывающая промышленность на Северо-Западе и в Центре, сочетание про­мышленного и сельскохозяйственного производства в Централь­но-Черноземном регионе и т.д., оказывает влияние на социально-профессиональный состав населения, определяет возможности профессионального определения, сказывается на уровне жизни жителей.

Неравномерность экономического развития регионов отраже­на в общих показателях уровня жизни их жителей. После начала реформ «в отрыв» ушла столица. Если в 1991 г. доходы на душу населения здесь превышали среднероссийский уровень в 1,6 раза, то в 1996 г. это превышение удвоилось. Соотношение же между уровнем средних душевых доходов в Москве и их минимальным уровнем, например, в Республике Ингушетия составило в 1996 г. одиннадцать к одному.

Социально-демографические особенности региона - это нацио­нальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т.п.), ми­грационные процессы. Все эти характеристики играют очень важ­ную роль в социализации подрастающих поколений.

Регионы различаются по этническому составу населения. В од­них преобладает моноэтнический состав. В других относительно равномерно сочетаются два-три этноса (русские и татары в Татар­стане; русские, татары, башкиры - в Башкортостане). В ряде ре­гионов образовался этнический коктейль (Дагестан, Краснодар­ский край, Москва).

Много значит и степень стабильности населения. Нестабиль­ный состав населения северных районов Сибири и Дальнего Вос­тока, с одной стороны, способствует взаимообогащению прие­хавших из других регионов людей, а с другой - формирует тип «перелетных птиц», является причиной неукорененности больших групп населения, их отрыва от культурно-исторических традиций. Стабильность населения в Европейской России, способствуя со­хранению традиций, может в то же время играть консервативную роль, препятствуя процессам развития.

В ряде регионов значительно выше среднего по стране процент жителей с криминальным прошлым и (или) настоящим.

Демографические характеристики региона существенно влия­ют на ценностные ориентации и стиль жизни детей, подростков, юношей, на их установки в сфере межличностных отношений в целом, а также межвозрастных, межполовых и межэтнических от­ношений, на социально-психологическую ситуацию в регионе.

Исторические и культурологические региональные различия про­являются в свойственных населению нравах, стиле жизни, обыча­ях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольк­лоре, архитектуре и интерьере жилищ. Нередко специфична речь жителей - от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре (оканье волгарей) до диа­лекта, существенно отличающегося от основного языка (напри­мер, у жителей кубанских станиц).

Все вышесказанное влияет на стихийную социализацию насе­ления в регионе, а также на то, в каком направлении и как проис­ходит самоизменение его жителей. Об этом свидетельствуют раз­личия в ценностных ориентациях в профессиональной сфере, в массовых идеологических установках (это показывают предпоч­тения той или иной партии на выборах), в семейных отношениях и т.д. Это подтверждает и различие в уровне экономической актив­ности населения, мера его приспособляемости к меняющимся ус­ловиям. Наконец, об этом говорят и различия в уровне и характе­ре противоправного поведения и преступности населения вообще и несовершеннолетних в частности.

Регион и относительно направляемая социализация. Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики регио­нальных властей. В данном случае речь идет о региональной политике в масштабах субъектов Российской Фе­дерации (республик, краев, областей).

Влияние на относительно направляемую социализацию в масшта­бах региона предполагает, что законодательная и исполнительная вет­ви власти, как минимум, целенаправленно решают несколько задач.

Во-первых, осуществляют: анализ актуального состояния дел в регионе, а также долгосрочной и среднесрочной социокультурной и хозяйственно-экономической перспектив региона, основных видов существующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов; оценку динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера (т. е. запрос на кадры и уровень их квалификации). Иными словами, они знают условия социализации в регионе и перспективы их изменения.

Во-вторых, анализируют состояние дел в отраслях и секторах жиз­недеятельности региона, более или менее непосредственно влияю­щих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки и др., на основании чего разрабатывают программы их развития во взаимодействии друг с другом в аспекте социализации.

В-третьих, проводят диагностику систем управления в регионе и осуществляют меры по их совершенствованию в аспекте влия­ния на социализацию подрастающих поколений.

Регион и воспитание. Влияние региона на относительно социально контролируемую социализацию - воспита­ние - осуществляется в русле той политики, которую проводят в этой сфере власти субъектаРФ.

Региональная политика в сфере воспитания включает в себя, с одной стороны, адаптацию в соответствии с принципом культуросообразности, государственной политики в этой сфере к условиям региона. С другой стороны, она предполагает разработку норма­тивных документов, выделение ресурсов, привлечение государст­венных и общественных организаций, поддержку воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые бла­гоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориента­ции подрастающих поколений в соответствии с позитивными инте­ресами человека и запросами регионального сообщества.

Эта политика может стать реалистичной и более или менее эффек­тивной, если органы управления, как минимум, решают ряд задач.

Изучают ситуацию социализации в регионе, позитивные реа­лии и тенденции, опасности для развития детей, подростков, юношей, а также предусматривают меры по использованию позитивных потенций общества, нивелированию, корректи­ровке, компенсированию негативных тенденций социализа­ции в регионе.

Инвентаризируют и картографируют актуальные и потен­циальные воспитательные ресурсы региона, соответствую­щие инфраструктуры, при этом анализируя и оценивая, что в них избыточно, а чего явно не хватает.

Разрабатывают комплексные межведомственные програм­мы и ведомственные подпрограммы, определяя в них регио­нальные задачи и цели, меры по созданию и совершенство­ванию условий реализации национальных и региональных воспитательных задач и целей.

Реализуя государственную и региональную политику в сфе­ре воспитания, в определении его стратегии и тактики осо­бое внимание обращают на использование принципа культуросообразности воспитания, вносят в содержание, формы, методы воспитания элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона.

Ищут способы стимулирования заинтересованности в рабо­те с подрастающими поколениями различных организаций и социально-профессиональных групп населения региона, способствуют мобилизации их ресурсов.

Изыскивают пути формирования запроса на услуги, кото­рые могут предоставить органы управления образованием и их учреждения, от различных организаций, так или иначе влияющих на социализацию подрастающих поколений; про­ектируют различные виды услуг и предоставляют их на раз­личных условиях (в том числе на коммерческой основе).

Разрабатывают меры по обеспечению безопасности и бла­гополучия подрастающих поколений региона, в том числе и отдельных категорий детей, подростков, юношей - реаль­ных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Предусматривают меры по подготовке и переподготовке кадров для воспитательных организаций всех типов; привле­чению к работе с подрастающими поколениями волонтеров; педагогизации кадров организаций, так или иначе влияющих на социализацию.

Реально оценивают стоимость разработанной политики в сфе­ре воспитания, исходя из возможностей регионального бюджета, привлечения федеральных средств, внебюджетных и частных инве­стиций.

Наши рекомендации