Глоссарий основных понятий и терминов
Автореферат – краткое изложение диссертации, оформленное в виде брошюры.
Авторитет –общепризнанное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг, проявление престижа человека.
Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.
Авторитет ученика– признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других.
Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.
Адаптивность – приспособляемость, одно из основных требований к системе образования взрослых.
Адекватность образования – соответствие полученного образования объективным потребностям развития человека и личности.
Адекватность обучения – соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.
Акмеология – наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.
Аксиологизация – систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Активизация процесса обучения – совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.
Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков.
Актуализация знаний – выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования.
Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в качестве альтернативы ранее существующим.
Альтернативное обучение –применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции.
Анализ– рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.
Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и духовных ценностей, продуктов его деятельности.
Андрогогика – раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности усвоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности.
Анкета – письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы об объективных или субъективных фактах деятельности опрашиваемого.
Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.
Апробация – проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов.
Аспект – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.
Аспирант– лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах.
Аспирантура –форма планомерной подготовкинаучно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов.
Ассоциация – отражение в сознании связей познавательных феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.
Ассоциативная теория обучения – теория, провозглашающая, что всякое учение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод – упражнение.
Базисный учебный план – нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания образования по классам (группам), образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.
Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.
Базовое среднее профессиональное образование – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена.
Балл – цифровая оценка учебных успехов.
Беседа– разговор, обмен мнениями; эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Бизнес-образование – образование, имеющее целью подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.
Биологизация личности –ошибочное понимание сущности личности с позиций абсолютизации биофизической подструктуры ее динамической функциональной структуры.
Брейнсторминг (мозговая атака) – метод стимуляции творческой активности и продуктивности.
Брокерство в образовании – посредническая деятельность, связывающая «производителя» образовательных услуг и их «потребителя» посредством распространения информации и консультаций взрослого населения об образовательных услугах, возможностях и путях их получения.
Валидность –степень соответствия между параметрами метода и оцениваемой деятельности или функции.
Вальдорфская педагогика – педагогическая система, основанная на идее развития у детей свободного интереса к окружающему миру и умения общаться с ним (природосообразность обучения и воспитания), создавая их «нерушимый контакт»; совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.
Вариативность – теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации.
Вербализм в обучении – недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний.
Верификация – процедура оценки исследовательской гипотезы, состоящая в сопоставлении ее с фактами, положением дел в действительности.
Взаимодействие – состояние, представляющее связь педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального феномена в его отношении к другим; всеобщая универсальная черта педагогического явления, вне которой они не могут быть познаны и поняты как педагогические феномены, а их действие – как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Влияние– действие, оказываемое воспитателем на воспитанников, приводящее к изменениям каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.
Воздействие – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемого, организацию его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Воспитание –целенаправленный и организованный процесс формирования личности;целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Воспитанность – обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека; выражается в степени соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития; степень соответствия личностного развития поставленной педагогами цели.
Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.
Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
Гармоничное развитие человека – соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органическое единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности.
Гениальность –социальное свойство личности, определяемое высокой степенью проявления ее таланта.
Готовность к действию – состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.
Группа – социально-педагогическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых некоторыми общими ценностями и нормами.
Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения; совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Гуманизация– усиление гуманизма как реального основания жизнедеятельности людей, связанного с признанием самоценности каждого человека, приоритета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и этническими, права личности на свободное развитие своих способностей.
Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного и духовного облика личности; формирование социальных способностей человека быть общественно значимым – жить в обществе по нравственным нормам, приумножать свои способности к творческой деятельности, совершенствованию своей личности; ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение здоровья, чувства собственного достоинства, развитие личностного потенциала; индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного познания.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса.
Гуманитаризация образования – ориентация на освоение содержания образования (независимо от его уровня и типа), позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.
Действие – одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью.
Демократизация – процесс, который обеспечивает доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления знаний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрой перестройке направленности, уровня, содержания, формы образования в соответствии с изменениями потребностей общества и производства.
Демократизация образовательного учреждения – процесс развития и укрепления демократических основ содержания образования и организации его деятельности.
Дефиниция –определение понятия, выражаемого словом, что делает последнее термином.
Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Диагностика – распознавание, направленное на раскрытие сущности изучаемого педагогического явления или процесса, который уже достаточно полно и глубоко описан.
Диверсификация образования– это многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность учебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ, видовой плюрализм и институциональная активность.
Дидактика – научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения.
Дидактическая теория – система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и спрогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.
Диссертация– особый вид научного произведения, которое представляет результаты проведенного автором научного исследования.
Дисциплинированность – волевое свойство личности, проявляющееся и как кратковременный процесс, и как состояние, благодаря которому человек действует в соответствии с законами, нормами и правилами.
Дифференциация образования – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися (студентами) соответствующего уровня сформированности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонностей, способностей и интересов.
Дифференцированный подходв воспитании – осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности.
Догма– мнение, положение, принимаемое на веру (без доказательств).
Догматизм– метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий.
Доклад– публичное сообщение; развернутое изложение какой-либо научной проблемы, темы.
Доминирующий мотив – мотив, побеждающий в борьбе мотивов и определяющий направленность деятельности в данной ситуации.
Достижение – позитивный результат каких-либо усилий; успех.
Достоверность – установление степени соответствия информации истине.
Дружба – отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности, общности интересов.
Единство сознания, личности и деятельности – принцип психологии, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в котором он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются не в своем тождестве, а в триединстве, определяемом диалектикой их причинно-следственных связей, иными словами, сознание – личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательна и личностна.
Жизнедеятельность– в биологии – проявление жизни; в социальной психологии – проявление психики, объективизируемое деятельностью на определенном отрезке жизни личности и связанное с сознанием.
Жизненная позиция личности – наиболее выраженные основные компоненты направленности личности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами ее деятельности.
Закон Российской Федерации «Об образовании» – закон, принятый в 1992 г., измененный и дополненный в 1996 г. Содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в сфере образования. В статье 7 данного закона указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников.
Зачет – форма проверки успешного выполнения учащимся (студентом) лабораторных и практических работ, усвоения программного материала семинарских занятий, учебных заданий производственной (профессиональной) практики, выполнения курсовой работы.
Знание – результат познания, совокупность научных сведений из соответствующей области; отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Значение– семантическая сторона деятельности, один из аспектов индивидуально-педагогического усвоения общественно-исторического опыта.
Индивидуализация образования – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.
Индивидуальный подход– принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигается взаимодействие с каждым учащимся.
Инновационное обучение – обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.
Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.
Интервью – беседа с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; в педагогических исследованиях беседа по намеченному плану.
Интерес – отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания.
Интериоризация – процесс накопления опыта личности путем преобразования внешних действий предметной деятельности и общения во внутренние субъективные характеристики личности, ее сознания и деятельности.
Информатизация образования – процесс все более широкого использования вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
Категория – наиболее общее логическое понятие, выражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
Качество образования– категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Квалификация– подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ.
Кибернетическая концепция обучения – концепция, которая рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации.
Классификатор – перечень связанных между собой понятий, которые систематизированы, т. е. распределены по определенной системе, и каждому из которых присвоен определенный номер.
Классификатор специальностей среднего профессионального образования – систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Группы специальностей и специальности в Классификаторе кодируются с помощью четырехзначного цифрового кода, в котором символы 1, 2 кодируют группы специальностей, символы 3, 4 – специальности внутри групп специальности, например: 0300 – образование; 0313 – дошкольное образование.
Классно-урочная система обучения – организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Была создана Я.А.Коменским в ХVI в.
Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации.
Коллектив –группа людей, объединенных совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.
Коллоквиум – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя относительно самостоятельного раздела лекционного курса.
Концепция – система взглядов на те или иные явления; руководящая идея, определяющая характер познавательной и практической деятельности, основная мысль или ведущий замысел; трактовка какого-либо явления; основная точка зрения.
Концепция дидактического прагматизма (утилитаризм) – концепция, которая трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося.
Концепция дидактического формализма –концепция,рассматривающая обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.
Концепция дидактического энциклопедизма– концепция,провозглашающая основную цель образования, которая заключается в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.
Концепция функционального материализма – концепция, которая обращает основное внимание на интегральную связь познания с действительностью. Критериями ее построения являются «ведущие идеи», которые имеют мировоззренческое значение.
Конспект– краткое изложение содержания книги, статьи, брошюры, научной работы, используемое для углубленного и тщательного изучения учебной и научной литературы.
Консультация – один из видов учебных занятий, который проходит в форме беседы студентов с преподавателем.
Контроль – проверка преподавателем на семинарах, практических и лабораторных занятиях полученных учащимися (студентами) знаний и приобретенных ими умений и навыков.
Конференция– одна из организационных форм учебного занятия или воспитательного мероприятия.
Конфликт – вид общения, в основе которого лежат реальные или иллюзорные, объективные или субъективные противоречия общающихся личностей, требующие разрешения.
Корпорация – группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее; работающая только на себя и не связанная с другими.
Критерий– признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Курс лекций – разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо дисциплине.
Лабораторное занятие – одна из форм учебной работы, которая направлена на освоение учащимися (студентами) отдельных видов, способов и методов проведения экспериментальной научно-исследовательской работы.
Лабораторно-бригадный метод – способ организации учебного процесса в школе, основанный на самостоятельном выполнении бригадами учащихся учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана.
Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лицей – тип среднего и высшего учебного заведения; среднее учебное заведение с углубленным изучением дисциплин определенного профиля.
Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.
Личностный смысл – осознаваемая значимость для субъекта тех или иных явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него.
Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Мастерство– высокая степень овладения определенными видами профессиональной деятельности.
Менеджмент– совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей.
Менталитет, ментальность – квинтэссенция культуры, в которой воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, группы или социума; образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Метод – способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.
Методика – наука о методах преподавания и обучения; совокупность методов, способов и средств обучения чему-либо, например, математике, физике, литературе и т.д.
Методология– учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека.
Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение образовательных целей.
Мировоззрение – система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природе и обществу.
Мнение– оценочное суждение или умозаключение, эмоционально окрашенное и выражающее отношение субъекта мнения к его предмету, объекту.
Многовариантность образования – условие выбора, дающее каждому участнику образовательного процесса шанс в достижении успеха.
Многоступенчатость профессиональной подготовки – свойство системы профессиональной подготовки, которое обеспечивает последовательный переход со ступени на ступень. Основывается на профессиональном самоопределении студента или на конкурсном отборе обучения на следующей ступени. Профессиональное самоопределение в условиях учебного заведения со ступенчатой системой подготовки связано со сформированностью ценностно-мотивационной сферы молодежи, самой оценкой собственных интеллектуальных и учебных возможностей и профессиональной ориентацией. Преимущество ступенчатой системы подготовки состоит в более основательной профориентации учащихся и осознанном выборе им профессии, а также в овладении несколькими профессиями, что дает выпускнику среднего специального учебного заведения запасные варианты при трудоустройстве в сложных экономических условиях. Ступенчатая система подготовки особенно ярко проявляется на стыках двух основных уровней образования – начального и среднего и высшего профессионального образования, когда студенты на льготных условиях переходят на более высокий уровень образования. Многоступенчатая система подготовки позволяет студенту прервать обучение на любой ступени, получив завершенное профессиональное образование по одной или двум профессиям.
Многоуровневость образования – организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.
Многоуровневые учебные заведения – заведения, в которых реализуются разные образовательные программы, отвечающие требованиям государственного образовательного стандарта трех соответствующих уровней профессионального образования: начального, среднего и высшего. В средних профессиональных учебных заведениях реализуются два уровня: базовый и повышенный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру средних специальных учебных заведений (техникум, колледж). Многоуровневые средние специальные учебные заведения обладают большей реактивностью на изменение социальных процессов, так как сами формируют образовательные программы в зависимости от уровня предложений.
Моделирование профессиональной деятельности – метод формирования содержания обучения в виде комплекса задач, заданий и упражнений, в совокупности полностью отражающих профессиональную деятельность от целеполагания до самоконтроля и анализа результатов как по основным профессиональным функциям, так и по их элементам. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе предполагает выявление типовых профессиональных задач, разработку на их основе соответствующих учебно-производственных задач, определение их места в содержании обучения, выбор целесообразных форм, методов и средств реализации структурных элементов модели.
Модель – мера, образец, норма; представитель, заменитель оригинала в познании или на практике.
Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности, модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы как с позиции качества образования, так и условий его предоставления.
Мониторинг – постоянное отслеживание какого-либо процесса для установления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату, например, наблюдение за успешностью того или иного воспитательного процесса.
Монография– научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.
Мотив –побудительная причина деятельности, складывающаяся под влиянием условий жизни субъекта и определяющая направленность активности личности.
Мотивация – система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.
Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.
Наказание – способ воспитания личности или группы.
Намерение –стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять определенное действие или деятельность.
Направленность – совокупность устойчивых и относительно независимых мотивов, ориентирующих действия и поступки личности.
Научение –результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности.
Научная работа – неотъемлемая составляющая образовательной программы всех ступеней высшего профессионального образования, имеющая в вузовской практике свои специально организованные формы.
Неинституциональная модель образования – это организация образования вне социальных институтов (школ и вузов). Это «образование на природе», с помощью Интернета, дистантное обучение и т.д.
Непрерывное образование –образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы; целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности.
Обобщение – один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия.