Технология полного усвоения знаний
Подготовительная работа учителя:
* учебный материал разбивается на порции (соответственно разделам, темам);
* по каждой порции четко определяются планируемые результаты: что ученики должны знать, что должны уметь;
* планируется контроль усвоения (текущий и итоговый), разрабатываются контрольные работы;
* планируется изложение материала учителем, упражнения для отработки умений и навыков;
* готовятся коррекционные материалы для учащихся, не сразу усвоивших предложенный материал.
Практическая реализация:
· Вводная часть: знакомство учеников с целями, которых необходимо достичь. Знакомство с вариантом заключительной контрольной работы.
· Изложение учебного материала и его проработка традиционными способами.
· Диагностический тест, по результатам которого ученики разделяются на две группы: достигшие полного усвоения, не достигшие полного усвоения.
· Коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения.
Уровневая дифференциация - предоставление ученикам возможности выбора уровня изучения материала (но не ниже базового).
Характерные черты уровневой дифференциации:
n знакомство учащихся с результатами, которых они должны достичь, изучая материал на различных уровнях;
n выполнение на уроках заданий различного уровня сложности;
n контрольные работы, включающие задания базисного и повышенного уровней.
Проектная технология - выполнение учениками исследовательских, творческих проектов.
Деятельность учащихся: работа с литературой, самостоятельный поиск информации, постановка проблем и их решение, оформление результатов исследования.
Роль учителя - консультативная.
Проекты могут быть межпредметные и внутрипредметные, рассчитанные на интеллектуальную, практическую, художественную деятельность учащихся.
Семинар 3
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проектное обучение - организация самостоятельной исследовательской, творческой деятельности учеников в рамках работы над определенной выбранной темой (проектом).
Этапы проектной деятельности
· Выбор темы проекта - осуществляется совместно учителем и учениками. Формирование рабочих групп.
Требования к теме проекта:
1. Должна заинтересовать учащихся.
2.Предоставить возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта.
3. Предполагать эффектное завершение проекта.
4. Соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Проекты могут быть монопредметными ( в рамках одного предмета) и межпредметными.
· Определение хода работы над проектом: совместная разработка с учащимися заданий для отдельных групп, помощь в составлении плана их выполнения.
Возможна подготовка методических рекомендаций: необходимая и дополнительная литература для самообразования; алгоритм проектирования; требования к качеству проекта; формы и методы количественной и качественной оценки результатов.
· Выполнение учащимися проекта. Консультирование учителем учащихся, помощь в выполнении, оформлении заданий.
· Защита проекта - в форме вечера, конференции, открытого урока, смотра знаний и т.д.
· Анализ и оценка результатов.
Семинар 4
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Одаренные и талантливые дети - те, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.
6 областей одаренности:
* Интеллектуальная сфера.
* Сфера академических достижений.
* Творчество.
* Общение и лидерство.
* Сфера художественной деятельности.
* Двигательная сфера.
В обучении одаренных детей особое внимание необходимо уделить развитию:творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, качеств бескорыстного лидерства.
Содержание учебных программ для одаренных должно:
· Выходить за рамки общепринятых программ.
· Учитывать специфику интересов учащихся.
· Соответствовать их стилю усвоения знаний.
· Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной темы.
· Способствовать развитию познавательных процессов и эмоциональной сферы личности.
Учитель не должен перегружать одаренных детей фактическим материалом. Необходимо развить навыки систематического мышления, умение сравнивать, исследовать, открывать новое.
Семинар 5
Дифференцированное обучение в общеобразовательной школе
Дифференциация обучения - способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
Цели дифференциации:
n обеспечение каждому учащемуся возможностей максимального развития его способностей, склонностей, раскрытия собственной индивидуальности;
n создание условий для овладения каждым учеником базовым содержанием образования.