В) Методическая разработка учебной лекции (алгоритм)

I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1. Определение места и значения темы в системе целого курса (кон­текст).

2. Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).

II. Формы организации лекции.

1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2. Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая1 все предметное содержание).

3. Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач (информационные, ана­литические, систематизирующие, проблемные); в) средства, необхо­димые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, веро­ятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отноше­ния, которые формируются преподавателем у слушателей при реше­нии поставленных задач.

4. Организационная форма лекции: а) монологическое высказы­вание; б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства; в) монолог с элементами эвристической беседы; г) эвристическая беседа; д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).

III. Содержание лекций.

1. План и конспект содержания лекции.

2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, на­глядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).

IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процес­се решения задач каждого из разделов содержания лекции (совмест­ное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика- интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

Г) Примерная схема анализа и оценки лекции:

1. Тема лекции, ее цель (триединая) и задачи: дидактическая и др. по таксономии Толлингеровой (см. приложение Е).

2. Содержательность лекции (ее научность, сложность, популярность, соотношение теории и практики).

3. Наличие или уровень проблемности (уровень проблемного изложения; частично-поисковый уровень - преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают её; исследовательский уровень - студенты сами ставят проблему, решают проблему совместно, в малой группе, в паре или индивидуально).

4. Использование наглядности и моделирования.

5. Наличие инновационных подходов или методов активного обучения

6. Доказательность (декларативно, доказательно).

7. Связь с профессиональной деятельностью студентов.

8. Четкость структуры лекции.

9. Отношение лектора к студентам (требовательное, равнодушное, при­дирчивое, внимательное).

10.Контакт с аудиторией и отдельными студентами.

10. Посещаемость лекции.

11. Легкость конспектирования.

12. Поведение лектора (скован, уверен, свободен).

13. Манера чтения (увлекательно, живо, скучно).

14. Достиг ли лектор поставленных целей и насколько он реализовал

основные функции лекции:

а) эвристическую - активизации мышления;

б) эмоциональную - сопереживания;

в) этическую - вызвал доверие, расположил к себе;

г) методическую - обеспечил внимание и интерес;

д) коммуникативного контроля и обратной связи (ответы на вопросы);

е) управленческую - как интеграцию всех перечисленных функций.

Д) Критерии анализа лекции:

1.степень использования диалогического взаимодействия и общения в ходе лекции;

2.создание проблемной ситуации в достижении целей, а именно:

3. усвоение студентами теоретических знаний;

4. развитие теоретического мышления;

5. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;

6. диалогическое включение преподавателя в общение со студентами:

7. количество проблемных вопросов;

8. количество информационных вопросов:

9.степень использования наглядности;

10. пространственное расположение слушателей (в виде амфитеатра);

11. привлечение внимания слушателей учебного предмета;

12. актуализация имеющихся у студентов знаний;

13. внешний и внутренний стили чтения лекции.

Ниже названы два стиля, влияющие на чтение лекции, их необходимо придерживаться. Внутренний стиль можно охарактеризовать как методические аспекты чтения лекции

Внешний стиль Внутренний стиль
слышимый   видимый  
Темп Мимика Структура (членение)
Методика Жестикуляция Цель и формулировка
Акцентирование Микродвижения тела Характер аргументации
Паузирование   Словесное оформление
Артикуляция    

Е) Формы лекционных занятий

Проблемная лекция –учебное занятие, создающеепроцесс усвоения, начинающийся не с предъявления обучающемуся известного образца, а с создания преподавателем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. В этом случае студент усваивает знания не потому, что преподаватель сообщает их ему, а потому, что у него самого возникла потребность в этих знаниях. Главной характеристикой проблемной лекции выступает наличие проблемной ситуации.

Проблемная ситуация включает три главных компонента:

1. неизвестное усваиваемое отношение, способ или условие действия, раскрываемое в проблемной ситуации;

2. действие, необходимость выполнения которого в поставленном задании вызывает потребность в новом, подлежащем усвоению знаний или способе действия;

3. возможности обучающегося в анализе условий поставленного задания и усвоения (открытии) нового знания. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

Процесс проблемного обучения оказывается как бы слагающимся из двух необходимых этапов:

1. этапа постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;

2. этапа поиска неизвестного в этой проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования обучающегося, либо путем сообщения педагогом сведений, необходимых для выполнения проблемного задания, эти сведения и составляют усваиваемые учеником знания.

Иногда упрощая формулировку проблемного обучения, исследователи трактуют его так: обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности.

Выделяют 4 уровня проблемности в обучении:

1. Уровень проблемного изложения (преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студентами).

2. Частично-поисковый уровень (преподаватель ставит проблему, студенты самостоятельно или под руководством преподавателя решают её – открывается простор для размышлений).

3. Исследовательский уровень (студент(ы) сам(и) стави(я)т проблему, решают проблему совместно, в малой группе, в паре или индивидуально).

Поиск неизвестного в проблемной ситуации составляет главное звено проблемного обучения. Он совпадает с процессом усвоения новых знаний,

Лекция - эвристическая беседа является той разновидностью проблемной лекции, которая позволяет наиболее полно продемонстрировать различные аспекты управления процессом формирования у студентов всех структурных компонентов анализа и решения проблемы. Диалогизация проблемной ситуации в эвристической беседе - это своеобразный прием, рассчитанный на перестройку внутреннего плана действия, образа мышления и личностной позиции субъекта мышления. Можно сказать, что эвристическая беседа - это прием конструирования определенного образа мыслей путем преобразования точек зрения индивида в условиях совместного исследования проблемы.

Эвристическая беседа требует от преподавателя импровизационных умений, которые основываются на свободном владении различными аспектами и уровнями решения проблемы, с одной стороны, и способами построения диалога, формами взаимодействия с аудиторией на всех этапах решения проблемы - с другой.

Там, где, исходя из задач курса, преподаватель вводит принципиальные, значимые в последующем анализе содержания всего курса подходы к решению центральных проблем, эвристическая беседа необходима для создания особой интеллектуальной ситуации, особого прецедента - размышления студентов над основами собственного понимания предмета изучения, так или иначе уже достигну­того в результате предшествующей работы. Поэтому чаще всего собственно эвристической беседе предшествует проблемная лекция - монолог, в котором преподаватель вводит слушателей в проблему, намечает возможные подходы к ее анализу на материале сопоставления различных факторов и теорий и знакомит с некоторыми условиями и прецедентами ее решения, создавая тем самым почву для последующей проблемализации внешнего диалога.

Ж) Студенты должны приучиться в процессе слушания лекции:

1) выделять главное;

2) записывать основные тезисы и аргументы;

3) составить самостоятельно план лекции (прослушав его в виде доклада без плана);

4) отмечать вопросы на полях конспекта;

5) держать в уме основные исходные положения лекции, чтобы при обращении преподавателя к деталям студенту был ясен и общий подход;

6) вести краткое аннотирование литературы со слов преподавателя (сразу записать на библиографические карточки с краткой аннотацией);

7) прорабатывать лекцию вскоре после прослушивания;

8) повторять материал предыдущей лекции перед каждой последующей;

9) просматривать перед лекцией соответствующие разделы программы.

З) Преподаватель должен:

- Знать и уметь применять виды лекций (вводную, формационную, проблемную, лекцию-визуализацию, лекцию вдвоем, лекцию с заранее запланирован­ными ошибками, лекцию-пресс-конференцию).

- Обеспечивать творческое усвоение будущими студентами принци­пов и закономерностей изучаемой науки, методов получения новых для студентов знаний, а также методов применения усвоенных знаний на практике.

- Активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу.

- Использовать разные виды наглядности (натуральной, изобрази­тельной, символической), каждый из которых или их сочетание выби­рается в зависимости от содержания учебного материала.

- Использовать комплекс технических средств обучения (ноутбук, проектор, интерактивная доска и др.).

- Входить в контакт со студентами не как «законодатель», а как со­беседник, пришедший на лекцию «поделиться» с ними своим личносгным содержанием.

- Признавать право студента на собственное суждение и быть заин­тересованным в нем.

- С помощью систем рассуждений уметь доказывать истинность но­вых знаний.

Наши рекомендации