Тема урока: Природа степей

Оборудование: физическая карта России и карта природных зон, атласы, картины степи, схема почвенного разреза.

После проверки домашнего задания учитель говорит: «Мы закончили изучение лесной полосы. Сегодня мы приступим к изучению еще одной природной полосы. Какую природную полосу мы начнем изучать, вы узнаете, если правильно выполните сле­дующее задание, которое проверяет, как вы различаете стороны горизонта.

Первая буква в названии природной полосы, которую мы се­годня будем изучать, находится на северо-востоке. Запишите эту букву в тетрадь. Вторая буква — на западе, третья — на юго-восто­ке, четвертая — на севере, пятая — на юго-западе. Какую же при­родную полосу мы будем изучать?"

Тема урока: Природа степей - student2.ru

Ученики: Степи.

Учитель: Верно. Откройте атласы. Кто пойдет к доске и покажет природные по­лосы в том порядке, в каком мы их из­учали?

(Учащиеся выполняют задание, рабо­тая со своими атласами, а вызванный ученик показывает природные полосы на настенной карте).

Учитель: Кто скажет, где находится полоса степей?

Ученик: Полоса степей находится южнее лесной полосы.

Учитель: Правильно. Южнее лесной полосы расположена по­лоса степей. Посмотрите внимательно на карту, как проходят гра­ницы степей? (После небольшой паузы учитель показывает степь на карте). На западе граница степей совпадает с государственной границей России, идет на восток через Европейскую часть к югу от Урала, идет по границе с Казахстаном, до Алтайских гор. К северу от Каспийского моря, Главного Кавказского хребта, вдоль берегов Азовского и Черного морей. (Учитель вызывает уче­ника к карте природных зон показать степь. Затем учитель показы­вает картину, изображающую степь). Ребята, посмотрите на карти­ну и определите, какая форма поверхности полосы степей?

Ученик: Поверхность полосы степей равнинная.

Учитель: Правильно, но картина показывает небольшой отре­зок поверхности степей. Посмотрите теперь на физическую карту России. (На карте тесемочкой выделена граница степей). На всем ли протяжении полосы степей поверхность равнинная? (Вызван­ный ученик дает отрицательный ответ). Да, не на всем протяжении степей поверхность равнинная, кое-где поверхность холмистая. Посмотрите вновь на карту и скажите, какие еще формы поверх­ности характерны для степей?

Ученик: Встречаются овраги.

Учитель: А кто скажет, что такое овраг? (Ученик дает правиль­ный ответ). С чего начинает образовываться овраг? (Ученик отве­чает правильно). Какой вред наносят овраги? (Ответ правильный). В некоторых областях степей овраги занимают большую площадь, образуя причудливые лабиринты. Вот посмотрите на схему. Что она напоминает?

Ученик: Как будто паутина.

Учитель: Она напоминает тонкую паутинку кружев. Это мор­щины земли.

Итак, какая же поверхность полосы степей?

45км

Тема урока: Природа степей - student2.ru 38км

Ученик: Поверхность полосы степей равнинная. Местами она холмистая, встре­чаются овраги.

Учитель: А теперь послушайте, как опи­сывает степь в своем стихотворении И. Суриков, и сравните это описание степи с изображением ее на картине.

Едешь, едешь — степь да небо,
Точно нет им края;
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет;
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь—как шальные
Кони мчатся степью;
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами,
И опять в траве волнами
Ветра переливы. .

Едешь, едешь—степь да небо,

Степь, все степь, как море;

И взгрустнется поневоле

На таком просторе.

(Текст стихотворения написан на доске).

Учитель: Дети, что в этом стихотворении хотел показать Сури­ков?

Ученик: Суриков хотел показать бескрайность степи.

Учитель: Какие слова он использовал, чтобы показать бескрайность и яркий образ степи? (Ученики читают соответствующие слова стихотворения). Что сказано о временах года в степи?

Ученик: В степи очень жарко.

Учитель: Для того, чтобы выяснить все особенности времен года, обратимся к карте. Посмотрите на карту и скажите, как рас­положена степь по отношению к тундре и к полосе лесов?

Ученик: Полоса степей находится южнее, следовательно, солн­це находится выше над горизонтом и сильнее нагревает землю, по­этому в полосе степей теплее.

Учитель: Подумайте, как такое положение полосы степей будет отражаться на временах года в степи?

Ученик: Чем южнее, тем теплее, потому что нагревается силь­нее солнцем.

Учитель: Правильно. Более южное положение степи по отношению к тундре и лесной полосе накладывает отпечаток и на времена года. В степи более продолжительное и теплое лето, более
короткая и мягкая зима. Как вы думаете, одинаковая ли будет зима
на территории всей степи? (Дается отрицательный ответ). Почему
не одинакова? .

Ученик: Потому что степь вытянута с запада на восток.

Учитель: Правильно, ребята. Зима не одинакова в западной и восточной частях степи. Как вы думаете, в какой части степи теплее и почему ?

Ученик: Теплее в западной степи, так как ближе к Атлантике, это оказывает утепляющее действие на погоду.

Учитель: Ответ правильный. В западной части степи зима ко­роткая и мягкая. Чем дальше на восток, тем суровее зима в степи. Если в западной части степи зима длится 2-2,5 месяца, то в во­сточной части — 6 месяцев. Зимой в степи дуют ветры, которые поднимают снег и образуют свирепые бураны. Ребята, как вы ду­маете, почему в степи бывают сильные снежные бураны?

Ученик: Потому что поверхность в степи равнинная и нет пре­
град для ветра.

Учитель: Правильно. Плоская равнина позволяет ветру нестись
с большой скоростью, не встречая на своем пути преграды. Я сей­час прочитаю описание бурана, а вы постарайтесь представить себе, как начинается это явление. "Иногда зимой в степи начинается нечто страшное. Ни облачка на туманном беловатом небе, ни ма­лейшего ветра на снежной равнине...". Так как же автор описывает начало снежного бурана?

Ученик: Снежный буран начался неожиданно. Сначала небо было ясное, тихо на земле, на небе ни облачка...

Учитель: Неожиданно начинается снежный буран. Правильно подметили особенность начала снежного бурана.

А теперь давайте подведем итог, какая же зима в степной по­лосе? Самое главное скажите.

Ученик: Короткая, мягкая в западной части степи и более суро­вая на востоке,

Учитель: Сравните зиму в степи с зимой в нашей местности.
Но сначала скажите, что значит "сравнить"? .

Ученик: Это значит сказать, чем похожа и чем отличается зима
в нашей местности от зимы в степи. .

Учитель: Итак, сравните. Что можно сказать о зиме в степи и в нашей местности?

Ученик: В нашей местности зима похожа на зиму в степях, но более суровая но сравнению с западной степью.

Учитель: Таким образом, зима в степи короткая и мягкая на западе и более суровая на востоке. Как вы думаете, а какое лето в степи по сравнению с летом в тундре ив полосе лесов?

Ученик: Лето в степи жаркое и более продолжительное, чем в тундре и лесной полосе.

Учитель: Почему? Объясните.

Ученик: Полоса степей расположена южнее тундры и полосы лесов. А чем южнее, тем теплее.

Учитель: Правильно, молодец. Если мы сказали, что зима в степи разная и по температуре, и по продолжительности, то этого нельзя сказать о лете в степи. Лето почти на всем протяжении имеет одинаковую температуру. Лето в степи жаркое и продолжи­тельное. Оно длится 4-5 месяцев. Если сравнить лето в степи с ле­том в нашей местности, то нужно сказать, что в степи намного су­ше. На западе степей еще выпадает много осадков, а вот чем даль­ше на восток, тем все меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это связано?

Ученик: Чем ближе к Атлантическому океану, тем больше вла­ги, чем дальше от океана, тем меньше влаги.

Учитель: Поэтому на востоке степь совсем не похожа на за­падную и называется сухой степью. Посмотрите картины, сравните их.

Ученики рассматривают картины и говорят, что на одной из них изображена западная степь — растительность богатая, а на дру­гой — восточная, сухая степь, растительности почти совсем нет.

Учитель: В начале лета, когда в земле еще не высохла влага, западная степь покрывается пышной растительностью. Растут красные тюльпаны, желтые и фиолетовые ирисы, маки и другие ранние цветы. (Ученики рассматривают соответствующие рисунки в учебнике). К концу лета степь не узнать. Зеленая трава высохла от жаркого сухого летнего ветра, и на смену ей вырос ковыль. (Показывается картина западной части степи и спрашивается у учащихся, какой из летних месяцев изображен на картине. Дети отвечают правильно). Не только зимой, но и летом дуют, в степи ветры. Но летом они очень горячие и очень сухие.

Кто знает, какой ветер дует в степи в летний период? (Ветер "суховей").

Этот ветер приносит очень много бед человеку. Я вам прочи­таю сейчас, как описывают это явление люди, которые наблюдали его, а вы внимательно слушайте, а потом назовете, какие именно беды приносит этот ветер. "Суховей. Неслышно подкралась засуха — жестокий враг. И вдруг налетает ветер яростный, горячий. Про­ходит несколько дней и не узнать веселой степи. Нет уже цветов, яркая трава пожелтела, выгорела. Пожелтел и хлеб, но не созрел, а высох. Погиб урожай. Сколько труда напрасно пропало! Вот что натворила засуха и ее злой союзник — суховей".

Учитель: Какие же беды человеку приносит ветер — "суховей"? Ученик: Суховей все губит.

Ученик: Суховей уничтожает хлеб, не дает ему созреть.

Ученик: Выжигает всю растительность.

Учитель: Но кроме степного "суховея" в степи бывают и дру­гие явления, тоже связанные с ветрами. Послушайте текст, кото­рый я прочитаю и определите, о чем идет речь? "Это была настоя­щая вьюга, но вместо снега летела черноземная и мельчайшая пыль, поднявшаяся высоко в воздухе. Во время этой бури воздух был так запылен, что солнце едва светило и казалось бледным дис­ком, а временами и совсем скрывалось. Уже на расстоянии 50 мет­ров ничего не было видно и автомашины шли с зажженными фарами, а самолеты не могли вылететь с аэродрома и идти на посадку..."

Учитель: Дети, как можно назвать это явление?

Ученик: Черная буря.

Учитель: Пыльная буря.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности летнего пе­риода степи. Кто же окажет, какое лето в степи?

Ученик: Лето в степи жаркое, сухое, продолжительное.

Учитель: Сравните лето в степи с летом в нашей местности. (Пауза). Что вы можете сказать об этом?

Ученик: Лето в степи продолжительнее и суше, чем в нашей местности. Оно жаркое.

Учитель: Итак, мы о вами выяснили, как географическое положение и поверхность степной полосы влияют на времена года степей.

А теперь, зная о поверхности степей, временах года в степи, что вы можете сказать о количестве водоемов в степи?

Ученик: Их немного.

Ученик: Они неглубокие.

Учитель: Как вы думаете, какие изменения происходят с водо­емами в летний период?

Ученик: Они мелеют, а некоторые и совсем высыхают.

Учитель: А почему так происходит?

Ученик: Потому что в степях очень сухо.

Учитель: Вы правильно сказали, что в степи немного водое­мов, они неглубокие и в летний период пересыхают. Но кроме мелких водоемов по территории степи протекают крупные, полно­водные реки. Посмотрите в атласы и скажите, какие реки проте­кают по территории степи? (Пауза). Назовите их.

Ученики называют: Волга, Урал, Иртыш, Дон, Днепр и пока­зывают по вызову учителя на карте.

Учитель: Посмотрите снова в атласы и скажите, какие части течений (нижнее, верхнее или среднее течение) этих рек протекают по территории степи?

Ученик: Нижние части течений рек.

Учитель: Я согласна с вами. Все эти реки — Волга, Дон, Днепр, Урал, Иртыш — берут начало не в степи, а в лесной поло­се, вот поэтому они и полноводные. Но протекая по территории степи они все же мелеют. Итак, мы с вами рассмотрели многие особенности природы степной полосы: и поверхность, и времена года, и реки. А теперь мы рассмотрим самое главное богатство сте­пи — почвы.

Почвы в западной части степи называют черноземными. Это самые плодородные почвы в мире. За плодородие их называют "доброй землей", "царем почв". Подумайте и ответьте на вопрос, от чего зависит плодородие почв?

Ученик: Плодородие почв зависит от толщины перегноя.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, разрез почвы степей и раз­рез почвы нашей области. (Учитель показывает почвенный разрез. Пауза). Что можете сказать о плодородии почв степи в нашей местности?

Ученик: В степи почвы плодороднее, чем в нашей области.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что толще слой перегноя.

Вызванный ученик подходит к доске, смотрит почвенный раз­
рез и по заданию учителя читает вслух, чему равна толщина пере­
гноя в том и другом случае, а учащиеся записывают названные
размеры в тетрадь. .

Учитель: Однако не во всей степи такие плодородные почвы. К востоку почвы менее плодородные. Восточную степь называют сухой.

Итак, дети, мы рассмотрели вопрос о почвах в степи. Давайте сделаем вывод — что же можно сказать .о почвах степи?

Ученики: В степи, особенно в западной части степи, почвы очень плодородные, они содержат много перегноя... За плодородие их называют "доброй землей"... Это самые плодородные почвы в мире. В восточной части степи почвы менее плодородные.

Учитель: Мы с вами рассмотрели многие особенности степи. Вспомните, в какой последовательности мы рассматривали эти особенности? С чего мы начали рассмотрение степной полосы?

Ученики: Сначала мы рассмотрели на карте, где расположена степь. Потом мы рассмотрели поверхность степи, потом особен­ности времен года в степи. После этого мы посмотрели, какие ре­ки протекают по степной полосе, какие там водоемы. Потом, ка­кие почвы в степи.

Учитель: Вы правильно составили план, по которому мы рассматривали особенности степной полосы. А как можно одним сло­вом назвать все эти особенности степи, которые мы с вами рас­смотрели?

Ученик: Можно назвать неживой природой степей.

Учитель: Запишите, пожалуйста, план рассмотрения темы "Природа степей" в тетрадь. Ученики записывают.

1. Положение.

2. Поверхность.

3. Времена года.

4. Воды.

5. Почвы.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели особенности нежи­вой природы степи, а на следующих уроках будем изучать особен­ности живой природы степи и труд людей в степи.

Запишите задание на дом: по плану составить рассказ о нежи­вой природе степи; в масштабе сделать почвенный разрез степи и нашей местности.

Вопросы для самоконтроля

1. Отсутствие какого компонента процесса овладения знания­ми, умениями, навыками приводит к формальным знаниям? По­чему?

2. Назовите условия успешного восприятия в учебном процессе.

3. На какой вид запоминания в основном опираются, строя учебный процесс в начальной школе.

4. Чем логически отличается структура процесса усвоения знаний от структуры процесса применения?

5. Перечислите виды, способы, уровни, формы применения знаний.

6. Докажите, что все компоненты процесса усвоения знаний тесно между собой связаны.

7. Как Вы думаете последовательное или параллельное изучение близкого по содержанию материала более успешно? Почему?

8. Назовите условия успешности произвольного и непроизвольного запоминания.

9. Назовите виды, формы, типы, уровни применения знаний.

10. Перечислите функции обучения.

11. Верно ли утверждение, что комплексный подход к учебному процессу предполагает лишь реализацию всех функций обучения?

Тема 4. Формирование учебной деятельности как условие успешности непрерывного образования

Учебная деятельность как один из видов человеческой дея­тельности. Ее характеристики.

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в услови­ях непрерывного образования. Значение учебной деятельности на разных возрастных этапах.

Овладение учебной деятельностью как одна из целей обучения. Структура учебной деятельности. Особенности ее формирования на разных ступенях непрерывного образования.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 25-29

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 12, §7, с. 208-210

3. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1989.

Дополнительная

1. Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника // Формирование учебной деятельности / Под ред. В. В Давыдова и др. М., 1982.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

3. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? //Начальная школа. 1999. № 7.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Отличие учебной деятельности от других видов деятельности (игра, труд)

2. Роль учителя в формировании учебной деятельности младших школьников.

3. Характеристика учебной деятельности как ведущего на этапе начального образования.

4. Структура учебной деятельности, предложенная Д.Б. Элькониным.

Задания

1. Прочитайте отрывки из работы Д.Б. Эльконина «Психология обучения младшего школьника» (Приложение № 6), выделите специфические особенности учебной деятельности, структурные ее компоненты.

2. Составьте сравнительную таблицу, характеризующую особенности игровой, трудовой и учебной деятельности, по следующим признакам:

- цель,

- функции,

- результат.

3. На основе изучения дополнительной литературы составьте реферативное выступление о влиянии формирования учебной деятельности на развитие личности учащихся.

Приложение № 6

Д.Б. Эльконин

Наши рекомендации