Нормативное проектирование

Предполагает следующую логику: желаемый в будущем вариант – нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» – определение траектории развития существующего сегодня объекта.

Социальному педагогу для успешного решения определенного класса профессиональных задач важно иметь достаточно полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управленческой деятельности. Это поможет адаптироваться к ритму работы соответствующего учреждения социально-педагогической инфраструктуры, понять сложный механизм его функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами различных служб.

Основу механизма управления деятельностью социального педагога на программно-целевой основе составляют такие его части как: система стратегического анализа и планирования; разработка целевых и комплексных программ; нормативно-правовое и методическое обеспечение; система корректировки и контроля качества реализуемых программ и др.

Базовым элементом программно-целевого управления является комплекс целевых программ.

Термин «программа» не случайно является сегодня наиболее популярным среди организаторов социально-воспитательных систем, так как это документ, предельно ясно устанавливающий связи концептуально определенных целей и механизмов их достижения. Программа содержит своеобразный сценарий развития воспитательной системы, в связи с этим она неотъемлемый атрибут последней, появляющийся на этапе её проектирования. Значимость программ в процессе социального воспитания состоит не только в том, что это дидактический инструмент управления свободным временем подростков, но и в том, что это важнейший элемент в структуре управления социально-педагогической деятельностью.

Разработка и внедрение в практику деятельности социального педагога разнообразных социально-воспитательных и образовательных программ, на основе которых осуществляется социальное воспитание подростков, позволяет:

- четко увязывать их с интересами различных социальных слоев и групп населения (детей, подростков, родителей, творческих групп и объединений), удовлетворять их разнообразные потребности;

- выравнивать социальную справедливость обслуживаемых слоев групп населения; повышать социальную эффективность деятельности подростков;

- определять новые направления и виды деятельности;

- совершенствовать методики привлечения подростков к творчеству различных направлений; вести поиск эффективных форм работы с одаренными детьми;

- совершенствовать существующие и определять новые формы соц. педагогической деятельности творческих коллективов и творческих объединений, определяя их взаимодействие в сфере свободного времени и места в общей системе социального воспитания;

- совершенствовать формы и методы семейного досуга и творчества в свободное время;

- создавать систему работы с социально незащищенными детьми и подростками;

- разрабатывать комплексные социально-значимые образовательные проекты (экологические, исторические, нравственные, культурные и т. д.), применять инновационные «научающие» технологии образования.

В основе разрабатываемых программ находятся такие основополагающие принципы как:

- учета реальных возможностей и условий обеспечения программ материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков, их психического и физического развития;

- ориентация на потребности общества и личности в образовании и социальном воспитании;

- принцип возможной корректировки программ с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности и воспитанности личности, её адаптации к современной социокультурной среде.

Особо выделяются при разработке целевых программ в сфере свободного времени такие принципы как:

- мотивации деятельности подростков на основе добровольности включения их по интересам в ту или иную деятельность при наличии у них доступных, понятных и осознанных целей;

- индивидуальности, что предполагает специально организованную деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными задатками, фантазией и жизненным опытом;

- системности, предполагающей взаимосвязь и преемственность систем знаний, т. е. родственных отношений повторения и учения, а также включение в социально воспитательный процесс «научающих» технологий, ориентированных на подготовку детей к жизни.

Целевые образовательные и социально-образовательные программы аккумулируют современный уровень знаний в работе социального педагога, органически включают основы знаний о социальных нормах и моральных ценностях, закладывают мотивационные ориентиры на трудовую деятельность. Программы ориентируют социальные институты воспитания на развитие у детей способностей к саморегуляции поведения в среде сверстников, к формированию среды общения, подготовку их к самостоятельной и ответственной деятельности в семейно-бытовой сфере, обучение культуре досуга, подготовку к выбору социально – ценных способов использования свободного времени, сохранению и укреплению здоровья и т. д.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Сущность планирования социально-педагогической деятельности заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования работы социального педагога – координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами – с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

· научность – социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

· согласованность – соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

· оптимальность – выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

· перспективность – построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

· коллегиальность – использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

· конкретность – четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

Разработка плана может строиться по следующей схеме:

- ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

- изучение литературы по общим основам планирования;

- изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;

- изучение рекомендаций научной организации труда;

- подготовка проекта плана;

- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;

- рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение его на заседании педагогического совета.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

- план годовой или на полугодие, выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

- план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

- план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел. Перспективный план может иметь следующую структуру:

- аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);

- цели и задачи работы;

- планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи).

К числу основных разделов относя профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную или координационную деятельность.

Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности.

План-график позволяет упорядочить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

Наши рекомендации