Философский уровень методологии педагогики
Общие принципы познания и категориальный строй любой науки обусловлены системой философского знания. Наиболее известными и используемыми педагогикой выступают такие мировые философские течения, как гносеологизм, экзистенциализм, марксизм, фрейдизм, теологизм, гуманизм и др.
Гносеологизм (от греч. gnosie – познание и наука; гносеология – наука о познании, теория познания). В педагогике проявляется в акцентуированном внимании к вооружению детей и взрослых знаниями другим человеком – учителем, владеющим ими. В этом случае обеспечивается достоверное понимание человеком окружающего мира. По мнению сторонников данного философского течения, от этого зависит все остальное – правильная ориентация человека в жизни и ее ситуациях, принятие эффективных решений и их успешная реализация. Основанный на этих соображениях педагогический подход долгое время преобладал в мире, нашел свое отражение в педагогической системе школы знания, но постепенно его практика сужалась, хотя и сохранилась до настоящего времени. Он, как и многие из других, стал комбинироваться с другими подходами.
Экзистенциализм (от лат. exsistensia – существование) в педагогике придерживается философии, построенной на понимании человеком конечности своего существования, прозрении и переживании экзистенции, т.е. отношения к своей жизни как величайшей ценности и уникальности, постижении смысла жизни, ответственности за выбор самого себя в ней (своего «Я»), своего бытия, способа существования, а также за все происходящее в мире. В этой системе взглядов придается большое значение эмоциям, переживаниям человека, постижению смыслов всего, т.е. значения для себя лично, для своего существования. В педагогике (М. Марсель Т. Морита, Дж. Кнеллер и др.) экзистенциализм сводит к минимуму возможности воспитания («все зависит от самого человека»), связывает их с побуждениями к деланию самого себя и своей жизни через трудное постижение ее смысла и своего «Я».
Преодолевая определенную мрачность и пессимизм исходных положений экзистенциализма, конструктивное его применение в педагогике предполагает приоритетность постоянного раскрытия обучающимся смыслов окружающего мира и учебного материала, эмоциональность при использовании педагогических средств и методов, показывает возможности достижения жизненного успеха, направлен на воспитание веры в него, в духовную удовлетворенность от сделанного.
Марксизм в педагогике связан с пониманием того, что историю творят люди, интересы и стремления которых побуждаются общественными условиями (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.). Природа личности социальна и связана с прижизненным ее формированием на основе природных, биологических предпосылок. Личность постольку развита, поскольку сформировавшиеся у нее духовные и материальные потребности побуждают к активности, удовлетворяющей их и вносящей позитивный вклад в общую жизнь людей и движение общества к совершенству. В формировании личности важнейшее место отводится окружающим социальным условиям, влияние которых зависит во многом от ее активного отношения к ним, и осуществления деятельности по их совершенствованию. Формирование личности — задача общества и всех его социальных институтов.
Марксизм в педагогике преобладал в XX в. в странах социализма (СССР, Чехословакия, Югославия, Польша, Германская Демократическая Республика, Венгрия, Болгария, Куба, Китай. Вьетнам) и в некоторых развивающихся странах Азии и Африки. В настоящее время он лишь частично сохраняется в ряде этих стран, сочетаясь с другими философско-педагогическими подходами.
Фрейдизм и неофрейдизм в подходах к развитию человека характеризуется признанием существования у него основополагающих, врожденных («глубинных»), инстинктивных биологических влечений, бессознательного в его психике. «Классический» фрейдизм (3. Фрейд) выделяет в качестве важнейших инстинктов сексуальный, продолжения рода, родительский и агрессии. Неофрейдизм, отрицая сексоцентризм Фрейда, но признавая роль «глубинных инстинктов», называет главными из них другие — «коренную тревогу человека», «бегство от свободы» (преодоление одиночества), стремление к самоутверждению, стремление к власти, влияние «коллективного бессознательного» и т.п. (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен. Э. Эриксон и др.).Педагогические подходы, основанные на таких представлениях, признают необходимость первоочередного удовлетворения врожденных и неизменныхинстинктов человека, предоставления возможности его «свободного развития», невмешательства, осуществления полового и семейного воспитания.
Бихевиоризм в педагогике исходит из психофизиологической теории, созданной в 1912 г. Дж. Уотсоном. В ней утверждается, что проявление активности человеком осуществляется по схеме «стимул — реакция» (S—R). Управлять поведением человека можно подбором стимулов. Приспособление к среде происходит по механизму научения — стихийного, малоосознанного приспособления к ней путем личного опыта проб и ошибок. Эта теория легла в основу педагогической концепции Б. Скиннера, известной как программированное обучение и популярной в 1980-х гг. Идея ее заключалась в пошаговом стимулировании процесса учения, каждый шаг которою продвигал бы обучающихся но оптимальному пути к достижению нужного результата. Бихевиористские подходы распространены в англоязычных странах.
Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) в педагогике («прагматическая», «инструментальная», «экспериментальная», «прогрессивная» педагогика, «новое воспитание») базируется на философии прагматизма, возникшей в конце XIX в. в США (Д. Дьюи, У. Джемс). Главная особенность прагматизма — убежденность, что жизнь в обществе подчиняется законам жизни животного мира и борьбы за существование. Поэтому в условиях рыночной экономики и законов бизнеса именно к такой жизни надо готовить молодых людей, а школа должна стать школой жизни. Педагогический подход, основанный на прагматизме, преобладает в США и ряде других стран по настоящее время.
Теологизм в педагогике опирается на религиозную идеологию и философию, признающих реальность мира, но утверждающих его божественное возникновение как воплощение «божественного разума», управляемого по воле Бога. Теологизм считает недоступным для науки и научного знания постижение истинных ценностей жизни, направлен на формирование у людей религиозного сознания, религиозной духовности, в которых цели, способы и нормы жизни подчинены религиозным догматам и нормам. Теологи отдают приоритет духовному воспитанию, формированию общечеловеческих ценностей, добродетелей, любви к человеку, сострадательности, честности, совестливости и др., предусмотренных религиозными писаниями. В полной мере религиозная педагогика реализуется лишь в конфессиональных учебных заведениях, а также в странах, где религия законодательно признана государственной идеологией.
Исследователю-педагогу важно понимать, что в основе изучаемых им педагогических фактов, педагогического опыта (течениях, системах, подходах, решениях, концепциях и пр.) всегда лежат определенные философские воззрения, нередко прямо не выраженные. Очень часто это положения не одного течения, а синтез нескольких течений философской мысли. Поэтому при анализе и оценке педагогического опыта необходимо прежде всего уяснить его глубинные философские основы. Без этого неизбежны грубые ошибки в его оценках.
Ведущая тенденция современной педагогической науки — ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» к личности. Эта же тенденция характеризует и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение требует, в первую очередь, разработки гуманистической методологии педагогики.
Согласно этой методологи одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности самой педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов философско-педагогического познания, его «человеческого измерения», принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности образования. Именно гуманистическая ориентация педагогики создает прочную основу будущего человечества, так как образование в этой системе взглядов является основным средством развития гуманистической сущности человека.
Гуманизм как система философских взглядов,как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой природы, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений и педагогических теорий, рассмотренных в исторических главах. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство ибратство, коллективизм и интернационализм и др.
Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенций (Г.Оллпорт, А.Маслоу), вера в себя и возможность достижения «Я-идеального» (К.Роджерс). Следует также отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, содействию, соучастию. Вот почему ключевой педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.
Гуманистическая методология обусловила появление такого общефилософского подхода в научном познании, как аксиологического, который позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой – решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология (от греч. axia – ценность, logos – учение о природе ценностей и структуре ценностного мира), являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, рассматривается как философский уровень методологии современной педагогики.
Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценность, согласно В.П. Тугаринову, – это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.
Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.п., привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку в практике мировой истории. В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.
В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество,но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека – значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.
Развитие педагогики в значительной мере обусловлено синтезом философских знаний, который приводит к расширению ее границ, диалогу ученых с разными философскими подходами. Однако для того, чтобы диалоговый режим взаимодействия различных подходов не остался декларацией, необходимо внедрение в методологическую практику аксиологических принципов:
- paвнoпpaвиe всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
- равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.
Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать представителям различных философских течений, искать оптимальные педагогические решения.