VIII. От чего зависит надежность теста?

1. От количества заданий.

2. От содержательного разнообразия заданий.

3. От длины теста.

4. От трудностей заданий.

5. От методики составления теста.

IX. Из перечисленных альтернатив выберите требова­
ния, которым должны отвечать диагностические тесты
обученности.

1. Относительная краткосрочность выполнения каждого
задания.

2. Однозначность и сжатость (краткость) ответа.

3. Валидность.

4. Дифференцированность.

5. Надежность.

6. Возможность количественной оценки.

7. Обеспечение статистической обработки результатов.

8. Возможность применения для сбора и анализа ответов
электронно-вычислительной техники или других приспособ­
лений.

9. Вероятность.
10. Правильность.

X. Ознакомьтесь с образцами школьных тестов по хи­мии и укажите, для какого контроля (предварительного, текущего, тематического или итогового) они могут быть использованы.

Тест 1. Составьте уравнение реакции между магнием и кислородом. Кодом ответа будет количество молекул окси­да. Ответ: 2.

Тест 2. Напишите уравнение реакции между цинком и со­ляной кислотой. Кодом реакции будет количество молекул кислоты, вступившей в реакцию. Ответ: 2.

Тест 3. Напишите уравнение реакции взаимодействия натрия с водой. Кодом реакции будет сумма коэффициен­тов выходных веществ. Ответ: 4.

| Диагностирование обучаемости

Диагностирование обученности неотделимо от диагности­рования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи с условиями (путями, способами) их достижения.

Обучаемость — это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Распространен­ными синонимами понятия обучаемости являются такие поня­тия, как «податливость», «учебная способность», «потенциаль­ные возможности», «восприимчивость» и др., выражающие ка­чества обучающейся личности.

Важнейшими компонентами понятия обучаемости явля­ются следующие: 1) потенциальные возможности обучаемого; 2) фонд действенных знаний (тезаурус); 3) обобщенность мыш­ления (мыслительного процесса); 4) темпы продвижения в обу­чении (усвоения знаний). Потенциальные возможности как фактор включают в себя индивидуальные характеристики (ка­чества) обучаемого. Среди них — восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность позна­вательной деятельности и др. Более всего важны сформирован-ность умственных действий, широта знаний, общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие, уровень усвоения знаний, умений и др. Обобщенность мышления — еще один определя­ющий обучаемость комплексный фактор, ответственный за ка-




чество (глубину, эффективность) познавательного процесса. Такие характеристики мышления, как сила, гибкость, самосто­ятельность, экономичность и другие, существенно определяют возможности и преимущества каждой личности в обучении.

Фактор темпов логично рассматривать как производный от предыдущих, потому что все преимущества личности, имею­щей более высокую обучаемость, перед личностью с более низ­кой характеристикой данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продви­жения в обучении и прироста результатов. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действен­ных знаний, умений, и характеристики мышления. Отсюда именно темпы являются определяющей характеристикой обу­чаемости. К повышению темпов и снижению затрат времени в конечном счете сводится вся экономия в обучении.

Какие же темпы необходимо учитывать в обучении, как их определять и как диагностировать обучаемость по темпам?

1. Темп усвоения знаний, умений (7)>).

Этот показатель допускает различные трактовки. Им можно охарактеризовать прежде всего время усвоения эталонного по­нятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного (но одинакового для всех обучаемых) понятия или теста:

Ту= Тф/Тэ- 100%,

где Тф — фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста кон­кретным обучаемым; Тэ — среднестатистическое время выпол­нения эталонного задания. Понятие «эталонный» имеет кон­кретный смысл и может означать «среднестатистический», «по многолетним наблюдениям», «в нашей школе», «на уровне принятых требований» и т. п. Организовать исследование этого показателя несложно: нужно предложить обучаемым выпол­нить тест и точно зафиксировать время выдачи ответа. Необхо­димым условием при этом является создание «сильной» моти­вации, т. е. стремления как можно раньше, но безошибочно выполнять работу. По результатам тестирования или выполне­ния задания устанавливается рейтинг обучаемых, их фамилии выставляются в списке согласно увеличению длительности (темпа) выполнения заданий.

2. Темпы продвижения в обучении (7л).

Этот показатель темпа намного полнее характеризует обу­чаемость, поскольку учитывает более длительный период обу­чения, на котором влияние данного качества проявляется зна­чительно сильнее. При использовании данного показателя при­нимается во внимание время полного усвоения раздела, части курса, всего учебного предмета. Аналитическое выражение по­казателя не отличается от предыдущего:

7л = Ту/ Тэ • 100%,

где Ту — время полного усвоения раздела (части курса, всего учебного предмета) конкретным учащимся; Тэ — эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установ­ленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов.

Практика постоянно подтверждает — тот обучаемый быст­рее овладевает предложенным ему объемом знаний, который имеет более высокую обучаемость. Поэтому изучение 7л от­крывает пути количественной оценки возможностей обучае­мых. При практическом определении показателя 7л необходи­мо опять-таки обеспечить надлежащую мотивацию учения. Вне связи с ней трудно реально оценивать темпы, обучаемость, возможности учащихся, поскольку известно, что при отсутст­вии надлежащих стимулов темпы, устанавливаемые самими учащимися, гораздо ниже возможных.

Экономия времени, ускорение темпов, досрочное изучение не только отдельных тем, разделов, но и целых курсов, как это мы наблюдаем в опыте лучших педагогов, достигаются за счет мобилизации обучаемости, внедрения стимулов, побуждающих повышать напряженность познавательного труда. Таким обра­зом, обучаемость не раз и навсегда установленное качество личности, а динамический процесс, развивающийся под влия­нием различных причин, которыми можно целенаправленно управлять.

3. Темпы прироста результатов (Тр).

Этот показатель характеризует динамику обучаемости и имеет исключительно важное значение для понимания и опе­ративного учета изменений, происходящих в учебном процес­се. Эти изменения носят характер повышения, стабилизации

или снижения результативности. Их нельзя отождествлять с оценками, поскольку последние могут значительно колебаться от урока к уроку: на появление определенной оценки в клас­сном журнале часто влияют и случайные причины. Изменения, о которых идет речь, характеризуют тенденцию, набравшую или набирающую силу в учебной деятельности каждого обучае­мого. Имеется достаточно оснований полагать, что тенденция эта обусловлена обучаемостью. Но тенденцию, как и привы­чку, внезапно изменить нельзя, ее исправляют медленно и по­степенно. Показатель прироста результатов сигнализирует, с какой скоростью идет этот процесс, какую направленность и характер он приобретает.

Понятие изменения (прироста, снижения) результативно­сти обучения раскроем на примере. Пусть успешность выполне­ния первого теста была 0,2, а следующего за ним — 0,9. Отно­шение последующего результата к предыдущему указывает на очень высокий темп прироста. В «нормальном» учебном про­цессе аналогичный скачок случается очень редко, так же как и внезапное снижение темпа. Оперируя темпами изменения ре­зультативности, можно охарактеризовать течение учебного процесса, колебания обучаемости отдельного учащегося или всего класса.

Показатель изменения результативности (Тр) выражает от­ношение последующих достижений к предыдущим:

Тр= Гл/73-100%,

где 7л — «последующее» зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных значениях, баллах), Тд — зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показате­лей. Конкретная аналитическая формула зависит от того, как трактуются понятия последующих и предшествующих достиже­ний: они могут получать значения абсолютных, среднеарифме­тических или взвешенных оценок; изменения в формуле воз­можны и в связи с тем, какое количество значений относится к «последующим», а какое — к «предыдущим».

Технология определения обучаемости учащихся по дидак­тическим темпам упрощает решение многих проблем. Прежде всего она применяется для дифференцирования однородных

классов (групп, подгрупп) обучаемых. До сих пор для этой цели брались такие критерии, как успеваемость, уровень под­готовленности по конкретным предметам, частично способно­сти и склонности учащихся, некоторые другие признаки. Но все они отражаются в обучаемости, по которой и следует диффе­ренцировать учащихся: именно эта интегрированная характе­ристика безошибочно указывает на возможности каждого уча­щегося, пути рационализации его персонального процесса.

Наши рекомендации