Квалификационное задание № 21

ОПРЕДЕЛИТЕ ФОРМЫ АФАЗИИ ПО ОПИСАННОЙ СИМПТОМАТИКЕ

Больная К., 67 лет, перенесла гипертонический инсульт, во время которого потеряла речь, остро развился правосторонний паралич.

Логопед: «Здравствуйте, Мария Васильевна!»

М.В.: «Плохая, несчастная, встала рано, не могу … вот так … бедная …он говорит, было … я не знаю».

Логопед: «Голова болит?»

М.В.: «Болит».

Логопед: «Давно болит?»

М.В.: «Плохо совсем …, даже не знаю».

Логопед: «Дети у Вас есть?»

М.В.: Отрицательно качает головой.

Логопед: «Вы кушали сегодня?»

М.В.: «Нет … господи, может быть пошанна …».

Логопед: «Ну, будьте здоровы, Мария Васильевна!»

М.В.: «А чего же ты? Это вот хорошо, да-да, вот хорошись …».

Логопед: «Станет Вам лучше, будем с вами больше говорить».

М.В.: Снова бессвязно начинает говорить.

Ответ. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.

Квалификационное задание № 22.

АНАЛИЗ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ

ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Тема: Групповое занятие с заикающимися подростками и взрослыми.

Цель: закрепление речи свободной от заикания в сложных ситуациях общения.

Оборудование: зеркало, мяч, тексты.

Ход занятия:

1. Организационная часть: отчет заикающихся о своей речи за прошедший день (были ли трудности, какие, почему, использовались ли элементы психической зарядки, аутотренинга).

2. Речевая и эмоциональная зарядка:

· проговаривание формул самовнушения;

· артикуляционная гимнастика: для губ («трубочка» – «улыбка», натягивание губ на зубы), языка («жало», «болтушка», «маятник»);

· дыхательная гимнастика;

· голосовые упражнения;

· развитие мелкой моторики рук.

Работа над техникой речи.

· Чтение стихотворных текстов (без подготовки, выразительно, соблюдая слитность и плавность речи, выдерживая паузы).

Пример стихотворного текста – Л. Татьяничева «Что ты сделал хорошего» («Достается недешево счастье трудных дорог …»)

· Чтение про себя прозаического текста, выделение его основной мысли и пересказ прочитанного.

Пример прозаического текста – «Из истории вещей. Велосипед. Гвоздь. Часы. Ножницы …»

· Составление рассказов о профессиях слесаря, почтальона, водителя, врача и т.д.

· Работа с фразеологическими оборотами.

Заикающимся раздаются карточки с фразеологическими оборотами («А ларчик просто открывался», «Волк в овечьей шкуре», «Он бьет баклуши», «Он строит воздушные замки», «Попал впросак»). Нужно выразительно прочитать, объяснить смысл, составить предложение с фразеологическим оборотом.

Речевая игра «Комментатор».

В игре участвует не менее 2 человек: один выполняет разнообразные действия (пантомима), а другой их комментирует.

5. Итоги занятия: сначала подводят сами заикающиеся, а затем с заключительным словом – характеристикой их речи выступает логопед.

6. Задание на дом: самостоятельно проводить аутотренинг, прочитать вслух индивидуально подобранные стихи, подготовить пересказ текстов прозы.

Ответ.Трудности в работе с заикающимися подростками и взрослыми обусловлены стойким характером речевого расстройства, нарушениями эмоционально-волевой сферы. У заикающихся подростков и взрослых отмечается наличие страха перед речью, неуверенность в исправлении своего дефекта, что приводит к возникновению проблем в общении.

При реабилитации заикающихся подростков и взрослых большое значение имеет ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ. Одним из важных методов, применяемых при заикании у подростков, является АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА.

Вместе с тем у подростков отмечаются и положительные качества: гибкость и пластичность психики, интерес к различным областям знаний, стремление к общению и обмену мнениями, тяготение к эмоциональным формам деятельности, к юмору. Это позволяет использовать разнообразные виды деятельности: игры типа «Кто быстрее?», «Клуб веселых и находчивых», инсценировки, экспромтные репортажи, «пресс-конференции», дискуссии, «интервью», обыгрывание ситуаций, «микросимпозиумы», «конкурсы эрудитов», имитация выставок с пояснениями экскурсаводов, спортивные репортажи и КОММЕНТАРИИ, рассказ, экспромты занимательных фактов, озвучивание немых сценок и др.

Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией. Логопедическая коррекция заикания у подростков и взрослых предусматривает ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ РЕЧИ, которая включает в себя:1) постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией; 2) чтение текстов и их пересказ; 3) автоматизацию новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в различных ситуациях общения.

Особое внимание уделяется воспитанию ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению ситуаций.

Данный план-конспект занятия соответствует этапу перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности (по системе В.М. Шкловского).

Реализация системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых предусматривает пребывание в стационарных условиях.

Квалификационное задание № 23.

АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ

Ваня С., 5 лет.

Импрессивная речь соответствует возрасту. Словарный запас не нарушен (сформированы обобщающие понятия, называет предметы по их описанию, подбирает синонимы и антонимы и т.д.). Называет картинки со сложным слоговым составом. Грамматический строй речи не нарушен (правильно согласовывает существительные с прилагательными, числительными; образовывает формы родительного падежа множественного числа и т.д.). Самостоятельно составляет рассказ по картинке. Устанавливает родственные связи, знает времена года и их признаки. Имеются недостатки звукопроизношения (р – горловое, свистящие – межзубные). Состояние физического и фонематического слуха в норме.

Наблюдаются судороги в дыхательно-голосовом аппарате, которые носят тоно-клонический характер. Имеет место эмболофразия (ну …, вот …), двигательные уловки.

Строение и моторика артикуляционного аппарата не нарушены.

Познавательная деятельность сохранна.

Логопедическое заключение: заикание тоно-клонической формы, дыхательно-голосового типа, средней степени, умеренная степень фиксированности на дефекте, сигматизм, ротацизм.

Ответ.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ

1. Анкетные данные.

2. Анамнез. При сборе анамнеза обратить внимание на время появления заикания, причины его возникновения, особенности проявления и течения, на особенности эмоционально-волевой сферы.

3. Проявление заикания:

§ место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные);

§ форма судорог (клоническая, тоническая, смешанная);

§ частота проявления судорог и сохранные речевые возможности (определяются уровни свободной речи, начиная со спонтанной и заканчивая сопряженной формой речи);

§ наличие трудных звуков, их сочетаний, слов;

§ наличие сопутствующих насильственных и ненасильственных двигательных нарушений;

§ наличие речевых уловок (эмболофразия).

4. Импрессивная и экспрессивная речь:

§ словарный запас;

§ слоговая структура слова;

§ грамматический строй речи;

§ связная речь;

§ звукопроизношение.

Необходимость обследования состояния речевой деятельности заикающихся детей обусловлена тем, что заикание может возникнуть, как на фоне нормально сформированной речи, так и на фоне общего недоразвития речи. Следовательно, тщательное обследование экспрессивной и импрессивной речи имеет важное значение для уточнения причин, форм (невротической, неврозоподобной) заикания, а главное для правильного построения коррекционно-воспитательного воздействия.

5. Строение артикуляционного аппарата. Необходимость обследования строения артикуляционного аппарата возникает в тех случаях, если у ребенка отмечаются недостатки звукопроизношения.

6. Моторика артикуляционного аппарата.

7. Общая моторика и мелкая моторика рук. Обследование общей и речевой моторики имеет значение как для уточнения форм заикания, так и для дифференцированного подхода при проведении артикуляционной гимнастики, логоритмических занятий.

8. Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп, ритм, выразительность речи, состояние голоса.

9. Слуховая функция:

§ состояние физического слуха;

§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10. Письменная речь.

11. Психическое состояние. Обследование познавательной деятельности способствует дифференциальной диагностике невротической и неврозоподобной форм заикания.

Обследование эмоционально-волевой сферы заикающихся, прежде всего определение степени фиксированности на дефекте, необходимо для совершенствования коррекционно-воспитательного воздействия, т.к. известно, что эффективность устранения заикания во многом определяется степенью фиксированности на дефекте.

§ Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму судорог (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляционный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), сопутствующие речевые нарушения (дислалия, дизартрия, алалия), степень фиксированности на дефекте (нулевая, умеренная, выраженная). Например, заикание тоно-клонической формы, дыхательно-артикуляционного типа, средней степени, с умеренной степенью фиксированности на дефекте, осложненное дизартрией.

Клинический диагноз (невротическая, неврозоподобная форма заикания) ставит врач-невропатолог. Данные обследования логопеда уточняют этот диагноз.

Наши рекомендации