Урок - творческий отчет
Цель- практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся.
Подготовительный этап:
1. Тема и дата урока объявляется заранее (в зависимости от сложности темы - один-два месяца).
2. Объявляются варианты творческих заданий по теме: например, изготовить прибор, разработать проект, произвести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. п. Каждый выбирает себе задание по интересам.
3. Работать можно индивидуально или группой (творческой, инициативной), полностью самостоятельно или пользуясь рекомендациями, консультациями.
Требования к отчету: дать обоснование выбора вопроса и форм работы, изложить суть и объяснить полученные результаты, показать их практическое применение.
Ход урока.
1. Вводное слово учителя.
2. Выступление учащихся с отчетами (если задание выполняла группа - докладывает один).
3. Ответы докладчиков на вопросы одноклассников и членов приемной комиссии (учителя, родители, учащиеся, приглашенные гости). В ответах могут участвовать ичлены группы, готовившей задание.
4. Подведение итогов.
Оцениваются результаты работы учеников по выбранным заданиям (при групповом выполнении все члены одной группы получают одну оценку) с учетом выполнения всех требований.
УРОК-СОЧИНЕНИЕ
Подобные уроки позволяют реализовать связи теории с практикой, продолжить развитие у школьников наблюдательности, аналитических способностей, умения излагать свои мысли связно и аргументировано; проверить усвоение темы у всего класса.
Рекомендуется при изучении дисциплин естественно-математического цикла в средних и старших классах.
Цель- закрепление знаний по теме, развитие умения
анализировать.
Ход урока:
1. Класс получает задание: написать сочинение по предмету. В нем нужно связать в единое целое 5-10 известных каждому ученику случаев из жизни, где встречаются изученные на уроках явления или понятия.
2. Описание в сочинении различных явлений и краткое
их объяснение.
3. Оценка сочинений - учитывается количество примеров, языка мысли, качество объяснения примеров и то, как они "вписаны" в рассказ.
УРОК - ОСМОТР САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ
Эти уроки - итог домашней работы школьников.
Цельуроков-выставок: расширить кругозор учащихся, дав новую информацию; развить самостоятельность, эстетический вкус (при оформлении работ и их созерцании) и умения вести рассказ, выступать перед товарищами; привить интерес к предмету, пропагандировать широкий спектр знаний, творчество.
Подготовительный этап.
Темы уроков-выставок объявляются заранее, примерно за месяц; тогда же определяют названия и содержание ее разделов (стендов), формируют группы, создающие разделы. В состав каждой группы, готовящей экспозицию, входят оформители-умельцы (подбирают экспонаты-рисунки, модели, таблицы, чертежи - и монтируют их на стенде) и экскурсоводы-знатоки (дают краткие пояснения по стенду).
Ход урока:
Знакомство с основными разделами выставки.
Рассказы экскурсоводов-знатоков с краткими пояснениями по стендам.
Подведение итогов выставки.
6. УРОК-ВЕРНИСАЖ 1 вариант
Цель:Обобщение и систематизация знаний учащихся. Ход урока:
Вступительное слово учителя.'
Рассказ экскурсовода-ученика о человеке, которому посвящена выставка.
Рассказ об основных темах творчества.
Заключительное слово учителя.
2 вариант.
Вступительное слово учителя.
Рассказ о вернисаже.
Вернисаж (французское слово) - торжественное открытие «художественной выставки. Название происходит от обычая покрывать картины лаком перед открытием выставки.
Публичные показы художественных произведений были известны уже в Древней Греции, но выставочная деятельность началась во Франции в 18 в, когда были открыты салоны, получившие названия потому, что художественный показ производился в салонах Лувра.
Работа реставрационной мастерской.
Рассказ о жанрах изобразительного искусства.
Подведение итогов урока.
3 вариант.
К данному уроку готовятся три учащихся-"экскурсовода".
Ход урока:
1. Вступительноеr-слово учителя.
2. Рассказ первого экскурсовода о том человеке, которому посвящена выставка.
3. Рассказ второго экскурсовода о семейном укладе художника.
4. Рассказ третьего экскурсовода об основных темах
творчества.
5. Заключительное слово учителя.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ УРОК
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно - жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
Проведение театрализованного урока возможно при изучении, закреплении и обобщении программного материала по любому учебному предмету. Суть его состоит в использовании элементов арт-педагогики и изложении содержания учебного материала в сценариях пьес, которые разыгрываются учащимися по ролям.
Цель: формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой, выработка у учащихся чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
Театрализованный урок включает в себя следующие подструктуры: сюжетная; смысловая, т. е. содержательная, основанная на развитии темы; общенческая; языковая (темп, тембр, интонация речи); подструктура телодвижений (мимика, позы, жесты); психологическая, т. е. эмоционально-волевая подструктура. Все эти подструктуры конструируются учителем в виде сценария урока (сюжет, роли, завязка, действия героев, речевые тексты, характер и манеры поведения, цели героев, их симпатии и антипатии и т. д.). В нем проектируется проявление или формирование новых элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений. Сценарии таких уроков включают роли, описание сцен, функций, одежды, т.е. все как в настоящих спектаклях.
Театрализованные уроки могут быть построены на различных приемах, использовать различные формы.
Формы: спектакль, салон, сказка, студия, урок - психодрама.
Приемы:
- постановка отрывков изучаемых литературных текстов;
- постановка кукольного спектакля по литературным произведениям, сказкам;
- постановка пьес собственного сочинения на литературные, исторические, математические, химические и другие темы.
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Информационная часть: знакомство с историей возникновения и развития театра.
Представление с постановкой проблемных заданий, которые подключают в активную работу всех учащихся класса.
Заключительная часть представления. Этап подведения итогов, повторения и обобщения использованного в представлении материала. История театра.
Покровительницей театра является муза Мельпомена. Интересна история появления театра на Руси. В середине XVII века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о театральных действах». На Руси тогда театра не было, только бродячие скоморохи и кукольники ходили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович заинтересовался новым зрелищем и решил устроить театр в Москве. Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немецкой слободы, пастору Грегори. В селе Преображенском было построено для театра специальное здание - «комедийная хоромина». Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. Представление пьесы «Эсфирь» длилось целых 10 часов, в нем участвовало более 60 актеров. Спектакли шли два раза в год.
При царе Петре I было построено специальное здание для представлений - «Комедийная храмина», в которой места по стоимости соответствовали четырем разрядам. Входные билеты, или, как их иногда называли, ярлыки, печатались на толстой бумаге. Ярлыки продавались в чуланах - небольших комнатах при театре. Касса была устроена в виде двух ящиков: в один опускались полученные за вход деньги, а в другой - ярлыки. Собранные деньги охранялись. В этой храмине по воскресеньям и вторникам играли русские артисты, по понедельникам и четвергам - немцы. Спектакли включал все театральные эффекты и ужасы: сражения, убийства, отравления и т. д. Афиши о представлениях разносили знатным людям сами актеры. Театральные представления были разнообразными: шествия, фейерверки, маскарады. На случай пожара в «Комедийной храмине» стояло два ушата воды, в театре строго запрещалось курить.
30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ об учреждении государственного русского театра. Это был его официальный день рождения.
В XVIII веке существовал крепостной театр графа Шереметьева в его имении Останкино, который был уникален и по своему богатству, и по вкусу, с которым ставились спектакли, и по своим сценическим эффектам. Зрительный зал вмещал 250 человек. Штат театра насчитывал 170 человек. Для обучения крепостных актеров искусству пения, танца, декламации приглашались лучшие зарубежные педагоги. В репертуаре театра было свыше 100 произведений различных жанров (опера, балет, пьеса и т.д.).
Декорации к спектаклям создавали лучшие художники того времени. Театр славился лучшей в России сценической техникой. Она была настолько совершенна, что позволяла театральный зал в течение 30 минут превращать в зал для танцев.
Здание Большого театра было построено в 1856 году по проекту Альберта Кавоса.
2 вариант.
Цель:воспитывать у учащихся внимательное, уважительное отношение к театральному искусству, основы зрительской культуры, развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации; развивать навыки театрально-исполнительской деятельности, умения работать с различными источниками информации; дать знания о театре.
Подготовительная работа:
1. Формирование творческих групп (по принципу психологической совместимости).
2. Работа творческих групп в библиотеках со словарями, энциклопедиями, справочниками.
3. Определение фрагментов для постановки (выбор осуществляет творческая группа).
4. Постановка выбранного фрагмента, подготовка комментария к представляемому фрагменту.
5. Подготовка декораций, реквизита для представления (творческая группа).
6. Приглашение зрителей на спектакль.
Ход урока.
Вступительное слово ведущего, посвященное театру. Просмотр фрагмента. Заключительное слово.
УРОК-ПСИХОДРАМА
Цель:формирование критического самопознания, коррекция личного опыта и поведения.
Является разновидностью театрализованного урока. Учащиеся разыгрывают сценки из собственной жизни (как они учат уроки, пишут сочинение). Данный урок - своеобразный урок психотерапии. Если в классе есть учащиеся с задержкой психического развития, то такие сценки хорошо разыгрывать с помощью кукольного театра. Психологи утверждают, что при этом возникает «драматическая психоэлевация», т. е. возвышение души средствами искусства. Создатели таких психодрам считают, что в ребенке противоречиво сочетаются яркая выраженность естественной натуры и слабо развитая непробужденная личность. Спрятавшись за ширму, ребенок говорит от имени куклы, закрывшись маской, и потому получает уникальную возможность выражать себя через другое «лицо».