Урок - творческий отчет

Цель- практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков уча­щихся.

Подготовительный этап:

1. Тема и дата урока объявляется заранее (в зависи­мости от сложности темы - один-два месяца).

2. Объявляются варианты творческих заданий по теме: например, изготовить прибор, разработать проект, произ­вести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. п. Каждый выбирает се­бе задание по интересам.

3. Работать можно индивидуально или группой (твор­ческой, инициативной), полностью самостоятельно или пользуясь рекомендациями, консультациями.

Требования к отчету: дать обоснование выбора во­проса и форм работы, изложить суть и объяснить получен­ные результаты, показать их практическое применение.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя.

2. Выступление учащихся с отчетами (если задание выполняла группа - докладывает один).

3. Ответы докладчиков на вопросы одноклассников и членов приемной комиссии (учителя, родители, учащиеся, приглашенные гости). В ответах могут участвовать ичлены группы, готовившей задание.

4. Подведение итогов.

Оцениваются результаты работы учеников по выбран­ным заданиям (при групповом выполнении все члены од­ной группы получают одну оценку) с учетом выполнения всех требований.

УРОК-СОЧИНЕНИЕ

Подобные уроки позволяют реализовать связи теории с практикой, продолжить развитие у школьников наблюда­тельности, аналитических способностей, умения излагать свои мысли связно и аргументировано; проверить усвое­ние темы у всего класса.

Рекомендуется при изучении дисциплин естественно-математического цикла в средних и старших классах.

Цель- закрепление знаний по теме, развитие умения

анализировать.

Ход урока:

1. Класс получает задание: написать сочинение по предмету. В нем нужно связать в единое целое 5-10 из­вестных каждому ученику случаев из жизни, где встреча­ются изученные на уроках явления или понятия.

2. Описание в сочинении различных явлений и краткое

их объяснение.

3. Оценка сочинений - учитывается количество примеров, языка мысли, качество объяснения примеров и то, как они "вписаны" в рассказ.

УРОК - ОСМОТР САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ

Эти уроки - итог домашней работы школьников.

Цельуроков-выставок: расширить кругозор учащих­ся, дав новую информацию; развить самостоятельность, эстетический вкус (при оформлении работ и их созерца­нии) и умения вести рассказ, выступать перед товарища­ми; привить интерес к предмету, пропагандировать широ­кий спектр знаний, творчество.

Подготовительный этап.

Темы уроков-выставок объявляются заранее, примерно за месяц; тогда же определяют названия и содержание ее разделов (стендов), формируют группы, создающие разде­лы. В состав каждой группы, готовящей экспозицию, входят оформители-умельцы (подбирают экспонаты-рисунки, мо­дели, таблицы, чертежи - и монтируют их на стенде) и экс­курсоводы-знатоки (дают краткие пояснения по стенду).

Ход урока:

Знакомство с основными разделами выставки.

Рассказы экскурсоводов-знатоков с краткими поясне­ниями по стендам.

Подведение итогов выставки.

6. УРОК-ВЕРНИСАЖ 1 вариант

Цель:Обобщение и систематизация знаний учащихся. Ход урока:

Вступительное слово учителя.'

Рассказ экскурсовода-ученика о человеке, которому посвящена выставка.

Рассказ об основных темах творчества.

Заключительное слово учителя.

2 вариант.

Вступительное слово учителя.

Рассказ о вернисаже.

Вернисаж (французское слово) - торжественное откры­тие «художественной выставки. Название происходит от обычая покрывать картины лаком перед открытием вы­ставки.

Публичные показы художественных произведений бы­ли известны уже в Древней Греции, но выставочная дея­тельность началась во Франции в 18 в, когда были откры­ты салоны, получившие названия потому, что художест­венный показ производился в салонах Лувра.

Работа реставрационной мастерской.

Рассказ о жанрах изобразительного искусства.

Подведение итогов урока.

3 вариант.

К данному уроку готовятся три учащихся-"экскурсовода".

Ход урока:

1. Вступительноеr-слово учителя.

2. Рассказ первого экскурсовода о том человеке, кото­рому посвящена выставка.

3. Рассказ второго экскурсовода о семейном укладе ху­дожника.

4. Рассказ третьего экскурсовода об основных темах

творчества.

5. Заключительное слово учителя.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ УРОК

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно - жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Проведение театрализованного урока возможно при изучении, закреплении и обобщении программного мате­риала по любому учебному предмету. Суть его состоит в использовании элементов арт-педагогики и изложении содержания учебного материала в сценариях пьес, которые разыгрываются учащимися по ролям.

Цель: формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой, выработка у учащихся чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Театрализованный урок включает в себя следующие подструктуры: сюжетная; смысловая, т. е. содержательная, основанная на развитии темы; общенческая; язы­ковая (темп, тембр, интонация речи); подструктура тело­движений (мимика, позы, жесты); психологическая, т. е. эмоционально-волевая подструктура. Все эти подструктуры конструируются учителем в виде сценария урока (сюжет, роли, завязка, действия героев, речевые тексты, характер и ма­неры поведения, цели героев, их симпатии и антипатии и т. д.). В нем проектируется проявление или формирование новых элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений. Сценарии таких уроков включают роли, описание сцен, функций, одежды, т.е. все как в настоящих спектаклях.

Театрализованные уроки могут быть построены на раз­личных приемах, использовать различные формы.

Формы: спектакль, салон, сказка, студия, урок - психо­драма.

Приемы:

- постановка отрывков изучаемых литературных тек­стов;

- постановка кукольного спектакля по литературным произведениям, сказкам;

- постановка пьес собственного сочинения на литера­турные, исторические, математические, химические и дру­гие темы.

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Информационная часть: знакомство с историей возникновения и развития театра.

Представление с постановкой проблемных заданий, ко­торые подключают в активную работу всех учащихся класса.

Заключительная часть представления. Этап подведе­ния итогов, повторения и обобщения использованного в представлении материала. История театра.

Покровительницей театра является муза Мельпомена. Интересна история появления театра на Руси. В середине XVII века русские послы, возвращаясь из-за границы, рас­сказывали о театральных действах». На Руси тогда театра не было, только бродячие скоморохи и кукольники ходили по городам и давали свои представления.

Царь Алексей Михайлович заинтересовался новым зрелищем и решил устроить театр в Москве. Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немец­кой слободы, пастору Грегори. В селе Преображенском было построено для театра специальное здание - «коме­дийная хоромина». Первый спектакль состоялся 17 октяб­ря 1672 года. Представление пьесы «Эсфирь» длилось целых 10 часов, в нем участвовало более 60 актеров. Спектакли шли два раза в год.

При царе Петре I было построено специальное здание для представлений - «Комедийная храмина», в которой места по стоимости соответствовали четырем разрядам. Входные билеты, или, как их иногда называли, ярлыки, пе­чатались на толстой бумаге. Ярлыки продавались в чула­нах - небольших комнатах при театре. Касса была устрое­на в виде двух ящиков: в один опускались полученные за вход деньги, а в другой - ярлыки. Собранные деньги охра­нялись. В этой храмине по воскресеньям и вторникам иг­рали русские артисты, по понедельникам и четвергам - немцы. Спектакли включал все театральные эффекты и ужасы: сражения, убийства, отравления и т. д. Афиши о представлениях разносили знатным людям сами актеры. Театральные представления были разнообразными: шест­вия, фейерверки, маскарады. На случай пожара в «Коме­дийной храмине» стояло два ушата воды, в театре строго запрещалось курить.

30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ об учреждении государственного русского те­атра. Это был его официальный день рождения.

В XVIII веке существовал крепостной театр графа Ше­реметьева в его имении Останкино, который был уникален и по своему богатству, и по вкусу, с которым ставились спектакли, и по своим сценическим эффектам. Зрительный зал вмещал 250 человек. Штат театра насчитывал 170 че­ловек. Для обучения крепостных актеров искусству пения, танца, декламации приглашались лучшие зарубежные пе­дагоги. В репертуаре театра было свыше 100 произведений различных жанров (опера, балет, пьеса и т.д.).

Декорации к спектаклям создавали лучшие художники того времени. Театр славился лучшей в России сцениче­ской техникой. Она была настолько совершенна, что позволяла театральный зал в течение 30 минут превращать в зал для танцев.

Здание Большого театра было построено в 1856 году по проекту Альберта Кавоса.

2 вариант.

Цель:воспитывать у учащихся внимательное, уважи­тельное отношение к театральному искусству, основы зрительской культуры, развивать эстетический вкус, способ­ности к театральному творчеству, к импровизации; развивать навыки театрально-исполнительской деятельности, умения работать с различными источниками информации; дать знания о театре.

Подготовительная работа:

1. Формирование творческих групп (по принципу психологической совместимости).

2. Работа творческих групп в библиотеках со словаря­ми, энциклопедиями, справочниками.

3. Определение фрагментов для постановки (выбор осуществляет творческая группа).

4. Постановка выбранного фрагмента, подготовка ком­ментария к представляемому фрагменту.

5. Подготовка декораций, реквизита для представления (творческая группа).

6. Приглашение зрителей на спектакль.

Ход урока.

Вступительное слово ведущего, посвященное театру. Просмотр фрагмента. Заключительное слово.

УРОК-ПСИХОДРАМА

Цель:формирование критического самопознания, кор­рекция личного опыта и поведения.

Является разновидностью театрализованного урока. Учащиеся разыгрывают сценки из собственной жизни (как они учат уроки, пишут сочинение). Данный урок - своеоб­разный урок психотерапии. Если в классе есть учащиеся с задержкой психического развития, то такие сценки хорошо разыгрывать с помощью кукольного театра. Психологи ут­верждают, что при этом возникает «драматическая психоэлевация», т. е. возвышение души средствами искусства. Создатели таких психодрам считают, что в ребенке проти­воречиво сочетаются яркая выраженность естественной натуры и слабо развитая непробужденная личность. Спря­тавшись за ширму, ребенок говорит от имени куклы, за­крывшись маской, и потому получает уникальную возмож­ность выражать себя через другое «лицо».

Наши рекомендации