Модель «Русская школа»
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить.
Ф.Тютчев
Гончаров Иван Федорович- доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета,
Погодина Людмила Николаевна- директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы Л» 141 г. Москвы и объединяющего детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.
Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой начиная со времен М.В. Ломоносова. Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы высказывали И.А. Ильин, К.А. Тимирязев, Н. Бердяев, В.В. Розанов и в новое время Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.
В школе дореволюционной России национальная идентификация осуществлялась с помощью преподавания на русском языке православия (изучения Закона Божьего), после революции эту роль выполняли русский язык и коммунистическое воспитание.
С начала 90-х годов выделилось несколько направлений строительства русской национальной школы. Сторонники культурно-образовательного подхода (И.Ф.Гончаров) стараются максимально насытить содержание образования русским этнографическим и историческим материалом. Ими широко используются русские народные песни и музыка, хоровое пение, былины, сказания, а также родиноведче-ский материал. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечественная литература, география России, русское искусство. В преподавании преодолевается доминирующий ныне, по мнению сторонников этого направления, «очернительный» взгляд на историю русского народа как цепь неудач и поражений и осуществляется переход к воспитанию на положительных примерах, показу светлых сторон русского характера, героических сторон истории. Как правило, образовательная деятельность органично дополняется соответствующей воспитательной работой.
Русскую национальную школу создают и учредители православных учебных заведений, где образовательный материал представлен религиозным содержанием, составляющим неотъемлемую составную часть русской культуры - молитвами, Житиями святых, духовной музыкой, церковным песнопением. Интересная попытка возрождения очагов русской духовности по примеру Сергия Радонежского путем организации своеобразных школ-монастырей предпринимается исподволь в различных регионах страны (М.Щетинин).
Третье направление - это построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России. Национальная школа - это в первую очередь просто хорошая система образования. Стремление же гипертрофировать национальное содержание неизбежно ограничивает общее образование; «нация не нечто противоположное общечеловеческому, но стиль творческого усвоения народом общекультурного содержания» (С.Гессен).
Модель «Новая русская школа», осуществляющаяся в с.ш. №141 г. Москвы (Л.Н.Погодина), объединяет особенности всех трех перечисленных направлений, интегрируя и адаптируя их позиции к современным социально-политическим и экономическим условиям.
Классификационная характеристика
По уровню применения:общепедагогическая.
По философской основе:гуманистическая + религиозная.
По основному фактору развития:социогенная + психогенная.
По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная + суггестивная.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СЭН + СУМ.
По характеру содержания:обучающая + воспитательная, светская + религиозная.
По типу управления познавательной деятельностью:система малых групп.
По организационным формам:классно-урочная, академическая + клубная, индивидуальная + групповая.
По подходу к ребенку:личностно ориентированная.
По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная.
По направлению модернизации:гуманизация и демократизация отношений.
По категории обучающихся:массовая.
Целевые ориентации
• Формирование нового русского человека - высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к само образованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина.
• Возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей.
• Создание системы школьного образования, основанной на глубоком освоении богатейшего культурного наследия России, повышение уровня знаний населения о России и одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации.
• Пробуждение русского национального самосознания, русского национально го духовного характера, глубинными чертами которого являются:
- идея единения и согласия, гармония народного бытия («лад», «мир»);
- идея великой Русской земли;
- ощущение исторического долга и преемственности поколений, служение отеческой вере, государству (державе), народу;
- идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов;
- идея духовного служения и стремления к истине («правде-матушке»);
- идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, богослужения (служения высшим ценностям);
- идея «чинности», «слаженности» (русский аналог гармонии) бытия;
- идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов;
- всечеловечность (всемирная отзывчивость).