Описание показателей и критериев оценивания компетенции на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Под компетенцией «Способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами» в рамках преподаваемой дисциплины мы понимаем способность человека строить устную и письменную речь в соответствии с законами текстообразования, обладать выбора языковых средств разных уровней в соответствии с жанрами речи.

ОК-5 «Способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами»
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
систему русского языка; законы построения устной и письменной речи; стили русского языка, в частности, публицистический и научный   строить устную и письменную речь в соответствии с законами текстообразования   навыками использования словарей и справочников; навыками выбора языковых средств разных уровней в соответствии с жанрами речи  
Технологии формирования названной компетенции: Классическая лекция. Проблемная лекция. Лекция с презентацией. Практические занятия с активными и интерактивными приемами обучения. Коммуникативные технологии (ролевые игры, деловые игры, публичные выступления на заданную тему, выступления с презентациями, речевые ситуации, метод Сократа). Информационные технологии (подготовка презентаций на основе современных мультимедийных средств). Самостоятельная работа (работа в малых группах, круглый стол). Технологии диагностики названной компетенции: №1, №2, №3, №4, №5.
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Шкала оценивания  
Уровни сформированности компетенции   Содержательное описание уровня   Основные признаки уровня  
Пороговый уровень   Знание системы русского языка; законов построения устной и письменной речи; стилей русского языка, в частности, публицистический и научный. Владеет навыками работы с основными лингвистическими понятиями. №1 (Тест 1); №2; №3 (60-70%); №4; №5 (знание ответов на вопросы).
Стандартный уровень   Знание системы русского языка; законов построения устной и письменной речи; всех стилей русского языка. Умение критически относиться к своей речи и речи окружающих. Владеет технологией использования гуманитарных знаний. №1 (Тест 1, тест 2); №2; №3 (80%); №4; №5 (знание ответов с демонстрацией способности к лингвистическому анализу).
Эталонный уровень   Знание системы русского языка; законов построения устной и письменной речи; всех стилей русского языка в контексте педагогической деятельности. Владеет технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний. №1 (Тест 1, тест 2); №2; №3 (90-100%); №4; №5(знание ответов в их связи с решением профессиональных задач).


Под компетенцией «Готов использовать знания языка для общения и понимания текстов различных жанров» в рамках преподаваемой дисциплины мы понимаем способность к незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом; способность говорения и понимания, выступающих предпосылками профессионально-педагогической деятельности.

ОК-6 «Готов использовать знания языка для общения и понимания текстов различных жанров»
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
систему русского языка; теорию коммуникации     использовать знания языка для общения и понимания текстов различных жанров навыками выбора языковых средств разных уровней в соответствии с жанрами речи
Технологии формирования названной компетенции: Классическая лекция. Проблемная лекция. Лекция с презентацией. Практические занятия с активными и интерактивными приемами обучения. Коммуникативные технологии. Информационные технологии. Самостоятельная работа. Технологии диагностики названной компетенции: №1, №2, №3, №4, №5.
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Шкала оценивания  
Уровни сформированности компетенции   Содержательное описание уровня   Основные признаки уровня  
Пороговый уровень   Знать систему современного русского языка, теорию коммуникации. Терминологически правильно определяет любую фонетическую категорию; даёт квалифицированный фонетический и фонематический анализ любого текста, владеет навыками грамотного письма. №1 (Тест 1); №2; №3 (60-70%); №4; №5 (знание ответов на вопросы).  
Стандартный уровень   Знать систему современного русского языка на разных уровнях; нормы словоупотребления; нормы русской грамматики; орфографические нормы современного русского языка; нормы пунктуации и их возможную вариантность. Владеет различными формами, видами устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности. №1 (Тест 1, тест 2); №2; №3 (80%); №4; №5 (знание ответов с демонстрацией способности к лингвистическому анализу).
Эталонный уровень   Умение анализировать лингвистический материал в контексте педагогической деятельности. Владеет культурой речи на высоком уровне. №1 (Тест 1, тест 2); №2; №3 (90-100%); №4; №5(знание ответов в их связи с решением профессиональных задач).

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

№1.Тестовые задания

ТЕСТ №1

1.Запишите, какому выразительному средству соответствует определение: «Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий, за счет чего усиливается художественное значение первого из сравниваемых предметов, называется ________».

2. Запишите, какому выразительному средству соответствует определение:

«Описание животных или неодушевленных предметов, если они наделяются человеческими чувствами, мыслями – это __________».

3. Запишите, какому выразительному средству соответствует определение:

«Замена какого-либо слова сложносочиненным описательным оборотом речи, в которой указаны признаки не названного прямо предмета – это __________». Например, «страна восходящего солнца».

4. Запишите, какому выразительному средству соответствует определение:

«Расположение слов в порядке нарастания или ослабления признака – это ___________».

5. В предложении «Как и следовало ожидать, все выяснилось на следующий день» лексическая ошибка классифицируется как…

6. К группе « Деловая переписка» относится…

1. сожаление;

2. докладная записка;

3. автобиография;

4. протокол;

7. Текст «Деятельность университета закипела в умах Петербурга» построен на использовании _____________.

8. Запишите, какому лексическому средству соответствует определение:

a) «Перенос наименования с части на целое или с целого на часть называется _________».

9. Укажите, какой документ может иметь определение: «Документ, который содержит сведения биографического характера. Его цель - место, на которое претендует составитель».

10. Запишите, какому понятию соответствует определение:

«Принятые в об­щественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств – это _______».

11.Расположите предложения так, чтобы получился текст.

А. Над рекой висели два моста, и каждый из них был по-своему красив.

Б. И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.

В. Но все-таки, как бы они были красивы, это были всего лишь мосты.

Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие синеватые холмы.

12.Расположите предложения так, чтобы получился текст.

А. Читатель не должен останавливаться над книгой, чтобы восстановить правильное движение слов, соответствующее характеру того или иного куска прозы.

Б. Об этом говорил Чехов Горькому, когда писал ему, что «беллетристика должна укладываться (в сознании читателя) сразу, в секунду».

В. Прежде всего ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения, вся сразу.

Г. У подлинной прозы всегда есть свой ритм.

13. Расположите слова в соответствии с порядком следования ударного слога в нем:

А. - Жалюзи; Б. - Газопровод; В. - Иконопись; Г. - Намерение.

14. Расположите слова в соответствии со звуками [г], [х], [в], [к], произносимыми на месте буквы «гэ»:

А. - Легкий; Б. - Слоги; В. - Монолог; Г. - Синего.

15. Расположите предложения в соответствии с типом лексической ошибки в нем:

1.Я мыслю, что сдам экзамен. 1. Тавтология.

2.Мать постоянно была на работе,

и мальчик был представлен самому себе. 2. Плеоназм.

3.В рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

рассказывается об Ионыче. 3. Смешение паронимов.

4.Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. 4. Неудачный выбор синонимов.

16.Расположите характеристики коммуникативных качеств речи в данной последовательности:

1.«Соответствие речи нормам литературного языка»; 1.Чистота,

2.«Отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов»; 2.Правильность,

3.«Речь, способная поддерживать внимание и интерес слушателя»; 3.Богатство,

4.«Использование в речи разнообразных средств языка». 4.Выразительность.

17. Расположите примеры комплиментов в соответствии с их типом:

1. - Вы замечательно танцуете!

- С Вами это совсем не трудно! 1. Прямой,

2. - Мне Вас искренне жаль… наверное,

нелегко быть такой красивой женщиной! 2.Косвенный,

3. - Рядом с Вами особенно остро ощущаю,

сколько у меня недостатков! 3.Комплимнт-антитеза,

4. - Привет, Оля! Выглядишь потрясающе! 4.Комплимент-ответ.

18. Расположите функциональные стили в соответствии с их жанром:

1. Разговорный стиль; 1.Монография;

2. Официально-деловой стиль; 2. Корреспонденция;

3. Публицистический стиль; 3. Закон;

4. Научный стиль; 4. Спор;

19. Расположите типы документов по указанным критериям:

  1. Оригинал и копия; 1. По фактору адресации;
  2. Внешняя и внутренняя деловая переписка; 2. По доступности;
  3. Срочные и второстепенные; 3. По сроку исполнения;
  4. Открытые и конфиденциальные; 4. По критерию первичности.

20. Расположите слова в соответствии с порядком следования ударного слога в нем:

А. - Феерия; Б. - Черпать; В. - Нефтепровод; Г. - Обеспечение

21. Расположите слова в соответствии с порядком следования ударного слога в нем:

А. - Апостроф; Б. - Квартал; В. - Кухонный; Г. - Аристократия.

22.Установите соответствие между законом логики и его формулировкой:

А) Закон непротиворечия – 1. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна сама себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении каждая мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

Б) Закон тождества – 2. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них ложно.

В) Закон достаточного основания – 3. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них истинно.

Г) Закон исключенного третьего – 4. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

23. Установите соотношение между названием словаря и языковыми вариантами, выбор которых отражается в данном словаре:

А) Словарь омонимов – 1. Искусный - искусственный

Б) Орфоэпический словарь – 2. Атлас - атлас

В) Словарь паронимов – 3. Юбка - понева

Г) Диалектный словарь - 4. Красивее - красивее

24. Установите соотношение между максимами принципа вежливости и его основным правилом:

А) Максима одобрения- 1.Высказывай благожелательность!

Б) Максима симпатии - 2. Не хули других!

В) Максима великодушия - 3. Отстраняй от себя похвалы!

Г) Максима скромности- 4. Не затрудняй других!

25. Установите соотношение между категориями принципа кооперации и их постулатами ( Г.П. Грайсу):

А) Категория Количества - 1. «Старайся, чтобы высказывание было истинным».

Б) Категория Качества - 2. Твое высказывание должно содержать не не меньше информации, чем требуется».

В) Категория Отношений- 3. «Выражайся ясно».

Г) Категория Способа - 4. «Не отклоняйся от темы»

26. Установите соотношение между основными родами красноречия и соответствующим им видам речи:

А) Социально-политическое - 1. Приветственные, юбилейные, застольные, поминальные…

Б) Академическое - 2. Речи во время судебного процесса.

В) Судебное - 3. Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение…

Г) Социально-бытовое - 4. Выступления по вопросам экономики, строительства, этики, культуры на митингах, общественных собраниях, заседаниях…

27. Установите соотношение между методом преподнесения материала и его характеристикой:

А) Индуктивный метод - 1. Расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.

Б) Дедуктивный метод - 2. Расположение материала от частного к общему.

В) Метод аналогии - 3. Расположение материала от общего к частному.

Г) Концентрический метод - 4. Сопоставление различных явлений, событий, фактов.

28. Установите соотношение между целью делового общения и типом документа, реализующего эту цель:

А) Информирование - 1. Письмо приглашение, письмо-напоминание, письмо-требование…

Б) Побуждение - 2. Служебная записка, сопроводительное письмо, письмо-сообщение…

В) Придание юридического статуса чему-либо - 3. Приказ, распоряжение, указание…

Г) Выражение предупреждения, требования, отказа - 4. Договор, доверенность, справка…

29. Установите соотношение между предложением и типом нарушения синтаксической нормы в нем:

А) Школу окончили тридцать один человек. - 1. Нарушение согласования определения с определяемым словом.

Б) Первых два места поделили наши спортсмены. – 2. Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым.

В) Я люблю балет и читать.- 3. Ошибка в употреблении деепричастного оборота.

Г) Прочитав о боях, мне сразу представилась эта картина. - 4. Нарушение сочетания однородных членов предложения.

30.Укажите предложения, где слова, набранные курсивом, НЕ выделяютсяили НЕ отделяются запятыми.

1. Листва берез висит не шелохнувшись.

2. Молодой человек слез с подоконника и зашагал размахивая руками.

3. Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни.

4. Умение пользоваться словарями бесспорно необходимо каждому человеку.

ТЕСТ №2

1.Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Она выбрана на эту роль из 878 кандидатов, пришедших по объявлению.

1. восьмисот семьдесят шесть

2. восемьсот семьдесят шесть

3. восемьсот семидесяти восьми

4. восьмисот семидесяти восьми

2.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: опека, ассорти, нарочно?

1. о[п'э]ка, а[с]орти, наро[чн]о

2. о[п'э]ка, а[сc]орти, наро[шн]о

3. о[п'э]ка, а[с]орти, наро[шн]о

4. о[п'о]ка, а[с]орти, наро[шн]о

3.Замечание в адрес подчиненного, связанное с неудачной работой, нужно сделать:

1. в устной форме наедине с подчиненным

2. в устной форме в присутствии коллег

3. по телефону

4. в письменной форме

4.Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1. (не)зависимый от условий, никем (не)победимая страна, (не)полтора дня

2. крайне (не)обдуманное решение, (не)веселая девочка, (не)рассказанная история, все (не)профессионалы

3. (не)оправданное решение, далеко (не)известный писатель, (не)лучше

5.Определите, какое из выразительных средств использовано для создания рекламного слогана: телефонная трубка мира (телекоммуникационная система связи)?

1. фонетические повторы, рифмованные лозунги

2. каламбур

3. дефразеологизация (семантический распад фразеологизма)

4. окказионализмы (новые слова)

6. К разговорной разновидности русского литературного языка относятся...

1. только устные тексты публицистического научного стилей

2. тексты, предназначенные для неофициального, непринужденного общения

3. только просторечные диалоги

4. только устные речи, предназначенные для восприятия

7. Укажите, какой документ необходимо написать, чтобы оправдать свое отсутствие на работе.

1. заявление

2. объяснительную записку

3. объявление

4. резюме

8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. так(таки), бледно(розовый), (киловатт)час

2. ликеро(водочный), (хлебо)булочный, (по)братски

3. (мало)помалу, (в)перевалку, (четверть)финал

4. (детски)наивный, (радостно)счастливый, (светло)глазый

9.Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Хемогенные породы формируются в результате химических и физических процессов. Они могут образовываться путем осаждения минералов из морской воды, как например, кремень - разновидность кремнезема. Хемогенные осадки (гипс или каменная соль)накапливаются при испарении воды из соленых озер или мелководных морей. Они также формируются в процессе выщелачивания, когда подземные воды растворяют или переоткладывают минералы. Примером является боксит-алюминиевая руда.

1. разговорные

2. профессиональные

3. общеупотребительные

4. термины

10. Имеет значение «разоблачать кого-либо, изобличать в неблаговидных поступках» фразеологизм…

1. держать камень за пазухой;

2. ставить вопрос ребром;

3. назвать вещи своими именами;

4. заводить волынку.

11.В каком ряду во всех словах ударение падает на последний слог?

1. банты, красивее, приняла

2. древко, ишиас, иконопись

3. овен, дзюдо, завидно

4. апостроф, девиз, декольте

12.Найдите лишний пункт официально-деловой письменной речи.

1. нерегламентированный процесс записи информации

2. коммуникативная точность

3. стандартизация и унификация языковых и текстовых средств

4. широкое использование языковых формул

13.Укажите группу склоняемых фамилий.

1. Виктор Гюго, Дмитрий Дурново

2. Евгений Соболевич, Игорь Чистовский

3. Владимир Косых, Виктор Коноваленко

4. Инна Соболевич, Екатерина Шмидт

14.В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1. стенография, агент, адаптер

2. жерло, агония, форзац

3. феномен, биржа, якуты

4. бекон, афиняне, десяток (яиц)

15. Укажите, в каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы

1. северная Пальмира, московский государственный педагогический институт

2. современные донкихоты,заполярье

3. древняя Русь, в каменном веке

4. австралийские Альпы, курган Славы

16. Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании…

1. великий Верди

2. крепкий кофе

3. золотое салями

4. целебное алоэ

17.Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота:

1. И Агафья Михайловна, топая ногами, прошла в свою комнату, так сильно стукнув дверью, что стекла задрожали в окнах.

2. Он бродил по реке днями, ночевал тут же на берегу, питаясь то ушицей, то деревенским обедом, выменянным на свежую рыбу.

3. Тяжелые волны мирно и ровно катились одна за другой, приподнимая одинокую лодку.

4. Поднимая цены на топливо, это прямо отражается на себестоимости продукции.

18.Укажите пример с грамматической ошибкой:

1. взять у их

2. согласно желанию

3. прийти из армии

4. на обоих берегах

19. Речевая ошибка допущена в предложении:

1. От шоссе отходила в сторону дорога.

2. Бог в помощь вам, друзья мои…

3. Каждый работник должен знать несомые им обязанности.

4. Зачарованный тайной огня, я смотрел на лиловые угли.

20.Определите, какое выразительное средство используется для создания рекламного слогана «не теряйте лицо» (реклама косметики):

1. фонетический повтор

2. сочетание латиницы с кириллицей

3. окказпомализм (новое слово)

4. дефразеологизм (распад фразеологизма)

21. Укажите предложение, где слова, выделенные курсивом, не отделяются или не выделяются запятой:

1. Трамвай летел позванивая к самому морю.

2. На взгляд-то он хорош да зелен.

3. Глаза томно увлажняясь смотрели.

4. Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом.

22.Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств - это…

1. литературная норма

2. язык научного стиля

3. язык художественной литературы

4. разговорная речь

23.Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Архитектор Гильпредоставила на конкурс проект гостиницы.

1. мужской

2. женский

3. общий

4. средний

24. Каким словарём вы не пользуетесь при выборе варианта:

Замок- замок Компас- компас Натуральный – натуралистический яи[чн]ица- яи[шн]ица

1. этимологическим словарём

2. словарём омонимов

3. словарём паронимов

4. орфоэпическим словарём

25.Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква Е:

1. пр…умножить, знаки пр…пинания

2. пр…дел в храме, пр…светлый образ

3. пр…дел (граница) возможностей, пр…бывать в неведении (оставить в определенном состоянии)

4. пр…мадонна, пр…подать урок

26.Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква О:

1. нов…каин, к…тастрофа, г…ризонт

2. к…русель, пл..стилин, корп…рация

3. п…ролон, к…бура, б…рдюр

4. к…морка, в…лидол, пап…ротник

27. Выберите документ, относящийся к группе «Деловой переписки»:

1. договор

2. запрос

3. извещение

4. выписка из протокола

28.К традиционно хорошим зачинам не относится:

1. извинения

2. цитата

3. пословица

4. наглядный пример

29.Источником возникновения фразеологизма «кануть в лету» является:

1. художественная литература

2. античная литература

3. Библия

4. устное народное творчество

30. Императивные нормы:

1. строго обязательные

2. предполагают выбор

3. действуют в книжном стиле

4. допускают нарушения

№ 2. Компетентностно-ориентированное задание: подготовить выступление на одну из тем. Темы для публичного выступления.

  1. Что дает человеку образование? 2. Должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому? 3. Можно ли победить блат. 4. Кто больше успевает — тот, кто только учится или тот, кто и подрабатывает? 5. Какие жертвы могут принять дети от родите­лей? 6. Исправляет ли преступника тюрьма? 7. Надо ли разрешить курение в школе? 8. Как победить пьянство? 9. Нужна ли нам цензура? 10. Должны ли родители помогать детям выполнять домаш­ние задания? 11. Могут ли все жить богато? 12. Можно ли искоре­нить преступность? 13. Должны ли родители учитывать мнение детей при совершении больших покупок. 14. Дети должны использовать опыт и знания родителей. 15. Хорошо учиться необходимо для будущего. 16. Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться и к вам. 17. Отдыхать надо в России. 18. Надо ли иметь дома собственную библиотеку.

№.3. ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Наши рекомендации