Особенности деятельности инновационных образовательных организаций
Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия
Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.
Продуктами инновационной педагогической деятельности является нововведение положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.
Группы нововведений: - в содержании; - в методиках, технологиях, приемах; - в организации учебно–воспитательного процесса; - в управлении системой школьных дел по масштабам.
Необходимость инновационной пед-й деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования, определяется рядом обстоятельств:
1) происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно–воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;
2) усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
3) изменение характера отношения учителей к освоению и применению педагогических новшеств;
4)вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений.
Критерии пед. инноваций:
1) новизна. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (Бургин);
2) оптимальность – минимизация средств учителей и учащихся для достижения результатов;
3)результативность – устойчивость положительных результатов в деятельности учителей;
4) возможность творческого применения инноваций в массовом опыте. Развитие школы – это процесс разработки и усвоения новшеств.
Выделяют 5 инновационных путей:
1) развитие своего собственного опыта;
2) заимствование кем-то созданного;
3) освоение научных разработок; 4) путь проб и ошибок; 5) эксперимент.
Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение:
1. Определение потребности в изменениях.
Инновационный процесс начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса. Это становится результатом аналитической работы специализированных научных организаций, органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов. Известно много примеров, когда творческие учителя, будучи неудовлетворенными способами своей работы, создавали новшества, которые затем получали широкое распространение в практике образования.
2. Сбор информации и анализ ситуации.
3. Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения.
Разработка способов решения проблем - проектирование новшеств может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и теми, кто возьмется за это по собственной инициативе или же по чьему-то заказу.
4. Принятие решения о внедрении (освоении).
Найденные новшества или новшества, информация о которых поступает из каких-то источников, прежде чем решится вопрос об их внедрении, должны пройти внутреннюю экспертизу. Далеко не всегда те из них, которые пригодны в одном учреждении, могут быть использованы в другом. Поэтому экспертиза, которая осуществляется в период создания новшества, и экспертиза на стадии его освоения имеют как общее, так и различное содержание.
Не все новшества, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, а также может быть недостаточно сил и средств для их параллельного внедрения. Поэтому нужен проект желаемой образовательной системы школы и программа движения к нему, определяющая, какие новшества и в какой последовательности будут вводиться.
5. Собственно само внедрение, включая пробное использование новшества.
Разработанное новшество должно пройти экспериментальную апробацию, в результате которой в него могут быть внесены коррективы.
Прежде, чем новшество выйдет в стадию распространения, оно проходит экспертизу, т.е. оценку своего соответствия различным требованиям.
6. Распространение новшества.
Распространение новшества требует его тиражирования, а также доведения информации о нем до потенциальных пользователей. Распространению содействует наличие специальной инфраструктуры поддержки инновационных процессов. В нее входят различные консультационные службы, обучающие центры, эксперты, внедренческие центры и др.
Распространение новшества может идти успешнее или, наоборот, хуже, чем хотелось бы тем, кто этим занимается. Поэтому должны осуществляться анализ хода распространения новшества, выявляться факторы, мешающие распространению, и реализоваться меры по их устранению.
7. Институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.