ФГОС как основной ориентир построения содержания образования
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Международная организация по стандартам предлагает следующее определение стандартизации: «Это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон».
Понятие стандартизация, по отношению к образованию, понимается как деятельность по нахождению решения в повторяющихся, типичных задачах воспитания и обучения, управлении образованием и педагогической наукой, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в науке и практике. Это деятельность всего коллектива или его уполномоченных представителей направленная, прежде всего, на разработку и внедрение правил, норм, совместного договора по упорядочению всей педагогической практики.
Структура Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) утверждена Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ. ФГОС включают три вида требований:
– требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
– требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
– равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
– единство образовательного пространства Российской Федерации;
– преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Стандарт, как принятая норма, – это отнюдь не шаблон, не трафарет, не лекало, под которое нужно подогнать человека, будто заготовку а гарантированное предоставление возможностей. Стандарт – не только совокупность доктринальных положений и требований, но и гарантированный набор возможностей, которые образовательная система обязана предоставить всем детям преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет. Стандарт – набор требований стандарта предъявляется не к учащемуся, а к системе образования. Стандарт – то, что система обязана обеспечить, предоставить. Стандарт в образовании – гарантия конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. Стандарт обозначает, что «хуже нельзя». Придя в любое российское образовательное учреждение, каждый гражданин должен быть уверен, во-первых, в том, что здесь будет предоставлен определенный, известный ему и устраивающий его уровень условий (возможностей) – от автобуса, гардероба, столовой и туалета до компьютеров и высокопрофессионального преподавателя по каждому предмету, и во-вторых, в том, что он, действительно, получит это.
ФГОС разрабатывался в рамках решения стратегической, общественно значимой задачи выявления, агрегирования и закрепления в виде конвенциональной нормы (общественного договора) современных запросов к сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства. При разработке стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества, в его основу положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. Эта установка предполагает отказ от прямого копирования западных моделей образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При разработке стандарта был полностью учтён объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса.
Основным предназначением стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической дели российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих: адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Основным образовательным результатомв этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности, способной:
– быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
– получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
– принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.