В. Становление и развитие философии образования. Ее междисциплинарный контекст
Становление фил. Образ. как дисциплины произошло во второй половине ХХ в. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в неразрывном единстве. Существует различие между подходами в понимании философии образования.
В философии образования раскрывается сущность и природа всех явлений в образовательном процессе: образование само по себе (онтология образования), как оно осуществляется (логика образования), природа и источники ценностей образования (аксиология образования), поведение участников образовательного процесса (этика образования), методы и основы образ-я (методология образования), совокупность идей образования в определенную эпоху (идеология образования) и, наконец, образование и культура (культурология образования).
Онтология образования. Онтология (др.-греч., сущее +… логос) – это философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия, в отличие от учения о познании (гносеологии), т.е это учение о существующем.
Образование– это система, процесс и результат познавательной и практической деятельности, достигнутый уровень знаний, умений и навыков: главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей.
Образование имеет три основных значения: образование как достояние личности, как процесс обретения личностью своего достояния, как система (социальный институт) в обретении такого достояния.
Особенностеи образования. Во-первых, образование обладает определенной консервативностью, благодаря чему не все изменения становятся достоянием различных инновационных образовательных процессов. Во-вторых, образование имеет глобальный характер, т. е. проблемы образования, возникающие в России, актуальны и для других стран. В-третьих, образование имеет резонансный характер, т. е. процессы, происходящие в обществе, оказывают ощутимые воздействия на систему образования. В-четвертых, хранителями разумной консервативности выступают достаточно устойчивые образования в виде региональных, муниципальных систем. В-пятых, образование выступает как ценность, к которой стремятся все.
Логика образования. Логика – это наука о законах мышления, способах доказательств и опровержений; ход рассуждений, последовательность связанных между собой умозаключений; внутренняя закономерность, продуманность, разумность. С одной стороны, логика руководит движением мысли исследователей, а, с другой, – сама изменяется в ходе познания окружающего мира.
Аксиология образования. Аксиология – это учение о ценностях, т. е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом. Ценности – вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни.
Аксиология образования основана на гуманистических и этических принципах, и образованию отводится ведущая роль в решении задачи предотвращения войн, объединении усилий людей в деле защиты окружающей среды.
Для обоснования ценностей и целей образования значение имеют категории, как менталитет и толерантность. Менталитет, представляя собой квинтэссенцию культуры. В нем воплощаются основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Он находится в тесной связи с результатом образования и в результативности образования занимает иерархически высшую ступень (грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет) (Б.С. Гершунский).
Толерантность - терпимость и доброжелательное отношение к другим людям, другим народам, образу их жизни и мысли. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».
Формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, участвующего в демократическом процессе.
Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:
· способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
· толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
· правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
Методология образования. Методология – это учение о научных способах познания; означает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В ХХ в. произошли важнейшие изменения в методологии познания: на смену системному анализу и системному подходу пришел синергетический подход; была обоснована идея единой системы методов для изучения сложных систем.
Идеология образования. Идеология – это система различных идей, представлений, понятий и взглядов, в которых определяются, осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеология образования определяется общественным строем и соответствующим развитием науки.
Рассмотрим некоторые взгляды идеологов образования в различные исторические эпохи.
Сократ (ок. 470–399 до н.э.).Считал, что существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом (высшим добром) и справедливостью. У Сократа можно выделить три основных вида знания, которые, тем не менее, для него были нераздельными: 1) знание – это знание о нас самих и о ситуациях, в которых мы находим себя; 2) знание о том, как мы должны жить (нормативное знание); 3) знание должно быть «одно» с человеком (знание, которого придерживается человек).
1. «Благо» есть «знание». 2. «Правильные знания необходимо ведут к моральным действиям». 3. «Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к счастью».
Платон (427–347 до н.э.).Согласно Аристотелю, Платон был основоположником учения об идеях. Философия для Платона является в равной степени познанием и образованием. Процесс образования – это вечное странствование между верхом («светом») и низом («царством теней»). Идеи не изолированы друг от друга, а образуют связанное целое.
Платон ставит вопрос об идеальной системе образования. Для него важна именно система как целое, а не частные детали, связанные с изучаемыми предметами, возрастом учеников или экзаменами. Предлагаемая Платоном система образования. Во-первых, образование должно быть в руках государства. Во-вторых, образование должно быть доступным для всех вне зависимости от происхождения и пола. В-третьих, образование должно быть одинаковым для всех.
Аристотель (384–322 до н.э.).Вершиной развития философской мысли Древней Греции выступает созданная Аристотелем теория познания. Материалистический сенсуализм Аристотеля отчетливо проявляется в утверждении, что познание начинается от предметов, действующих на наши чувства, и приводит к законам, познаваемым нашим разумом.
Аристотель рассматривал приобретение знания как процесс, который начинается с чувственного опыта и завершается постижением сущности. По Аристотелю, для каждого отдельного человека цель заключается в реализации его способностей в обществе, в котором он живет; в нахождении собственного стиля и места в обществе, на котором он лучше всего реализует свои способности. Он предложил модель нравственного воспитания– тренировать детей в подходящих типах поведения, т.е. упражнять в хороших поступках.
Эпикур (341–270 до н.э.). Поздняя Античность. Учил осмотрительному стилю жизни. Упрощенно положения эпикурейской жизненной философии можно сформулировать следующим образом: единственное благо, которое существует, – наслаждение; для обеспечения максимального наслаждения необходимо стремиться к тем благам, которые можно контролировать. Философия Эпикура – философия наслаждения (гедонизм).
Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп (ок. 490–430). Представители эллинистического (греч-о) стоицизма. В качестве важнейших элементов они рассматривали долг и воспитание характера человека. Стоицизм – это идеология преимущественно имущих классов; важность долга, воспитания и веры во всеобщие законы.
Конфуций (551–479 до н.э.) – самый знаменитый педагог Китая, основатель конфуцианства. В центре его внимания находились проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Он первым разработал концепцию идеального человека: гуманности, человечности, любви к людям, справедливости, верности, искренности и т.д. Исходной точкой учения Конфуция была концепция чжэн мин – выправления (исправления) имен, т. е. приведение вещей в соответствие с их названием.
Джон Локк (1632–1704) – основатель сенсуалистического направления в познании мира. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Он был убежден, что материал мышления и познания происходит из опыта. Согласно его учению, «душа» (разум) человека при рождении есть tabula rasa (чистая доска) и ее заполнение происходит в процессе жизни и чувственной деятельности человека. По Локку, познание возникает из опыта (простых идей восприятия и рефлексии), но рассудок активно перерабатывает этот материал, что приводит к появлению качественно отличного от простых идей. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Рассудок человека играет активную роль в познании.
Ян Амос Коменский (1592–1670) – основатель теории обучения, автор «Великой дидактики», которая явилась своеобразным сплавом педагогических идей того времени. В педагогике Я.А. Коменского отражается общее философское видение мира. Им были сформулированы принципы дидактики: наглядность, последовательность и систематичность, прочность, самостоятельность и активность, природосообразности. Он впервые обосновал ступени школьной системы обучения:
1) материнская школа (до 6 лет); 2) элементарная школа (школа родного языка) – до 12 лет; 3) латинская школа (до 18 лет); 4) академия (до 24 лет).
Жан Жак Руссо (1712–1778) – основатель теории свободного воспитания. Основными факторами воспитания он считал природу, людей и предметы окружающего мира.
Французский просветитель, он выступил против авторитаризма в воспитании, против приучения ребенка слепо повиноваться приказаниям взрослых. В своих воззрениях он придерживался так называемого природосообразного воспитания, т. е. такого воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки.
Иммануил Кант (1724–1804). С помощью своей трансцендентальной философии пытался преодолеть эмпиризм Джона Локка и Давида Юма и рационализм Рене Декарта. Для этого немецкого мыслителя чувственное созерцание и анализирующий рассудок неразрывно связаны между собой. Он считал, что в нашем познании есть нечто, что необходимо и общезначимо. В этом состоит «коперниканский» переворот в теории познания. К типам познания окружающего мира он относил аналитическое познание, синтетическое и синтетическое априорное. Первый тип познания относится к связям между понятиями (например: «все холостяки являются неженатыми мужчинами»); второй – к чувственным впечатлениям (например «листья на деревьях зеленые»); третьи – к постижению форм (например «все происходящее имеет причину»), т. е. нет необходимости обращаться к опыту.
Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) – один из основателей историцизма, представляющий специфическую установку и подход к истории. Он сформулировал идею органического развития мира, прослеживая ее в неживой и живой природе, в жизни общества и человеческой истории как бы на разных уровнях единого мирового организма. Вклад Гердера в науку состоит в разработке принципа индивидуализации.
Джон Дьюи (1859–1952) – основатель философии образования. Развил новый вариант прагматизма – инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Опора на личный опыт и есть составная часть идеологии инструментализма.
Этика образования. Термин «этика» впервые был использован Аристотелем для обозначения особой области исследования – практической философии, науки о том, как правильно вести себя в соответствии с правилами, определенной системой ценностей. Этика образования рассматривает образцы поведения всех участников образовательного процесса.
Культурология образования. Культура, образование, педагогика взаимосвязаны, о чем свидетельствует перевод с латинского языка слова «культура»: «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». Прогресс общества зависит от состояния производства и эффективности распространения культуры. Производство и воспроизводство культуры возможны только при наличии высокого искусства обучения подрастающего поколения. Прогресс человечества и каждого отдельного человека зависит от качества образования, методов познания мира и обучения. Все это можно почерпнуть из истории и теории культуры и цивилизации.
Культура – это освоенный и овеществленный человеком опыт деятельности. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.