Приемная семья как предмет социально – педагогического исследования: современный подход

Социальная работа с приемными семьями направлена на оказание помощи в решении проблем посредством оказания необходимых услуг и консультаций в правовой, медицинской, педагогической сферах.

Социальное сопровождение является отдельной и специфической технологией, полностью несводимой к профилактике, помощи, поддержке.

Процесс социального сопровождения приёмной семьи представляет собой взаимодействие двух равноправных субъектов, партнёров, где специалист по социальной работе и приёмная семья «идущие вместе», а не «ведущий и ведомый». У обеих сторон происходит в результате взаимодействия формирование определённого опыта, формируется рефлексивная позиция, происходит взаимоподдержка и взаимостимулирование.

В процессе социального сопровождения приёмной семьи происходит ее адаптация к жизни. Важен возникающий у членов семьи уровень творческих способностей, направленных на созидание нового бытия. Социальное сопровождение семьи группы особого риска — это поддержка семьи и каждого из ее членов на всех этапах формирования новых отношений.

Сопровождение – это одна из форм социальной помощи, обеспечивающая создание условий для принятия клиентом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Сопровождение – это одна из форм социальной помощи, в основе которой лежит единство четырёх функций:

· Диагностики существования возникшей проблемы;

· Информации о путях возможного решения проблемы;

· Консультации на этапе принятия решения и проектирования плана решения проблемы;

· Первичной помощи, направленной на решение возникшей проблемы.

В основе социального сопровождения лежит личностно-проблемный подход. Специалисты по социальной работе помогают семьям, опираясь на внутренний потенциал семьи и поддержку окружения, эффективно решать проблему, потому что владеют знанием и методами решения наиболее типичных проблем.

Принципы социального сопровождения — это гуманное отношение к приёмной семье, каждому ее члену и вера в их силы; квалифицированная помощь и поддержка.

Основными принципами социального сопровождения в условиях их жизнедеятельности являются: социального реагирования; опоры на собственные силы; конфиденциальности; рекомендательный характер советов специалистов; приоритет интересов семьи; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность сопровождения; стремление к автономизации.

Принцип 1. Принцип социального реагирования. Данный принцип подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации приёмной семьи, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий.

Принцип 2. Принцип опоры на собственные силы. Активная позиция приёмной семьи в разрешении своих проблем. Социальный работник должен стимулировать приёмных родителей к самопомощи, проявлять собственную активность.

Принцип 3. Принцип конфиденциальности. В процессе сопровождения приёмной семьи социальному работнику становится доступной информация о приёмной семье, причинах её возникновения, которая будучи разглашена, может принести вред, дискредитировать или опорочить семью. Такая информация не должна разглашаться, она может использоваться только в профессиональных целях.

Принцип 4. Рекомендательный характер советов специалистов. Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости развития самостоятельности приёмной семьи в решении актуальных для неё проблем. Все решения специалиста могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение остаётся за семьёй. Специалист изучает семью и помогает ей до тех пор, пока не улучшится в ней обстановка.

Принцип 5. Приоритет интересов приёмной семьи. В нём отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации каждого члена семьи выступает не только социальное окружение, но и особенности данной семьи.

Принцип 6. Непрерывность сопровождения. Приёмной семье гарантировано непрерывное сопровождение.

Принцип 7. Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включённые в единую организационную модель и владеющие единой системой методов. В работе с семьёй все специалисты должны быть сплочёнными. Они всесторонне изучают и решают проблемы семьи: социальный педагог внимательно изучает личность ребёнка; психолог определяет отклонения детей от психологических норм, чтобы помочь им в преодолении кризисной ситуации.

Принцип 8. Автономность. Это один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность каждого члена семьи выступает гарантом защиты от административного давления специалиста по социальной работе, с другой – от ближайшего окружения, которое может тоже пытаться навязывать ему свои интересы.

Процесс социального сопровождения осуществляется через последовательную реализацию следующих шагов:

- проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, её истории;

-информационный поиск методов служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;

- обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми специалистами и выбор наиболее целесообразного пути решения;

- оказание семье первичной помощи на начальных этапах.

Рассмотрим основные этапы процесса социального сопровождения (см. табл.2).

Таблица 2 – Этапы сопровождения

Этап Характеристика этапа
1. Диагностический этап.   Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, её носителей и потенциальных возможностей. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми членами данной семьи, помочь им совместно со специалистами по социальной работе оценить свои возможности в решении проблемы.
2. Поисковый этап.   Цель поискового этапа – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, понимании необходимости совместной работы по ликвидации кризисной ситуации. Доведение этой информации до всех специалистов данного учреждения проблемной ситуации. Создать условия для того, чтобы члены семьи осознали информацию.
3. Консультативно - проективный этап.   На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают между собой возможные варианты решения проблемы семьи, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают семье выбрать различные методы работы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет семья, не высказывая критических и оценочных суждений. Стимулирование такого вида активности – одна из важнейших задач правильно организованного процесса социального сопровождения. После того, как выбор способа решения состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате распределения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы семьи, так и у специалистов данного учреждения.
4. Деятельностный этап.   Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи семье и ребёнку в понимании необходимости совместной работы по ликвидации кризисной ситуации. Необходимо помочь семье почувствовать «вкус успеха» в решении проблемы. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства других специалистов – психологов, медицинских работников, юристов и т.д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист по социальной работе[8].

Кроме того, социальное сопровождение предполагает целенаправленность, комплексность, непрерывность, долговременность, стимулирование мотивации, прогнозируемый результат. Как технология, социальное сопровождение предполагает выделение определённого алгоритма. Но реальная практика деятельности показывает, что все технологии протекают друг в друга и в «чистом виде» ни одна из них не существует. Технология социального сопровождения вбирает черты поддержки, профилактики, помощи и др.

Социальное сопровождение расширяет границы социального опыта приёмной семьи и повышает её адаптивные возможности, способствуя, таким образом, успешной социализации.

Профессор Е.И. Холостова считает, что процесс сопровождения приёмной семьи предусматривает диагностический, организационный и коммуникативный этапы.

1. На диагностическом этапе по специальной схеме изучаются материальные возможности и бытовые условия жизни семьи, эмоционально-психологический климат, образовательный, общекультурный уровень, характер проведения свободного времени, распределение ролей и обязанностей, организация совместной деятельности, а также выявляются проблемы семьи в целом и каждого его члена в отдельности. 2. На организационном этапе создаются условия для включения членов семьи в оценку ситуации и ресурсов, проектирование или адаптацию помогающих программ, организацию семейно-бытового совместного труда, налаживание общения, внешних и внутренних связей. 3. На коммуникативном этапе поддерживаются сформированные умения и навыки, расширяются используемые средства, стимулируется перевод помощи в самопомощь[9].

Таким образом, специфика работы с такими семьями заключается в сочетании обучения навыкам жизнедеятельности с сопровождением. Исходя из этого, социальный работник по социальному сопровождению детей-сирот в приёмной семье призван выполнять следующие функции (см. рис.2).

Функции социального работника при работе с приемной семьей
Диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление её потенциалов)  
Охранно-защитная (правовая поддержка семьи, обеспечение её социальных гарантий, создание условий для реализации её прав и свобод)  
Организационно - коммуникативная (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества)  
Социально – психолого - педагогическая (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, профилактическая поддержка)  
Прогностическая (моделирование ситуаций и разработка определённых программ адресной помощи
Координационную (установление и поддержание связей, объединение департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).  

Рис.2 – Функции социального работника при работе с приемной семьей

Специалист по социальной работе во время осуществления процесса социального сопровождения детей-сирот в приёмной семье должен работать совместно с другими специалистами: психологами, медиками, педагогами, юристами.

Содержание социального сопровождения приёмной семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Таким образом, социальное сопровождение приёмной семьи представляет собой комплекс мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем, защите прав и интересов детей-сирот и приёмных родителей.

Итак, мы рассмотрели современное состояние института приемной семьи и особенности социальной работы с данным типом семей. Следующая глава посвящена изучению генезиса становления данного института в рамках социально-педагогического исследования.


Наши рекомендации