К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, валеологическая, общественная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная

Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями.

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры). Это может быть самообслуживающий, общественно-полезный и производительный труд. Организация трудовой деятельности предполагает сочетание бескорыстной и оплачиваемой работы, что необходимо для формирования уважительного отношения к материальным ценностям как средствам существования человека.

Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную самодеятельность учащихся.

Валеологическая деятельность культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела. Общественная деятельность содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности.

Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, становление их как субъектов социальных отношений.

Коммуникативная деятельность представляет собой прежде всего свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся, когда оно освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью деятельности становится общение с другим человеком как ценностью.

3) ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.

Опыт творческой деятельности включает в себя:

А. перенос знаний и умений в новую ситуацию (то есть, решая какую-либо новую для себя проблему, ученик способен использовать давно усвоенные знания и умения для поиска решения);

Б.видение новой проблемы в знакомой ситуации;

В. самостоятельное комбинирование и преобразование известных средств для решения новых проблем;

Г. видение структуры объекта, способность выделять составные элементы этого объекта;

Д. альтернативное мышление, то есть видение возможных способов решения проблемы;

Е. построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

4) ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНШЕНИЙ (идеалы, ценности, смыслы, взгляды, убеждения, отношения, мировоззрение)

ЕСТЬ И ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Б. Содержание личностно-ориентированного содержания образования /Е.В.Бондаревская/: аксиологический компонент (ценности), когнитивный (знания), деятельностно-творческий и личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию.

Личностный смысл содержания образования.

С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов. Невостребованная информация будет складываться в пассивном отсеке образовательного багажа и своей развивающей роли не сыграет.

Под личностно-ориентированным образованием понимается «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» /Якиманская И.С./ /5/.

Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Процесс поиска и обретения образовательных смыслов предполагает: - личностное творчество ученика; - самоосознание личностного опыта, знаний и ценностных отношений ученика...

В. /Е.П.Белозерцев/. Содержание образования в широком смысле составляют русская, российская, мировая история и культура...

Это сложное сочетание знаний, переживаний и отношений.

Г. В настоящее время актуальна модернизация образования на компетентностной основе: в современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения ими ключевыми компетентностями.

Определение компетентности: «Компетентность» - высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста, способность применить усвоенное на практике, перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

В зарубежной литературе компетентность означает «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности».

В современной педагогической литературе используются два близких по смыслу термина:

компетенция — круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; знания, опыт в той или иной области; внутренние, потенциальные, скрытые психологичесие новообразования личности (знания, программы действий, системы ценностей и отношений);

компетентность — обладание компетенцией (в первом значении); обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; актуальное, деятельностное проявление личностью компетенций.

П.В.Симонов: «Компетентность — это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная возможность решать задачи со знанием дела».

В.В.Сериков: Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть».

Компетентность — умение мобилизовать в нетипичной ситуации полученные знания и опыт; умение, способность человека мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.

Компетентность составляет основу социализации личности.

Истоки компетентностного подхода (ориентация на освоение обобщенных способов деятельности) — в работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, В.В.Давыдова.

Педагогические технологии, ориентированные на компетентность: задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.

Компетентностный подход.

основан на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать практические задачи.

Пять главных, ключевых компетентностей, определенные Советом Европы:

- политическая и социальная компетентность,

- способность жить в многокультурной обществе,

- коммуникативная культура,

- владение информационными технологиями,

- способность учиться всю жизнь.

Структура ключевых компетентностей в документах по модернизации российского образования представлена в следующих формулировках:

ñ компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

ñ компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

ñ компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (вкл. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности,

ñ ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

ñ компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;

ñ компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включаявыбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Наши рекомендации