Тестирование достижений и развития

Различные аспекты диагностического тестирования уже ос­вещались при рассмотрении конкретных вопросов. Напомним, что слово «тест» английского происхождения и на языке ори-

гинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удов­летворять ряду требований. Они должны быть: относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени; однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания; правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов; относительно кратки­ми, требующими сжатых ответов; информационными, т. е. та­кими, которые обеспечивают возможность соотнесения коли­чественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений; удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов; стандарт­ными, т. е. пригодными для широкого практического исполь­зования — измерения уровня обученности возможно более ши­роких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Тесты обученности, или, как их еще называют, школьные тесты, — это всего лишь одна из разновидностей психологи­ческих и педагогических испытаний для диагностирования раз­личных сторон развития и формирования личности. Если в ос­нову классификации тестов положить различные аспекты (ком­поненты) развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Тесты общих умственных способностей, умственного раз­
вития.

2. Тесты специальных способностей в различных областях
деятельности.

3. Тесты обученности, успеваемости, академических дости­
жений.

4. Тесты для определения отдельных качеств (черт) лично­
сти (памяти, мышления, характера и др.).

5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформи­
рованное™ общечеловеческих, нравственных, социальных и
других качеств).

Применение тех или иных тестов будет наиболее эффектив­ным и обеспечит надежные выводы лишь при условии пра­вильного их сочетания со всеми другими группами тестов. По-

этому тестовые испытания всегда имеют комплексный харак­тер. Делать общие выводы, например, об уровне развития обу­чаемых на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой. Когда ставится задача диагнос­тирования обученности в связи с достижениями и развитием личности, нужно применять соответствующие виды тестовых заданий и предписанные им методики измерения, не забывая о локальном характере диагностирования.

При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показатель­ность), надежность (вероятность, правильность), дифференци-рованность (различимость).

Действенность теста по своему содержанию близка к требо­ванию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Тер­мин «действенность» имеет, как минимум, два синонима — ва­лидность (от англ. уа1М — имеющий значение, ценный) и по­казательность, представительность, трактуемые так же, как ре­презентативность. Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обуче­ния. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых.

Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний — неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не до­стигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, ко­торым он адресован. Усвоение математики, скажем, в специа­лизированном физико-математическом лицее нельзя диагнос­тировать с помощью тех тестов, которые предназначены для общеобразовательной школы.

Действенность теста определяется статистическими метода­ми. Величина 0,7—0,9 свидетельствует о высокой действенно­сти тестов обученности. Если же коэффициент корреляции до­стигает 0,45—0,55, то действенность теста считается удовлетво­рительной, при более низких значениях она считается неудо­влетворительной .

Степень надежности характеризуется стабильностью, устой­чивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количествен­но этот показатель характеризуется вероятностью достижения запроектированных результатов (правильностью значений).

Грамотно составленные и апробированные тесты обучен-ности позволяют достичь коэффициента надежности 0,9. Уста­новлено, что надежность теста повышается при увеличении ко­личества тестовых заданий.

Установлено также, что чем выше тематическое, содержа­тельное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность теста. Это следует понимать так: тест, нацеленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надежным, чем тест, направленный на проверку всего раздела (курса), охваты­вающий значительное количество материала — закономерно­стей, концепций, фактов. Происходит это именно потому, что содержательное разнообразие последнего выше.

Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотно­шению правильных и неправильных ответов на тестовые во­просы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, непра­вильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45—80% обучаемых.

Характеристика дифференцированности (различимости) свя­зана с использованием таких тестов, где нужно выбирать пра­вильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, скажем, все учащиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Его необ­ходимо дифференцировать, сделать различимым. Иначе подоб­ные задания не помогут отделить тех, кто усвоил материал на необходимом уровне, от тех, кто заданного уровня не достиг. Практически дифференцируют тесты по результатам статисти­ческого анализа, сравнивая результаты выполнения теста в це­лом с результатами выполнения отдельных заданий. Если ко­эффициент корреляции между ответами на конкретные зада­ния и на тест в целом больше 0,5, то это свидетельствует о до­статочной дифференцированности теста.

Кроме рассмотренных критериев используется и показатель эффективности теста. Тест, обеспечивающий при прочих рав­ных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным. Например, за 10 мин тестирова­ния от учащихся можно получить и 5, и 8, и 10 ответов при использовании различных методик составления тестовых зада­ний.

При подготовке материалов для тестового контроля необхо­димо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на мо­
мент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на ос­
нове типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов
должны размещаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками
для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Тесты обученности применяются на всех этапах дидакти­ческого процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый кон­троль знаний, умений, учет успеваемости, академических до­стижений.

Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшест­вующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необхо­димую информацию педагог получает, применяя пропедевти­ческое диагностирование, более известное педагогам как пред­варительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навы­ков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о «вкладе» пе­дагога в обученность учащихся, эффективности педагогическо-

го труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога. Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными.

Собрать максимальный объем информации о входных ха­рактеристиках обученности и оценить их в количественных по­казателях удается с помощью тестирования, которое осуще­ствляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий.

Текущий контроль. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последне­го, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно про­гностической функции текущий контроль и учет знаний, уме­ний стимулирует учебный труд учащихся, способствует свое­временному определению пробелов в усвоении материала, по­вышению общей продуктивности учебного труда.

Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для те­кущего контроля (их количество обычно не превышает 6—8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении послед­них 2—3 уроков. Длительность выполнения теста не должна превышать 10—12 мин. Некоторые педагоги предлагают прово­дить такое тестирование через каждые два урока на третий, но все определяется конкретными особенностями и потребностя­ми. После завершения работы обязательно анализируются до­пущенные обучаемыми ошибки. Для ускорения анализа ис­пользуются образцовые тесты с правильными ответами, очень важно достичь при этом осознания каждым обучаемым причи­ны возникновения ошибок. Если текущий контроль осуще­ствляется с помощью автоматизированных устройств (ЭВМ, тренажеров, перфокарт и т. д.), то необходимо обратить внима­ние на предотвращение возможности запоминания неправиль­ных ответов.

Тематический контроль. Составление тематического тестово­го задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о

понимании системы, объединяющей эти элементы. Значитель­ную роль при этом играют синтетические, комплексные зада­ния, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, на­правленные на выявление информационных связей между ними. Для тематического тестового контроля лучше всего ис­пользовать готовые тестовые задания, разработанные профессио­налами службы педагогического тестирования. Последняя на­чинает свое функционирование в системе Минобразования РФ.

Итоговый контроль. Осуществляется во время заключитель­ного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учеб­ный материал. С высокой эффективностью могут быть приме­нены соответствующим образом составленные тесты обученно-сти. В школьной практике используются различные варианты итоговых тестов обученности. Эффективными оказались тесто­вые карточки для проведения выпускных (вступительных) экза­менов, подкрепляемые различными техническими приспособле­ниями для ускорения проверки. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно — они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распростра­нение получают технологии итогового тестирования с примене­нием компьютеров и специализированных программ. Компью­терная программа «Ордана» для тестовой поддержки нашего курса является примером такой технологии.

Для технической поддержки тестирования используются специальные средства, которые подразделяются на две боль­шие группы. К первой относятся устройства (приспособления) для индивидуальной проверки — перфокарточки различных видов, матрицы, учетные карточки и т. п. Вторую группу со­ставляют средства группового контроля — автоматизированные классы (контрольно-обучающие комплексы), реализующие идеи программированного обучения. Именно сочетанием эф­фективного управления познавательным процессом и система­тизированным тестированием обученности (обеспечением опе­ративной обратной связи) и достигается существенное повы­шение качества дидактического процесса. Современные быст­родействующие компьютеры позволяют реализовать совершен­ные в диагностическом отношении тесты.

Тесты обученности все больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педаго­ги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно за­нят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуж­дает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой проч­ности знаний. При проверке определяются прежде всего про­белы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообу­чения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обу­чаемыми по предупреждению неуспеваемости также основыва­ется на текущем тестировании.

Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примера­ми, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики зна­ний, умений, навыков диагностировать тестированием невоз­можно. Это значит, что тестирование должно обязательно со­четаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Правильно действуют те педагоги, которые, исполь­зуя письменные тесты, дают возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы.

| VI. Различные тестовые задания сопровождают нас на

всем протяжении изучения курса теории педагогики, вы уже успели составить о них собственное мнение. Опи­раясь на приобретенный опыт, знание теории, попро­буйте определить, какие из приведенных тестовых за­даний не соответствуют условию правильности школь­ных тестов:

А. Русский язык.

Какие из приведенных слов являются именами числи­тельными?

1. Дважды. 2. Два. 3. Двое. 4. Двойка. 5. Двойной.

Б. Физика.

Сможет ли рабочий, прилагая силу 50 кг, поднять на плат­форму высотой 3,5 м груз весом 120 кг?

1. Да, сможет. 2. Нет, не сможет. 3. Не знаю.

В. Химия.

В чем принципиальное преимущество свинцовых аккуму­ляторов перед гальваническими элементами?

1. Аккумуляторы дают постоянный ток.

2. Напряжение аккумуляторов выше.

3. Ток аккумуляторов больше.

4. Стоимость аккумуляторов ниже.

5. Аккумуляторы удобны в обращении.

Наши рекомендации