В процессе воспитания необходимо побудить (побуждать) ребенка к осуществлению самовоспитания
На данных закономерностях базируются принципы воспитания. Принципы воспитания – это основные требования к организации воспитательного процесса, определяющие его содержание и методы осуществления.К указанным принципам относятся:
Принцип гуманистической ориентации воспитания,требующий рассмотрения ребенка как основной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психологическом здоровье ребенка. Условиями реализации данного принципа являются: добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижение поставленных задач; оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач; предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия; учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов, формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании свой социальной защищенности.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
- необходимо опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу; в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
- педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;
- педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем, поэтапно решая воспитательные задачи;
- педагог должен постоянно искать варианты реализации воспитательных задач, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку; защита ребенка должны быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
- в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
Принцип социальной адекватности воспитания,требующий соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации данного принципа являются: взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества; координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка; обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям; ориентация педагогического процесса на реальные возможности общества; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, особенностей учебного заведения и т.д.); коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе информации от средств массовых коммуникаций.В практической деятельности педагога это принцип отражается в следующих правилах: воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества; школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко учитывать и использовать реальные факторы социума; педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка; необходимо обеспечить взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Принцип индивидуализации воспитания учащихся,предполагающий определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во вне учебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
- мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;
- определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
- учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
- предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во вне учебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
- успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
- осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией только об индивидуальных качествах;
- на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения; совокупность воспитательных средств, используемых педагогами, должна определяться с учетом постоянного отслеживания эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка.
Принцип создания воспитывающей средытребующий создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться, организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и вне учебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях: выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся; определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельность детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений; формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической); неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо), наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С.Макаренко) в среде педагогов и учащихся. Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
- школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
- педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
- общая цель школы – цель каждого педагога и ученика;
- необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;
- каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
- равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.
Принцип воспитывающего обучения,в соответствии с которым правильно организованное обучение оказывает решающее влияние на формирование и развитие личности, а успех обучения во многом зависит от воспитания у учащихся ответственного отношения к труду, от формирования у них таких качеств, как дисциплинированность, организованность.
Обучение – важнейшее средство воспитания. Оно не ограничивается передачей и усвоением знаний, умений и навыков, а является важным средством формирования личности с определенной идеологией и моральными качествами. Обучение не только обеспечивает умственное развитие личности, но и влияет на формирование мировоззрения и морального облика, на развитие эстетических вкусов, физических свойств, на выработку навыков и привычек поведения. Изучая основы наук, учащиеся приобретают правильную ориентировку в жизни и усваивают нормы и правила общежития. На уроках (литературы, истории, родного языка и др.) они учатся различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое, дозволенное и недозволенное. Знания, получаемые в процессе обучения, служат основой для формирования убеждений.
Поскольку обучение протекает главным образом в коллективе, учащиеся приобретают умение жить и трудиться в коллективе, воспитываются в духе коллективизма. Не только содержание, но и методы, организация учебной работы оказывают серьезное влияние на формирование морального облика учащегося.
Чаще всего содержание учебного материала косвенно влияет на выработку нравственных представлений и оценок, способствует формированию нравственно зрелой личности. Так, давая моральную оценку поступкам и действиям литературных героев, педагоги помогают правильно разобраться в том, что является хорошим и плохим с точки зрения общечеловеческой морали. Увлекательный рассказ учителя географии о природных богатствах нашей Родины, о замечательных людях страны содействует патриотическому воспитанию. Знания сами по себе, разумеется, еще не делают человека воспитанным, высоконравственным. Иногда он может совершать дурные поступки, сознавая, что это дурно. Поэтому очень важно приучить учащихся к правильному поведению в обществе.
На выработку навыков и привычек поведения серьезное влияние оказывают методы обучения. Школа стремиться развить интерес к знаниям, пытливость, любознательность, активность и инициативу. Для осуществления этих задач она применяет активные методы и приемы обучения, способствующие всестороннему развитию личности. Особенно велика воспитательная роль экскурсий в музеи, на выставки, на предприятия и т.д. Они приучают с уважением относиться к труду и к людям труда. Формированию личности способствуют также яркие и увлекательные беседы учителя, самостоятельные занятия в лабораториях, совместная работа на школьных участках. Все это содействует развитию инициативы, активности, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности, умения преодолевать трудности.
Повышению воспитывающей роли обучения способствует осуществление межпредметных связей. Это помогает глубже понять и усвоить учебный материал, сформировать в сознании учащихся целостную картину мира. Известно, что такие предметы, как математика и физика, история и литература, взаимно подкрепляют друг друга, дают возможность лучше понять, уяснить объективно существующие внутренние связи между различными отраслями наук. Это содействует формированию у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения.
Серьезное влияние на повышение воспитывающей роли обучения оказывает стремление учителей придать учебной работе исследовательский характер, повысить самостоятельность учащихся. За последние годы в старших классах на уроках стали применять диспуты, семинары, выступления с докладами и рефератами, обзоры дополнительной литературы, шире используются самостоятельные занятии в кабинетах, на пришкольных участках. Все это, бесспорно, помогает, повысить воспитывающую роль обучения. Много внимания развитию самостоятельности учащихся уделял В.А.Сухомлинский. В школе, которой он руководил, были «Комнаты мысли», «Комнаты творческого труда», «Уголок мечты». Они помогали выполнять учебные поручения на высоком интеллектуальном уровне.
На повышение воспитывающей роли обучения влияет и правильная оценка знаний. Она приучает к систематическому учебному труду, укрепляет волю и характер, развивает добросовестность и аккуратность, высокую требовательность и ответственность. Опытные учителя не только оценивают результаты учения, но и процесс труда, обращают внимание на отношение к учению.
Очень важное и необходимое условие повышения воспитывающей роли обучения – это оптимальное построение учебного процесса, его оптимизация. Под оптимизацией процесса обучения, по мнению Ю.К.Бабанского, следует понимать такую его организацию, которая обеспечивает достижение максимального возможной для данных условий эффективности решения учебно-воспитательных задач без превышения времени, отведенного на классную и домашнюю работу. Следовательно, основные критерии оптимизации процесса обучения – это достижение высоких учебно-воспитательных результатов, соответствующих уровню развития учащихся.
Известно, что выдающиеся педагоги много внимания уделяли правильному распределению времени педагогов и учащихся, экономии их сил и энергии. Так, А.С.Макаренко утверждал, что для воспитания нужно не большое время, а разумное его использование. Оптимизация процесса обучения предполагает достижение наибольших учебно-воспитательных результатов при меньшей затрате времени и усилий. При этом условии достигаются более высокие результаты не только в обучении, но и в воспитании школьников.
Обеспечению единства обучения и воспитания содействуют и факультативные занятия. Они помогают углубить знания, применить их на практике, в жизни. Факультативные курсы содействуют развитию технического творчества, вовлечению школьников в общественно полезный труд.
4.4. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ.
Для решения различных воспитательных задач используются многообразные средства, методы и формы воспитания. Средствами воспитания являются предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения воспитательных задач.К средствам воспитания относятся книги, кинофильмы, компьютеры, произведения искусства и т.д., используемые в воспитательной работе. Нередко к средствам воспитания относят также виды деятельности, способствующие формированию личности игры, учение (учебный труд), общественно-полезный труд и общественную работу, занятие спортом, художественную самодеятельность, кружковую внеклассную работу.
С понятием «средства воспитания» тесно связано понятие «методы воспитания». Метод – это способ, нацеленный на достижение поставленной цели. Методы воспитания – это способы взаимодействия педагогов и воспитанников, направленные на достижение воспитательных задач.Различие между средствами воспитания и методами воспитания состоит в том, что средства воспитания могут оказывать воспитывающее воздействие без активной роли педагога. Так, прочитанная книга, просмотренный кинофильм оказывают воспитательное воздействие своим содержанием. Методы воспитания предполагают активное взаимодействие, деятельность педагога, общение педагога-воспитателя и воспитанника для решения педагогических задач.
Выбор и осуществление методов происходит в соответствии с педагогическими целями) (стратегическими, тактическими, оперативными, с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей воспитуемых, уровня воспитанности конкретных коллективов.
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие, как прием.Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа по душам, диспут. Разъяснение – это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность приемы поощрения. Уточним в свете вышеизложенного понятие метода. Метод воздействия на личность – это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогически задачи.
При решении стратегической педагогической задачи – воспитание целостной всесторонне развитой личности – набор методов воспитания должен обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной эмоциональной, волевой, сферы самореализации, предметно-практической и экзистенциальной.
Для должного функционирования воспитательного процесса нужно, как минимум, пять групп методов педагогического воздействия на личность: 1) убеждение; 2) упражнения и приучения; 3) обучение; 4) стимулирование; 5) контроль и оценка.
Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.
Гуманистическая педагогика придает большое значение методам самовоспитания. С точки зрения этой педагогики, воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано выявить соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию, отсюда следует, что методы воспитания бинарны:воспитание и самовоспитание.
Все методы, как отмечалось ранее, оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются друг от друга тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу:для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения.Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, либо утверждаются в своих взглядах, позициях, либо корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим учащимся.
Значительную роль в развитии интеллектуальной сферы оказывают методы обучения. Методы обучения, как правило, подразделяются на две группы: 1) репродуктивные, при которых учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности» и 2) продуктивные, отличающиеся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Репродуктивные методыпозволяют освоить накопленную предшествующими поколениями информацию. Продуктивные методы формируют у человека такие качества, как быстрота ориентировки в изменяющихся ситуациях, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность. В числе продуктивных методов наиболее разработанным является метод проблемного обучения. Проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний, умению преодолевать встречающиеся затруднения, оно делает учебный материал боле доказательным, а усвоение учебного материала – более основательным и прочным.
Стимулирование как метод воздействия на мотивационную сферупредполагает формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие приемы стимулирования как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселят уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должна быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Наказание является приемом педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий прием. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.
Методы воздействия на эмоциональную сферупредполагают формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу воспитуемого, является внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию воспитанниками своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?».
Методы воздействия на волевую сферупредполагают: развитие у воспитанников инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – это устойчивые качества личности: навыки и привычки. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д.Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Методы воздействия на сферу саморегуляциинаправлены на формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых воспитанник внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка, например, учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматриватьпример.Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ученик часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
Методы воздействия на предметно-практическую сферунаправлены на развитие у учащихся качеств, помогающих человеку реализовывать себя и как существо сугубо общественное и как неповторимую индивидуальность.
Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций.Это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставиться перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для воспитанника и существуют условия для самостоятельного ее решения, возникает возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные проблемы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у воспитанников формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основной для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности воспитуемого к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования воспитуемый достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания. Он учится реализовывать себя в различных видах деятельности.
Методы воздействия на экзистенциальную сферунаправлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ученика должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души» (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у учеников способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л.Кольберга. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении учениками моральных дилемм. К каждой из них разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу учащиеся приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы безусловно продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая из них должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школьников; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержание; 5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой»? Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.
Одним из эффективных методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут с ним произойти.
Формы воспитания –способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая – групповая, индивидуальная форма. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлением воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т.п. При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспут, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердий, литературно-музыкальная композиция и т.п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем они эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.
Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.
4.5.ВОСПИТАНИЕ И ПЕРЕВОСПИТАНИЕ
Скрытый, невидимый характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспитания».К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. Ранее предполагалось, что отрицательные качества нужно «удалять, уничтожать, вытравливать», а положительные – вкладывать на место вытравленных, но ведь ребенок – это не магнитофон, в который педагог может вставить нужную кассету, а плохую кассету, с непристойными записями – удалить.
Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недостатков, уходит в прошлое. Еще К.Д.Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка.
Практика перевоспитания педагогически запущенных детей обычно идет рядом с воспитанием. Для устранения недостатков в поведении трудных, и особенно для формирования у них положительных качеств, часто применяются обычные методы педагогического воздействия. Особенно большую роль играют здесь убеждение и упражнение, требование коллектива и положительные примеры поведения окружающих людей, поощрения и наказания. Но иногда приходится прибегать к методу «взрыва», предъявлять требования в категорической форме. Это позволяет поставить воспитанника в неожиданное положение и помогает вызвать у него недовольство собой, своим поведением. Важно при этом стремиться к тому, чтобы требования педагогов поддерживались коллективом.
Одно из важнейших условий перевоспитания педагогически запущенных детей – это изменение обстановки, в которой они находятся, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на них. Конечно, очень трудно и, пожалуй, невозможно оградить детей от отрицательных влияний окружающей среды. Важно научить их сопротивляться этим влияниям. А.С.Макаренко справедливо утверждал, что надо не оберегать воспитанников от дурных влияний, а учить их стойко им сопротивляться
Воспитателям надо хорошо изучить те жизненные отношения, которые стали ведущими для данного ребенка, и в случае необходимости изменить их коренным образом. Практика перевоспитания показывает, что перевод трудных школьников в другой класс или в другую школу помогает им найти новых товарищей, включиться в интересные дела и отвлечься от прежних отрицательных интересов и наклонностей. Положительно влияют на исправление трудных детей и создание нормальной атмосферы в семье, и усиление контроля за их поведением, вовлечение в разнообразную и интересную деятельность.
Большое значение в перевоспитании трудных школьников имеет опора на положительное в их поведении. У каждого ученика можно найти что-то хорошее, ценное, нужное. Опираясь на это, легче устранять недостатки, пороки, изъяны в сознании и поведении. Особенно важно стремиться к созданию правильных отношений между педагогами и школьниками. Это помогает преодолеть отчуждение, конфликты, которые нередко возникают в практике воспитания.
Следовательно, воспитание и перевоспитание тесно переплетаются, они дополняются и самовоспитанием.
Процесс перевоспитания идет быстрее и успешнее при условии повышения общей культуры и образованности, общего развития воспитанников.
Успех перевоспитания в большой степени зависит и от того, в какой мере усилия школы поддерживаются семьей, родителями. Ведь неорганизованность, недисциплинированность во многом зависят от ошибок и недостатков в семейном воспитании, от неправильных отношений, которые иногда складываются в семье.