Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Для активизации и интенсификации учебного процесса используются интерактивные технологии и инновационные методы обучения, способствующие творческой активности студентов, развивающие у них навыки самостоятельного мышления, инициативность и умение использовать полученные знания на практике, побуждающие к самостоятельному анализу и поиску альтернативных решений актуальных проблем, пробуждающих научный и исследовательский интерес к поставленной проблеме.

Семинары в диалоговом режиме. Используются для активизации творческой активности студентов, формированию навыков ведения грамотного, аргументированного диалога, повышению заинтересованности учебным материалом. Побуждают к мыслительной деятельности, анализу теоретической информации, в результате чего повышается усваиваемость учебного материала. Например, обсуждение положительных и отрицательных сторон различных педагогических технологий.

Дискуссии. Обсуждение актуальной проблемы. Важной характеристикой дискуссии является аргументированность. Является методом, активизирующим процесс обучения, побуждает студентов формировать собственное мнение на основании анализа полученных данных. Используется на семинарских занятиях, например, дискуссия об эффективность альтернативной педагогики, возможности использования передового педагогического опыта в России и т.д.

Использование информационных ресурсов и баз данных. Индивидуальные тестовые задания для студентов как составляющая итогового зачета. Использование базы данных электронного каталога, диссертационного фонда, Интернета в процессе подготовки к семинарским занятиям, написания рефератов, выполнения научно-исследовательской работы и творческих заданий. (В каталоге библиотеки а. 352, 355)

Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий. В электронном каталоге библиотеки а. 352, 355.

Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ. При разработке программы курса, в процессе проведения лекционных и семинарских занятий используются учебно-методические разработки ведущих вузов с грифом УМО: МГУ, СПГУ, ЮФУ и т.д.

Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук. Курс «Педагогика» теоретически связан с такими учебными дисциплинами, как педагогическое обеспечение работы с молодежью, введение в специальность, идеология гуманизма, психологические основы работы с молодежью, социология образования: молодежный аспект и т.д.

Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Использование проблемного и исследовательского метода в изучении дисциплины, например проблемное изложение темы «основные теории молодежи». Исследование студентами основных педагогических технологий. Поиск возможностей интегрирования наиболее эффективных педагогических технологий в отечественный образовательный процесс.

Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач. Использование проектно-организованных технологий позволяет рассматривать остродискуссионные проблемы, сопоставлять разные точки зрения под руководством преподавателя, развивать способность к аргументации собственной точки зрения и творческое мышление студентов.

5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ:

Авторитет – влияние, какого либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

Авторитетное воспитание – воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников их воспитателям.

Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

Адекватность образования – соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида и личности.

Адекватность обучения – соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.

Активизация процесса обучения – совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков.

Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим.

Альтернативное обучение – применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции.

Базисный учебный план – нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.

Базовое среднее профессиональное образование – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена.

«Вальдорфская педагогика» – совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925).

Взаимодействие педагогическое– личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Воздействие педагогическое– влияние педагога на сознание, волю, эмоции, организация его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Возрастная периодизация– выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество – от момента рождения до 1 года; предшкольный – от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; подростковый возраст – от 10 до 15; юношеский возраст – от 15 до 21 года; зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий возраст – от 75 до 90 лет; долгожители – свыше 90 лет.

Воспитательный процесс– социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.

Воспитуемость– подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Воспитывающее обучение– обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Высшая школа– совокупность учебных заведений, готовящих специалистов высшей квалификации для различных отраслей хозяйства страны, культуры и государственного управления, в которую входят академии, университеты, институты, колледжи. Учебный процесс в В.ш. осуществляется в следующих формах: лекции, лабораторные занятия, семинарские и практические занятия, курсовые работы и проекты, учебная и производственная практика, консультации, дипломное проектирование и государственные экзамены.

Высшее образование

1. Образование, содержание которого сориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квалифицированных педагогических и научных работников.

2. Уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т.д.) В.о. – результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и техники. Специфика в.о. в непосредственном взаимодействии образования и научной деятельности, преподавании учебных дисциплин на уровне, максимально приближенном к актуальным достижениям науки к практики, повышенные требования к социально-гражданской и деловой подготовке выпускников учебных заведений.

Высшее учебное заведение (ВУЗ)– образовательное учреждение, учреждённое и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Наши рекомендации