Закономерности воспитательного процесса
Принципы воспитания
Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяют
организацию воспитания и педагогическую инструментовку воспитательного
процесса и дают более или менее конкретное представление о том, как оно
должно осуществляться на практике.
К этим закономерностям относятся следующие:
1. воспитание личности происходит только в процессе включения ее в
деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное
развитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного
опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него
соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему
необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него
трудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, в
межличностные отношения и решение коллективных дел.
Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в
воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как то
представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в
соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого,
С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко значительно расширили данное понятие и определяли
воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.
Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное
развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать
учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:
Ø Учебно-познавательная и технически-творческая
деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического
развития;
Ø Гражданско-общественная и патриотическая деятельность,
связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;
Ø Общественно полезный, производительный труд, формирующий
стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитии всех других
сторон развития;
Ø Морально-воспитательная и нравственно-практическая
деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками,
инвалидами и т.д.);
Ø Художественно эстетическая деятельность, способствующая
эстетическому развитию;
Ø Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая
работа, обеспечивающая физическое развитие.
Если тот или иной школьник не принимает участия, например, в спорте,
техническом творчестве или общественно полезном труде, он и не будет
развиваться в этих направлениях.
Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности как
предпосылки всестороннего развития личности является существенной
закономерностью воспитания.[1]
2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в
организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем,
что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии,
если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Примеров
тому много.
Школьники или студенты успешно овладевают знаниями и развивают свои
умственные способности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-
познавательной деятельности Равным образом собственная активность личности
определяет ее развитие в области физкультурно-оздоровительной, морально-
познавательной, нравственно-практической и художественно-эстетической
деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без
охоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически его не
развивает. Вот почему правильно говорится можно силой привести лошадь к воде,
но нельзя силой заставить ее пить и человека, как отмечал Л.В.Занков, нельзя
силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.
Идея об определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и
необходимости стимулирования этой активности в процессе воспитания стала
общепризнанной, П.П.Блонский писал[2]:
Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждает нас в том, что
самое действенное и плодотворное воспитания - такое, которое обращается к
собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не
посредством внешнего воздействия, но, так сказать, и изнутри. Настоящий
воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для
настоящего органического развития
Несколько по-иному эту мысль высказывал позже психолог С.Л.Рубинштейн. Он
отмечал, что все в развитии формирующейся личности так или иначе внешне
обусловлено, но ничто в ее развитии невыводимо непосредственно из внешних
условий. Внешнее формирует личность, только проходя через ее внутреннюю
сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней.
Подобные идеи мы находим также у философов. В частности, Г.Г.Батищев писал
[3]: "Человека нельзя "сделать". "Произвести", "вылепить" как вещь, как
продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить
его включение в деятельность, вызвать его собственную активность, и
исключительно через механизмы этой его собственной, совместно с другими людьми
- деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей
сущности, коллективная) деятельность (труд) и т.д.
Но что такое активность личности? Активность обычно, определяется как
деятельное состояние субъекта, то есть действующего лица. В этой связи иногда
говорят, что применительно к деятельности понятие активность не имеет смысла,
поскольку сама деятельность есть не что иное, как проявление активности
личности. Действительно, если школьник участвует в той или иной работе с
желанием, старанием, в этом случае деятельность и активность выступают в
единстве. Но когда работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а
только благодаря внешнему понуждению, то есть, человек работает не потому,
что ему хочется работать, а и силу того, что его заставляют выполнять эту
работу, она не может оказывать положительного воспитательного влияния.
Каковы же те механизмы, используя которые и опираясь на которые, педагог
может стимулировать активность личности в организуемой деятельности?
С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те
внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития,
которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые
побуждают его к деятельности и к работе над собой.
Например, учащийся, попадая в более культурную языковую среду, замечает и
эмоционально переживает недостатки своей речи, что может побудить его к ее
совершенствованию. То же самое происходит, когда при выполнении той или иной
работы он сталкивается с отсутствием соответствующих умений, внутренне
переживает тот недостаток и стремится овладеть новыми приемами работы.
Активная познавательная деятельность школьников также стимулируется
переживанием внутренних противоречий между знанием и незнанием, между
наличным уровнем подготовки и теми новыми познавательными задачами, которые
возникают в процессе обучения.
Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел
создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных
внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в
различных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних
противоречий у личности формируются потребности, мотивы и установки как
стимулы ее активной деятельности.
Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды
в том, чего ему недостает. Нехватка воды или питательных веществ в организме
порождает у человека потребность в питье и еде. Недостаток знаний или опыта
для решения возникшей проблемы в той или иной сфере практической деятельности
вызывает у развивающейся личности стремление (потребность) в учении,
выработке необходимых умений и навыков. Вот почему если мы хотим развивать и
формировать учащихся в процессе учебной, трудовой или культурно-массовой
деятельности, то нам необходимо возбуждать у них потребность в овладении
знаниями, в труде и т.д.
Большой движущей силой активности и развития человека является интерес.
Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации
потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.
Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том,
что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают
у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и
побуждает его к проявлению активности.
Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются
мотивы деятельности и поведения.
Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к
деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным
образом обоснованная цель.
К примеру, общая потребность в учении осознается школьником как условие для
своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе.
Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого
образования, овладением той или иной профессией или достижением определенного
статуса в обществе и т.д.
Рассмотренные положения показывают, что, только развивая
потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для
формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности
(поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться
надлежащего воспитательного эффекта.[4]
3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к
личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической
основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к
воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние
(эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее
деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением,
доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда
воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся
положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на
себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога
будет вызывать у последнего отрицательные переживания и лишаться
положительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, что
педагогу следует "подделываться" под учащихся, заигрывать с ними и потакать
их прихотям. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к
детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием
необходимого порядка в работе и поведении.
Существенной особенностью воспитания в этом случае является то, что педагог
должен заботиться об укреплении благожелательных отношений с учащимися,
проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавая условия для
их благоприятного самочувствия, психологического комфорта и укрепления
личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие
требования, побуждать к улучшению своего поведения.
В известном смысле можно сказать, что воспитание — это эффект благожелательного
сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между
педагогом и воспитанниками. Н.А.Добролюбов отмечал, что доверие учащихся к
учителю представляет собой одно из лучших средств воспитания
[5]:
...Это идеальное юношеское верование облегчает действие учителя и делает его
пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением,
проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым был
окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или
поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу...
4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимся перспективы
их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой
закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в
сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов,
которых он хочет достичь в своем развитии (П.К.Анохин). Сущность этой идеи
состоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты
заранее программируются в его сознания и таким образом направляют и стимулируют
ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее
удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда
намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство
неудовлетворенности и психического напряжения. Нетрудно понять, что повторение
подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над
собой, теряет всякую активность. Подтверждением тому являются факты, когда тот
или иной школьник, отставший в учебе, совсем перестает учиться. Поэтому,
включая учащихся в разнообразные виды деятельности и стимулируя их активность,
необходимо обеспечить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы каждый
из них добивался успехов в этой деятельности, чтобы она вызывала у них
положительные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия
стимулировала их активность и личностное развитие. Это относится не только к
учебе, но и к другим видам деятельности - труду, спортивным занятиям и т.д.
Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного
совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании.
5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные
качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является
то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего
развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в
процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них
большого напряжения физических сил и нервной энергии. Это напряжение
усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способами
деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Не
всем это дается легко.
В силу физических и психических различий, а также особенностей
предшествующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. У
одних этот процесс происходит более интенсивно, у других - медленнее, у
третьих бывают неудачи и срывы. И если они повторяются, приобретают
устойчивость, то, как уже отмечалось, учащийся чувствует, что он отстает в
своем развитии, а "ситуация ожидания" радости от успехов сменяется для него
разочарованием, становится недостижимой, что, как правило, ведет к
пассивности, к переживанию чувства изолированности в коллективе и
психологического дискомфорта. В результате у части таких школьников
наблюдается отставание в учебе, снижается дисциплина и общественная
активность. Такие учащиеся зачастую оказываются в центре внимания сверстников
и учителей, а их недостатки обсуждаются на собраниях, подвергаются критике и
т.д.
Однако школьная практика показывает, что эти меры чаще всего не воздействуют
положительно на учащихся, а иногда и попросту усиливают их негативное
поведение. Суть дела в том, что критика и осуждение недостатков в поведении
того или иного школьника не только не снимают у него негативных
психологических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Вот почему нельзя
не усматривать элементов истины в народном изречении, которое гласит:
предположить порок — значит, создать его. Всякое осуждение и упреки в
условиях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся
трудности и имеющиеся недостатки, в определенной мере обладают отрицательным
внушающим воздействием. П.П.Блонский считал, что в этих случаях гораздо
эффективнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает
недостатки, а совместно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда
чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к
ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей.
Если, например, школьник не справляется с выполнением домашних заданий,
различные упреки и проработки могут только ослабить его усилия в работе. Тут
нужна своевременная и конкретная помощь со стороны учителя, благодаря которой
ученик смог бы хорошо подготовиться к одному, второму, третьему уроку,
получить хорошие оценки, пережить радость от улучшения успеваемости, а его
успехи будут замечены и одобрены в коллективе. Вот этот росток хорошего и
может послужить могучим стимулом для повышения активности школьника в учебной
деятельности и укреплении чувства собственного достоинства. Равным образом
это относится и к другим сторонам развития учащихся. Если, скажем, какой-
нибудь ученик часто нарушает дисциплину и учитель будет постоянно упрекать
его, не замечая в нем ничего хорошего, вряд ли его поведение улучшится. В
таких случаях нужно обратить внимание на то положительное, что есть в
ученике, и, опираясь на это качество возбудить у него стремление
(потребность) к улучшению своего поведения.
А.С.Макаренко утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был
воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой,
проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и
способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его
недостатков[6]:
...Воспитание ...человека, прежде всего, базируется на воспитании его
способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива.
Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом.
На необходимость опираться в воспитании на положительные свойства и качества
личности указывал Б.Л.Сухомлинский:
Главное - умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону,
добиться того, чтобы "живинка" получила свое претворение и развитие в
деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность.
Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим
источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и
преодоления трудностей в других делах... Ту сферу деятельности, в которой
наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело
использовать для его духовного подъема.
[7]
Принцип воспитания через положительное, как указывал известный теоретик
воспитания Н.И.Болдырев, требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания
ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует
делать. Дети, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают
смотреть на себя как на неисправимых.
6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности учащихся. На поведении и развитии личности, так или иначе,
сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Например, в младших
классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их
личностное формирование происходит главным образом под непосредственным
влиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное
развитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характер
и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает
учащихся к самовоспитательной работе.
Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности
умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на
внешние воздействия. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным
характером, чутко реагирует на замечания, в отношениях с педагогами и
сверстниками проявляет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот,
обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении с
другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все это
должно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся с
уравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность,
быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются.
Школьники же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости,
уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.