Выбор методов в процессе обучения
Методы обучения, их педагогические возможности и условия применения
План:
1. Понятие метода в обучении.
2. Выбор методов в процессе обучения.
3. Классификации методов обучения.
Понятие метода в обучении.
Метод обучения – важнейший структурный компонент образовательного процесса. Метод – категория философская. Метод – это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
Особенности метода:
1.Метод отражает внутренние закономерности развития той деятельности, в которой он применяется.
2.Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила, а следовательно, в разных видах деятельности свои методы.
3.Метод – это определенные правила действия, которые стандартны и однозначны.
По мнению американского педагога Кларка Керра, в истории педагогики произошло 4 революции в области методов обучения:
1.Учитель-родитель сменился профессиональным учителем.
2.Устное слово сменилось письменным словом (метод работы с книгой).
3.Появление печатного слова.
4.Введение частичной автоматизации и компьютеризации обучения (методы контроля). Эта революция переживается нами сейчас.
В истории педагогики учение о методах развивалось благодаря таким ученым, как Я.А. Коменский (фактически обосновал наглядный метод в обучении), Д. Дьюи (разработал практические методы), В.П. Вахтеров (предложил предметный метод в обучении), К.Д. Ушинский (предложил новый метод обучения грамоте-аналитико-синтетический (звуковой)).
В начале 20 в. метод обучения определялся как прием, который применялся в практике обучения.
В 30-50-е годы усиленно решалась проблема разработки методов обучения. Это явилось следствием острой критики не оправдавших себя методов, существовавших в обучении того времени, вследствие чего многие учителя вернулись к словесным методам старой школы. Метод стали понимать как способ передачи знаний и развития умений и навыков у уч-ся под руководством уч-ля.
В 60-е годы в отечественной дидактике возникает бинарный подход к определению обучения: процесс обучения рассматривается как двухстороннее взаимодействие обучающих и обучаемых, единство процессов преподавания и учения. Метод стал определяться как способ организации познавательной деятельности уч-ся под руководством уч-ля.
В 70-е годы бинарный подход прочно утвердился в педагогической науке. В определении методов обучения 2 деятельности стали рассматриваться вместе.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности уч-ля и уч-ся, направленные на достижение поставленных учебно-дидактических целей (Ю.К. Бабанский).
В содержательном плане метод – это способы достижения целей (овладение содержанием) во взаимодействии субъектов обучения – уч-ля и уч-ся. В деятельностном плане метод – это способ достижения к-л цели посредством выполнении некоторой операции.
Структура метода | |
объективная часть-не зависит от личностей субъектов | субъективная часть |
Связана с требованиями законов, закономерностей, принципов, правил, зависит от компоновки цели, содержания, форм обучения | Зависит от личности уч-ля, особенностей уч-ся, конкретных условий, которые создаются под действием субъектов обучения |
Функции метода:
ü Стимулирующая(симулирует активность уч-ся при овладении содержанием),
ü Коммуникативная(обеспечивает взаимодействие и педагогическое общение субъектов образовательного процесса),
ü Диагностко-коррекционная(обеспечивает контроль и коррекцию уровня сформированности психических процессов уч-ся),
ü Образовательная
ü Управляющая
ü Развивающая
ü Воспитывающая
Рядом с понятием «метод» используется понятие «прием» и «правило». Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, частей, которые называются методическими приемами. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах (например, такой прием как чтение может быть использован в методах конспектирования, самостоятельной работы, поисковых и исследовательских методах). Методы и методические приемы тесно связаны между собой и могут заменять друг друга в разных педагогических ситуациях (например, беседа может быть вполне самостоятельным методом, а может быть частью таких методов как эксперимент или моделирование).
Правило – это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности
Выбор методов в процессе обучения.
Сегодня специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных методов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демонстрация, упражнение, сам. раб., игра, диспут, дискуссия, моделирование, проектирование. Каждый метод реализуется в сочетании нескольких приемов (например, метод рассказа может реализовываться в приемах описания, повествования, объяснения, доказательства, рассуждения, драматизации).
В современной дидактике, есть 2 реальных, действенных пути, которые приводят к обоснованному выбору методов: 1) объединение методов в группы, их классификация; 2) обращение к более крупным целостным методическим структурам – типам или методическим системам обучения (объяснительно-иллюстративному, проблемному. программированному).
Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения (И.П. Подласый):
1) Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть.
2) Уровень мотивации обучения.
3) Реализация принципов, закономерностей обучения.
4) Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать.
5) Количество и сложность учебного материала.
6) Уровень подготовленности уч-ся.
7) Активность, интерес уч-ся.
8) Возраст. Работоспособность уч-ся.
9) Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость.
10) Время обучения.
11) Материально-технические, организационные условия обучения.
12) Применение методов на предыдущих уроках.
13) Тип и структура занятия.
14) Взаимоотношения между уч-лем и уч-ся, сложившиеся в процессе учебного труда (демократические или авторитарные).
15) Число уч-ся в классе.
16) Уровень подготовленности уч-ля.
Алгоритм выбора методов обучения (Ю.К. Бабанский):
1) Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога.
2) Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.
3) Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания.
4) Выбор способов сочетания словесных, наглядных, практических методов.
5) Решение о необходимости введения методов стимулирования учебной деятельности.
6) Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
7) Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.