КОНЦЕПЦИЯ развития высшего образования в Республике Беларусь

Высшее образование в Республике Беларусь
В настоящее время государственное высшее образование представлено 42 вузами, в том числе 7 классическими и 9 профильными университетами, 9 академиями, 13 институтами и 4 высшими колледжами. В секторе негосударственного образования функционируют 14 негосударственных вузов. Из 15,4 тыс. преподавателей, работающих на постоянной основе, и 2,4 тыс. - в качестве совместителей. 913 человек имеют ученое звание профессора (5 процентов), 5047 человек - ученое звание доцента (30 процентов).
За десятилетие прием в вузы республики увеличился на 51 процент:
с 39,1 тыс. в 1988 году до 59 тыс. человек в 1998 году, в том числе по дневной форме обучения - с 25 тыс. до 36,2 тыс. человек. Число студентов увеличилось со 189 тыс. до 230 тыс. человек. Сегодня на 10 тыс. населения приходится 221 студент, однако из них только 135 человек обучается по дневной форме, что ниже среднеевропейского уровня.
В структуре подготовки специалистов 50 процентов от общего объема приема приходится на специальности экономического и гуманитарного профиля. Прием на специальности инженерного и естественнонаучного профиля изменился с 40 процентов до 22 процентов, что сопоставимо со структурой подготовки специалистов в Европе.
Перечень специальностей высших учебных заведений республики включает сегодня свыше 200 специальностей и свыше 1000 специализаций, что позволяет обеспечивать народное хозяйство специалистами практически по всем направлениям. Введены учебные планы, предусматривающие возможность осуществления многоуровневой подготовки специалистов. Появились интегрированные типы учебных заведений. Улучшено компьютерное оснащение учебного и научно-исследовательского процесса. В большинстве вузов созданы компьютерные центры, обеспечен выход в глобальную компьютерную сеть "Интернет". Расширилась сфера хозяйственной деятельности вузов, включая предоставление платных образовательных услуг.
Предпринятые шаги позволили ослабить влияние кризисных явлений на высшую школу, смягчили социальную напряженность в обществе. В то же время дальнейшее развитие высшей школы требует решения ряда проблем. Сокращение бюджетного финансирования привело к старению учебно-лабораторной базы, ухудшению учебно-методического обеспечения, свертыванию научных исследований, снижению уровня оплаты труда работников высшей школы, оттоку талантливой молодежи из сферы науки и образования. С 1990 года в системе Минобразования число преподавателей 30-40-летнего возраста уменьшилось с 32,2 до 23,8 процента. Количество преподавателей в возрасте 51-60 лет увеличилось с 20,7 до 26,6 процента, а число преподавателей старше 61 года - с 6,2 до 8,4 процента.
Возросшие запросы граждан в получении высшего образования были обеспечены только за счет расширения платных форм обучения. Структура подготовки специалистов не в полной мере соответствует запросам экономики и социальной сферы. Наблюдается диспропорция между потребностями республики в специалистах гуманитарного профиля (особенно в экономистах и юристах) и объемами их подготовки.
Требуется усиление преемственности высшей школы с другими ступенями образования, создание системы контроля качества образовательных услуг, предоставляемых высшей школой.

Цель и задачи развития высшей школы
Совершенствование системы высшего образования направлено на удовлетворение интересов общества, государства и личности, в том числе на повышение качества подготовки специалистов, предоставление каждому человеку широких возможностей выбора уровня, содержания, формы и сроков обучения. Реализация этой цели требует:
проведения структурных преобразований в высшей школе и расширения ее функций;
совершенствования учебного процесса;
обеспечения роста престижности труда преподавателей и научных работников;
совершенствования системы управления и обеспечения деятельности высшей школы;
развития учебно-материальной базы;
расширения участия вузов в решении экономических, технических, социальных и культурных проблем общества.

Принципы совершенствования высшей школы
Успешное решение задач совершенствования системы высшего образования предполагает обеспечение ее устойчивого функционирования, согласования планируемых преобразований с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, их соответствия запросам общества, государства и личности, что обеспечивается соблюдением принципов:
расширения возможностей граждан в получении высшего образования;
обеспечения равного доступа к получению высшего образования;
опоры на отечественные традиции вузовского образования при проведении преобразований;
преемственности требований между уровнями и ступенями образования;
гуманизации и фундаментализации образования;
интеграции учебного процесса и научно-исследовательской работы;
гармоничного сочетания гуманитарного и естественнонаучного компонентов знания;
развития разнообразия типов государственных учебных заведений и дифференциации сроков обучения;
расширения вузовской автономии, закрепления академических свобод при сохранении государственного управления высшей школой.


Основные направления развития высшей школы Республики Беларусь
1. Совершенствование структуры высшего образования предполагает законодательное закрепление статуса классических, профильных университетов, специализированных институтов и высших колледжей.
Классические университеты призваны осуществлять подготовку специалистов по ряду профилей и реализовывать функцию исследовательских центров по основным направлениям подготовки. Профильные университеты (академии) должны осуществлять обучение специалистов и проводить исследовательскую работу по определенному профилю подготовки.
Классические и профильные университеты (академии) при наличии соответствующей исследовательской базы имеют право организовывать магистратуру, аспирантуру и докторантуру, создавать структуры повышения квалификации для преподавателей и научных сотрудников.
Совершенствование деятельности специализированных институтов предполагает переориентацию учебных планов на подготовку специалистов широкого профиля для практической сферы.
В высших колледжах, осуществляющих подготовку специалистов со средним специальным образованием, часть студентов сможет получить высшее образование.
Развитие системы непрерывного образования предполагает интеграцию средней специальной и высшей школы. В середине 80-х годов были введены сокращенные сроки обучения для студентов, получающих высшее образование после окончания ССУЗов. Следующим шагом в этом направлении явилось создание учебных комплексов вуз - ССУЗ. Для выпускников ССУЗов предусматривается расширение возможности в получении высшего образования в профильных университетах и специализированных вузах по сокращенным срокам обучения.
Структурные преобразования позволят завершить формирование системы учебных заведений различного типа, обеспечивающих академическую и профессиональную подготовку.
Новая структура высшей школы получит закрепление в формируемой сегодня системе ступеней высшего образования. Первая ступень высшего образования (не менее 2 лет обучения) призвана обеспечить общенаучную подготовку по профилю обучения. Следующая ступень - получение высшего образования с присвоением квалификации дипломированного специалиста. Сроки обучения для получения указанной квалификации составляют, как правило, 4-5 лет. Программой расширения академической подготовки на этой ступени является бакалавриат. Третья ступень высшего образования - магистратура ориентирована на подготовку к научной и научно-педагогической деятельности и включает углубленное изучение общенаучных и специальных дисциплин, выполнение научных исследований и защиту магистерской диссертации. Общий срок обучения составляет в этом случае 6 лет. Введение бакалавриата и магистратуры обеспечивает преемственность с существующими международными системами.
Предполагается расширить деятельность высшей школы по предоставлению услуг в получении второго высшего образования, реализации других образовательных программ.
2. Регионализация высшего образования позволит обеспечить более полное удовлетворение образовательных запросов граждан, решение задач социального и культурного развития регионов. Первым шагом в этом направлении явилось создание классических университетов в каждой области республики. Намечается дальнейшее развитие региональных вузов, которые будут ориентироваться в своей деятельности на потребности народного хозяйства областей.
3. Совершенствование структуры подготовки специалистов предполагает корректировку Перечня специальностей в целях его сокращения и согласования со специальностями профессионального образования. Планируется расширить права вузов в решении вопросов открытия специализаций.
Объем и структура подготовки специалистов формируются на основе развития договорных отношений, заявок республиканских органов государственного управления, с учетом профиля вуза, обеспеченности региона специалистами, заключений о качестве подготовки специалистов и наличии необходимой учебно-материальной базы. Для обеспечения социально значимых отраслей предполагается развитие контрактной форм подготовки специалистов.
Учитывая рост числа выпускников средней школы, планируется увеличение приема в вузы. Сокращение контингента учащихся младших классов, реформирование общеобразовательной школы предполагает изменение структуры подготовки педагогических кадров.
4. Совершенствование порядка приема предполагает при реализации принципа равного доступа к получению высшего образования ориентацию на выравнивание уровня подготовки выпускников общеобразовательной школы, обеспечение преемственности между школой и вузом, расширение использования тестирования при проведении экзаменов, переход от устной формы экзамена к письменной.
Развитие образования на бюджетной основе остается приоритетным направлением развития высшей школы. Осуществление платных форм обучения возможно только при условии наличия достаточной материально-технической базы, кадров, обеспечения качества подготовки студентов предъявляемым требованиям.
Совершенствованию системы приема в вузы будут содействовать развитие системы начисления стипендий, кредитования обучения, обеспечение трудоустройства выпускников, другие меры социальной защиты студента.
5. Развитие форм обучения предполагает дальнейшую поддержку дневной формы обучения как наиболее эффективной.
Заочная форма обучения выполняет важную социальную функцию, так как позволяет охватить высшим образованием тех, кто не может обучаться стационарно из-за материальных, возрастных или физических ограничений.
Необходимо совершенствование заочного обучения, развитие экстерната на основе использования современных информационных технологий и дистанционного обучения.
Дистанционное обучение позволяет создать оптимальные условия и для лиц, получающих второе высшее образование. В силу минимальной стоимости и высокой оперативности оно является эффективным средством решения проблем повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров. Его введение предполагает организацию изучения и обобщения мирового опыта дистанционного обучения, объединения усилий вузов республики в создании мультимедийных учебных курсов, проведение экспертизы разрабатываемого методического обеспечения, что могло бы осуществляться в рамках республиканского методического центра дистанционного обучения.
Сохраняется вечерняя форма обучения, как наиболее эффективная для отдельных категорий граждан.
6. Совершенствованию организации учебного процесса будет содействовать введение наряду с учебным планом подготовки по специальности стандартов, определяющих требования к уровню подготовки выпускников вузов.
Введение стандартов образования упорядочит соотношение гуманитарной, общенаучной, фундаментальной и специальной подготовки, повысит роль общенаучных и фундаментальных дисциплин. Разработку стандартов организуют учебно-методические объединения, которые также устанавливают объемы подготовки по дисциплинам в зависимости от профиля специальностей.
Учебный план станет внутривузовским документом. На этапе общенаучной подготовки (в течение первых 4 семестров) он будет унифицироваться по группам родственных специальностей. На последующей ступени определяются лишь минимальные нормы времени на изучение дисциплин. Дисциплины специализаций устанавливаются вузами, что позволит быстрее адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка труда.
Предполагается сокращение обязательных аудиторных занятий, увеличение самостоятельной работы студентов. Студенты в зависимости от профиля будущей работы получат возможность обучаться по индивидуальному плану (при соблюдении установленных соотношений фундаментальных и специальных дисциплин и, норм времени, отводимых на их изучение). Допускается формирование групп в зависимости от числа желающих изучать дисциплину и уровня их подготовки.
В целях повышения академической мобильности, усиления междисциплинарного характера образования вводится система сертифицированных курсов гуманитарного, общенаучного и общетехнического компонентов, которые разрабатываются на основе типовой программы и признаются эквивалентными для вузов одного профиля. Расширится практика чтения междисциплинарных курсов, что позволит обеспечить условия для формирования общепрофессиональной культуры, быстрой адаптации к новым специальностям, создать теоретическую основу развертывания перспективных прикладных исследований и разработок.
Одним из магистральных направлений совершенствования учебного процесса выступает гуманизация образования, которая является одновременно целью проводимых преобразований и принципом обучения и воспитания. Достижению этой цели будет способствовать гуманитаризация образования, использование новых форм организации учебного процесса, современных педагогических технологий, учебных программ и пособий нового поколения.
Преодолению исторически возникшего разделения естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры будет содействовать включение цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и цикла общегуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование. В рамках этого процесса предполагается повысить уровень изучения и владения иностранными языками.
Повышение качества подготовки специалистов предполагает решение проблем, связанных с организацией и проведением производственной практики.
Широкое развитие получат интенсивные методы обучения, основанные на использовании компьютерных и информационных технологий. Повысится роль библиотеки в системе организации учебного процесса, что предполагает ее переоснащение с использованием современных информационных технологий и компактного малотиражного издательского оборудования.
В системе оценки знаний предполагается использование тестового контроля, методики рейтинговой системы оценки уровня подготовки студентов, введение обязательной аттестации после 4 семестров, конкурса при распределении по специальностям и на замещение бюджетных мест на последующий период обучения и регулярной проверки уровня подготовки специалистов по системе профессионально ориентированных критериев.
7. Организация воспитательного процесса в вузе направлена на активизацию работы по формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию активной гражданской позиции, профессиональной культуры специалиста, что предполагает повышение роли студенческого самоуправления и степени участия в управлении вузом, активизацию деятельности молодежных общественных организаций. Ведущая роль в координации этой работы принадлежит создаваемым в вузах отделам воспитательной работы.
8. Развитие научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений предполагает:
создание единого информационного пространства образования и науки;
органическое соединение вузовской прикладной науки с производством;
переориентация вузовской науки на исследования, направленные на обеспечение экономического и социального прогресса, массового внедрения новейших информационных технологий;
интеграцию образовательного процесса и академической науки;
повышение роли вузов в подготовке научных кадров;
придание статуса приоритетности мероприятиям, направленным на развитие научного потенциала вузов.
9. Решение проблем обеспечения высшей школы научно-педагогическими кадрами требует повышения уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава и научных работников, что достигается увеличением бюджетных ассигнований по мере повышения эффективности экономики.
Наряду с конкурсной системой получит развитие контрактная форма найма профессорско-преподавательского состава и научных работников, преимущественно для специалистов высшей квалификации (докторов, профессоров, ведущих ученых, специалистов, приглашаемых с производства).
В целях привлечения ученых, специалистов из научных организаций и сферы практической деятельности расширяется их привлечение на условиях совместительства. Обеспечиваются условия ротации научно-педагогических кадров в системе "вуз - наука - производство".
Аспирантура формируется преимущественно за счет выпускников магистратуры. Одновременно повышается статус аспиранта и докторанта,
увеличивается их стипендия. Развивается система грантов для проведения исследований и разработок, связанных с подготовкой диссертаций.
10. Расширение международной деятельности высшей школы будет содействовать повышению престижа белорусской высшей школы, использованию мирового опыта развития высшего образования, признанию документов об образовании, результатов научных исследований и разработок, расширению академических обменов, выполнению совместных проектов в области обучения.
Ключевым направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является, создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ.
Важным элементом международной деятельности должно стать сотрудничество с международными организациями в реализации совместных образовательных программ по новым информационным технологиям, охране окружающей среды, организации фундаментальных исследований. Содействие развитию международных связей белорусских вузов окажет их участие в специализированных европейских организациях и информационных службах высшей школы, международных конференциях.
Подготовка кадров для зарубежных стран - перспективное направление международной деятельности требует модернизации материальной базы высшей школы, усиления методического обеспечения, решения вопросов координации международных программ развития образования.
11. Обновление законодательной базы предполагает принятие закона "О высшей школе"; организации планомерной работы по подготовке подзаконных актов, создания постоянно обновляемой электронной базы нормативных документов, регламентирующих деятельность высшей школы.
В управлении высшей школой расширяется использование экономических рычагов через формирование плана приема и принятие программ развития.
Создается многоступенчатый механизм контроля качества с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования: государственных органов, заказчиков, вузовской общественности, студентов, общественных объединений. Повышается роль Государственной инспекции учебных заведений. Укрепляется ее кадровый состав и методическое обеспечение.
Для обеспечения эффективного развития системы высшего образования предполагается развивать взаимодействие между Министерством образования и министерствами и ведомствами, имеющими в своем подчинении вузы.
Совершенствуется система управления вузом, повышается роль выборных органов и общественных объединений вуза. Создаются условия для постепенного расширения вузовской автономии и закрепления академических свобод и в первую очередь в части права принятия решений, касающихся обеспечения внутренней деятельности, учебного процесса и исследовательской работы, что позволит повысить роль вузов в улучшении качества подготовки выпускников, в развитии регионов и отраслей экономики.
Повышается роль Совета ректоров и профессорского собрания в разработке стратегии развития высшей школы.

Материально-техническое обеспечение
Бюджетное финансирование остается основой обеспечения деятельности государственных вузов. Планирование расходов на содержание учреждений системы высшего образования осуществляется с учетом профиля подготовки специалистов и особенностей каждого высшего учебного заведения, исходя из средних норм расходов по содержанию одного приведенного студента.
Рассматривается вопрос о пределах распоряжения закрепленной за вузами государственной собственностью. Продолжается практика освобождения вузов от налогов за осуществление учебной, научной деятельности, издание учебных, научных, справочных и методических материалов, предназначенных в первую очередь для собственных нужд, производство аудиовизуальных и компьютерных продуктов.
Создается специальный фонд финансирования централизованной разработки и изготовления приборов, научного оборудования, средств обучения, центры коллективного пользования уникальным оборудованием, в том числе при академических и отраслевых институтах, с льготным режимом использования этого оборудования в учебных и научных целях. Обеспечивается защита прав авторов разработок.
Увеличиваются нормы бюджетного финансирования (в том числе и финансирования за счет средств вузов) общежитии, стадионов, санаториев-профилакториев. Развивается оздоровительная инфраструктура с льготной оплатой услуг.
Помимо бюджетных источников финансирования привлекаются средства, полученные за счет осуществления платных услуг, проведения исследовательских работ, выполнения заказов промышленности, инновационной деятельности, продажи интеллектуальной собственности.
Для вузов, основанных на негосударственной форме собственности, устанавливаются нормы изымаемой прибыли и вложения ее в развитие материальной базы. Вводится практика публикации ежегодного балансового отчета по бюджетной и внебюджетной деятельности вузов всех форм собственности с указанием долей факультетов, кафедр и служб.

Организационные меры
Реализация настоящей Концепции предполагает создание программы развития высшей школы, ее координацию с государственными и ведомственными программами "Учитель", "Сельская школа", "Иностранные языки", "Информатизация системы образования", "Комплексный капитальный ремонт зданий школ и других образовательных учреждений на 1998 -2005 годы", "Вузовский учебник", "Кадры", разработку и принятие Закона Республики Беларусь "О высшей школе", проведение необходимых структурных преобразований в системе управления и методического обеспечения деятельности высшей школы.

Наши рекомендации