Профилактика нарушений речи у детей

Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков принимает глобальный характер.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическим и речевом развитии детей.

Перед специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:

а) предепреждение речевых нарушений – первичная профилактика;

б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика;

в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией – третичная профилактика.

ПЕРВИЧНАЯ профилактика

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций.

Реализация профилактического направления начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности max благоприятных условий.

В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно-психическом и в речевом развитии ребенка.

В научной л-ре возникает понятие «фактор риска» под которым подразумеваются различные условия внешней сферы – биологические и социальные + индивидуальные реактивности организма на различные патологические состояния.

Биологические факторы риска развития речевых нарушений имеют патогенную природу и действуют на организм главным образом:

• в период внутриутробного развития и родов;

• мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения;

• семейная отягощенность речевыми нарушениями.

В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, т.к. нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности.

К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического хар-ра относится, в частности, нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества). В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости:

если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку;

осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т.п.);

в игре использовать преимущественно правую руку;

давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т.д.

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей.

Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей – эмоциональной и сенсорной. Выделяют познавательную и социальную Д. Установлено, что все виды Д. существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учрежд., нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

- характерологические и поведенческие особенности родителей: тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность;

- неполная семья;

- конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи: смерть, болезнь близких, развод и т.д.;

- резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;

- неадекватный тип воспитания: «кумир», гиперопека, гипоопека;

- несогласованность в воспитательных позициях родителей.

У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, которое происходит у ребенка установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желание ребенка. При этом у него не появляется необходимость в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение 2-х языковых систем на раннем этапе развития речи м.быть для ребенка трудной задачей.

Если малыш слышит кроме родного языка еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, к-рые позволяют ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

К 3 годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. В этот период бурно развивается инициативное обращение со взрослым (вопросы: как?, где? и т.д.). Т.обр., речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира. К 3-му году жизни ребенка его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности.

Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса – необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корректирующее обучение у логопеда.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, которые проявляются:

· в прерывистости речевого потока;

· многократном повторении слогов и слов;

· произнесение слов в период вдоха.

Эти явления связаны гл.обр. с незрелостью координаторных механизмов в дея-ти периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности:

- формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды + правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний благодаря речевому и сенсорному развитию;

- в самост-ном пользовании детей д.быть разнооб-ные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр.;

- включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребенка, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т.е. умение услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность.

В н.вр. особое значение приобретает проблема обучения грамоте и родному языку: формирование практич-ких речевых навыков (сформированность лексико-грамматической стороны речи);

развитие осознания языковой действительности;

элементов языка; смысловой стороны слова.

Необходимо помнить, что устную речь у школьника надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее стороны, но и в плане спец-ной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности;

четкости произношения; интонационной выразительности, т.е. всего того, что способствует развитию речедвигательной стереотипии как базального компонента экспрессивной речи.

ВТОРИЧНАЯ профилактика

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства).

В коррекц-ную работу д.быть max вовлечены родители. Им следует знать: что слабый или сиплый голос ребенка

малая двигательная активность;

низкий уровень сосательного рефлекса и пр.

свидетельствуют о повреждении головного мозга.

Родители должны хорошо представлять себе, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи.

Степенью, характером речевой недостаточности и психических наслоений определяются возможности ребенка учиться и активно участвовать в общественной жизни школы. Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова.

Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.

Т.обр., родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свою позицию. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие между членами семьи, педагогами играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией.

ТРЕТИЧНАЯ профилактика

. Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего ТНР.

У таких учащихся д.быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретно этой личности достичь наилучших результатов.

Изменение в состоянии здоровья детей отрицательного хар-ра, различные хронические заболевания, сиротство, бродяжничество, которые ведут к отклонениям в психическом и речевом состоянии, делают необходимым создание: центров медико-психолого-педагогической реабилитации; центров надомного обучения; детских реабилитационных учреждений.

В нашей стране появляется тенденция к организации новых образов-ных учреждений, где учитываются не только способности и склонности учащихся, но и их психофизическое сос

[1] Для руководства педагогическим процессом были созданы кафедры оли­гофренопедагогики (зав. — Д. И. Азбукин), сурдопедагогики и логопедии (зав. — Ф. A. Pay), тифлопедагогики (зав. — В. А. Гандер).

[2] Отделение тифлопедагогики с 1945 г. переводится на дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И.Герцена.

[3] И до и после Великой Октябрьской революции в нашей стране делались по­пытки рассматривать логопедию как отрасль медицинских знаний — отоларинго­логии, психиатрии, невропатологии. Поэтому логопедические отделения для лиц с расстройствами речи открывались в системе здравоохранения при ЛОР-отделениях, при психоневрологических диспансерах и больницах. В этих учреждениях ра­ботали врачи-логопеды и даже средний медико-логопедический персонал.

С 1950 г. распоряжением Минздрава СССР должности медицинских работни­ков-логопедов были упразднены.

[4] Следует заметить, что студенты-логопеды в то время, как и студенты других отделений дефектологического факультета получали к тому же вторую педагоги­ческую специальность — учителя русского языка и литературы средней школы.

Наши рекомендации