Методики дошкольного образования
Воспитание здорового ребёнка. Подвижные игры как средство физического воспитания дошкольников.
Основные понятия и проблемы воспитания здорового ребенка:
«Здоровье» В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что здоровье это не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.
Проблемы:
Ребенок конца ХХ века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильном питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем уровне отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Направления воспитания здорового дошкольника
1. Работа с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.
2. Работа с педагогами по обучению методам и приёмам формирования здорового образа жизни дошкольника
3. Работа с родителями по формированию ценностных представлений о здоровье.
Данные направления реализуются в современных образовательных программах и технологиях:
Здоровье (В.Г.Алямовская), Здравствуй (М.Л.Лазарев) и др.
В данных программах детям даются представления о правильном питании, уходе за собственным телом, правила первой помощи и т.д. В программах используются разнообразные формы и средства физического воспитания и оздоровления дошкольника: физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, подвижные игры и т.д.
Подвижная игра - средство воспитания здорового ребёнка.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направленная на решение двигательной задачи.
В подвижной игре совершенствуются движения, дети упражняются в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Игра способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию.
Виды подвижных игр:
По видам движений:
· с элементами ОРУ,
· с бегом,
· прыжками,
· с метанием
По интенсивности:
· малой
· средней
· высокой подвижности
По наличию сюжета:
· сюжетные
· бессюжетные
Теория дошкольного обучения в современной отечественной педагогике. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста.
Обучение – процесс передачи ЗУН, который выступает как социальное явление, присущее человеческому обществу
Дидактика - отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования.
История вопроса
Ушинский Константин Дмитриевич
· Разработал задачи обучения детей
· Принципы обучения
Тихеева Елизавета Ивановна
· Разработала виды занятий и методику их проведения
Усова Антонина Павловна
· Доказала необходимость систематического обучения
Запорожец, Поддъяков, Венгер
· исслдедовали развитие способностей в процессе обучения.
На современном этапе
· проблемы использования новых технологий в ДОУ (Козлова, Парамонова)
· формы организации обучения (Михайленко, Короткова)
Принципы дидактики
• Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся.
Принцип связи знаний, умений с жизнью, с практикой
• отражает обусловленность обучения с общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания
Принцип научности
построение содержания обучения на основе научных фактов, понятий
Принцип наглядности
Ø восприятие учебного материала через зрительные, моторные, тактильные ощущения.
Ø его значение усиливается характером знаний дошкольника, основное содержание которых формируется на уровне представлений в результате непосредственного восприятия предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения деятельности взрослых.
Принцип систематичности и последовательности
Ø формирование ЗУН в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Ø Для дошкольников проявляется в малых объемах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторяемости содержания при небольшом увеличении объема и усложнении.
Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений
Ø формирование у детей нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе
Ø содействие общему психическому и физическому развитию детей
Принцип доступности
построение обучения на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.