Методики дошкольного образования

Воспитание здорового ребёнка. Подвижные игры как средство физического воспитания дошкольников.

Основные понятия и проблемы воспитания здорового ребенка:

«Здоровье» В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что здоровье это не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.

Проблемы:

Ребенок конца ХХ века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильном питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем уровне отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Направления воспитания здорового дошкольника

1. Работа с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.

2. Работа с педагогами по обучению методам и приёмам формирования здорового образа жизни дошкольника

3. Работа с родителями по формированию ценностных представлений о здоровье.

Данные направления реализуются в современных образовательных программах и технологиях:

Здоровье (В.Г.Алямовская), Здравствуй (М.Л.Лазарев) и др.

В данных программах детям даются представления о правильном питании, уходе за собственным телом, правила первой помощи и т.д. В программах используются разнообразные формы и средства физического воспитания и оздоровления дошкольника: физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, подвижные игры и т.д.

Подвижная игра - средство воспитания здорового ребёнка.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направленная на решение двигательной задачи.

В подвижной игре совершенствуются движения, дети упражняются в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Игра способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию.

Виды подвижных игр:

По видам движений:

· с элементами ОРУ,

· с бегом,

· прыжками,

· с метанием

По интенсивности:

· малой

· средней

· высокой подвижности

По наличию сюжета:

· сюжетные

· бессюжетные

Теория дошкольного обучения в современной отечественной педагогике. Методика развития связной речи детей дошкольного возраста.

Обучение – процесс передачи ЗУН, который выступает как социальное явление, присущее человеческому обществу

Дидактика - отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования.

История вопроса

Ушинский Константин Дмитриевич

· Разработал задачи обучения детей

· Принципы обучения

Тихеева Елизавета Ивановна

· Разработала виды занятий и методику их проведения

Усова Антонина Павловна

· Доказала необходимость систематического обучения

Запорожец, Поддъяков, Венгер

· исслдедовали развитие способностей в процессе обучения.

На современном этапе

· проблемы использования новых технологий в ДОУ (Козлова, Парамонова)

· формы организации обучения (Михайленко, Короткова)

Принципы дидактики

• Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся.

Принцип связи знаний, умений с жизнью, с практикой

• отражает обусловленность обучения с общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания

Принцип научности

построение содержания обучения на основе научных фактов, понятий

Принцип наглядности

Ø восприятие учебного материала через зрительные, моторные, тактильные ощущения.

Ø его значение усиливается характером знаний дошкольника, основное содержание которых формируется на уровне представлений в результате непосредственного восприятия предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения деятельности взрослых.

Принцип систематичности и последовательности

Ø формирование ЗУН в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Ø Для дошкольников проявляется в малых объемах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторяемости содержания при небольшом увеличении объема и усложнении.

Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений

Ø формирование у детей нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе

Ø содействие общему психическому и физическому развитию детей

Принцип доступности

построение обучения на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Наши рекомендации