Работа с нитками и тканью
Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.
Плетение косичек из толстых цветных шнуров или мотка ниток.
Завязывание узелков на концах.
Завязывание бантом.
Экскурсия в школьную швейную мастерскую, ознакомление с работами старших учеников и оборудованием мастерской.
К концу обучения учащиеся должны усвоить следующие знания и умения:
- уметь выполнять серию упражнений без предметов и с предметами по инструкции учителя;
- сопоставлять предметы по цвету, форме, величине;
- соотносить плоскостные и объемные формы предметов;
- расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке;
- собирать предметы, состоящие из нескольких деталей;
- складывать разрезные картинки (4-6 частей);
- конструировать несложные постройки;
- создавать сюжетные картинки из готовых элементов;
- лепить объекты несложной формы на основе показа, анализа;
- уметь пользоваться клеем при наклеивании простейших контуров (елочных игрушек, флажков);
- сортировать и наматывать нитки;
- завязывать узлы, банты.
IV класс (10 – 12 лет)
(70 час.)
Повторение более трудных разделов программы за предыдущие классы, что недостаточно усвоено детьми данного класса.
Повторение работы с мозаикой — построение знакомых сюжетов (по программе II—III классов), не только по показу и по образцу, но и по представлению (выложенный учителем сюжет убирается), и только по названию сюжета.
Повторение работы по конструированию (по программе III класса). Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Несложные объемные изделия из природных материалов:
а) Изготовление по образцу ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза.
б) Изготовление по образцу цветка. Цветоложе — из пластилина, лепестки — крылатки вяза, цветоножка — проволока.
Лепка по представлению деталей для макетов на тему сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макета: «Колобок», «Репка».
Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.
Работа с пластмассовым или металлоконструктором.
Упражнения в приемах работы ключом и отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика.
К концу обучения учащиеся должны усвоить следующие знания и умения:
- собирать, составлять, создавать знакомые предметы, сюжеты по образцу, показу, по представлению;
- знать приемы работы с пластилином, природным материалом;
- изготавливать из природного материала предметы по образцу;
- лепить предметы и объекты: овощи, фрукты, на тему сказок и т.п.;
- знать приемы работы с конструктором;
- уметь собирать из конструктора геометрические фигуры.
V класс (11 – 13 лет)
(35 час.)
Повторение разделов программы предыдущих лет, которые слабо усвоены детьми данного класса.
Изделия из природных материалов.
а) Изготовление по образцу мышки из желудя с хвостом из мочала или проволоки.
б) Изготовление по образцу птички из шишки ели, пластилина и веточек.
в) Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха с парусом из бумаги или листьев дерева.
Лепка по представлению деталей для макетов. Сборку осуществляет учитель, привлекая сильных учащихся. Макеты: «За грибами», «Снегурочка в лесу».
Работа с пластмассовым и металлоконструктором.
Закрепление умений работы с ключом и отверткой. Сборка по образцу квадрата, прямоугольника, домика, лопатки.
К концу обучения учащиеся должны усвоить следующие знания и умения:
- знать правила, приемы работы с глиной, пластилином, природным материалом, конструктором;
- осуществлять деятельность по показу, образцу и инструкции учителя;
- уметь создавать предметы, отображая в них цвет, величину, форму.
Хозяйственно-бытовой труд.
самообслуживание
(I–VIII классы)
(7–16 лет)
Пояснительная записка
Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их бытовому труду. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для повседневной жизни.
Уроки обслуживающего труда являются средствами активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.
На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся становятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определенных действий. Например, готовя блюдо из овощей, они сначала овощи моют, потом их чистят. Это важно также для формирования речи учащихся, у которых словарный запас настолько беден, что они не знают названий окружающих их предметов. Этот труд требует участия всех анализаторов: зрительного, осязательного, вкусового обоняния. Большое значение имеет применение на уроках домоводства простейших счетно-измерительных навыков.
Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения этих занятий – это формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых.
В первые три периода обучения детей в учебном плане предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Однако успех овладения этими навыками детьми с «особыми нуждами» может быть обеспечен только в том случае, если знания и умения, которые даются детям на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь.
На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Для этого урок должен быть оборудован необходимыми пособиями (специально изготовленные полотна для обучения шнурованию, застегиванию пуговиц и т. д., картины, таблицы).
Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые у них. Особенно рекомендуется в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшим, в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников — умения ухаживать за младшими.
Содержание программы по хозяйственно-бытовому труду включает следующие разделы: «Жилище», «Одежда», «Обувь», «Питание». В ходе занятий воспитанники учатся дифференцировать различные виды одежды и обуви, следить за их чистотой. Детей знакомят с наиболее распространенными продуктами питания и правилами помощи взрослым в приготовлении простейших блюд. Большое внимание уделяется уходу за жилищем.
Программа
I класс (7 – 9 лет)
(70 час.)
I. Навыки, связанные с гигиеной тела.
Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, колени);
б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;
в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Объяснить воспитанникам в доступной форме, что быть чистым — красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.
Совершать под присмотром и с помощью воспитателя утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту или порошок, гребешок, полотенце.
2. Навыки одевания и раздевания.
Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: колготки, носки, рубашка, трусики, носовой платок, брюки, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, тапочки, валенки и т. д.
Закреплять навыки одевания и обувания в определенном порядке под присмотром воспитателя. Знать, как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.
3. Навыки приема пищи.
Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка и т.д.).
Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи и фрукты.
4. Навыки культурного поведения.
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению воспитателя. Выйдя из-за стола, задвигать за собою стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь ходить попарно и знать свое место на прогулке. Участвовать в физкультзарядке. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.
II класс (8 – 10 лет)
(70 час.)
1. Навыки, связанные с гигиеной тела.
Научить детей показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела: лоб, подбородок, затылок, щеки, губы. Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь мыть ноги. Уметь пользоваться носовым платком. Уметь причесываться и следить за аккуратностью волос.
2. Навыки одевания и раздевания.
Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в брюки, застегивать рубашку и брюки на все пуговицы, натягивать колготки, расправлять складки воротничка. Знать, в каком порядке надевать разные части одежды. Учить различать лицевую сторону от изнанки, застегивать и расстегивать пуговицы, различать обувь для правой и левой ноги. Уметь шнуровать ботинки и развязывать завязанные шнурки.
3. Навыки, связанные с приемом пищи.
Закрепление ранее приобретенных навыков. Введение дежурств. Помощь старшим в сервировке стола, его уборка после еды. Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, котлеты, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, варенье, конфета, пряник, белый хлеб, черный хлеб, кисель, компот, чай, кофе, какао, пирожок и т.д.).
4. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, постели.
Уметь заправлять постель под присмотром воспитателя, вечером приготовить ее на ночь. Вытирать ноги, входя в помещение со двора, стряхивать снег с одежды.
5. Навыки поведения и самообслуживания.
Уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности. Знать правила поведения и уметь участвовать в торжественных мероприятиях.