Современная многоуровневая система профессиональной подготовки в России

Многоуровневая система позволяет решить проблему диверсификации методологии и методик обучения на разных стадиях профессиональной подготовки. Нужно учитывать, что бакалавриат подразумевает общие, базовые знания, а магистратура - специализированные, узкопрофессиональные знания. Многоступенчатая система позволит бакалаврам прервать на какое - то время обучение и затем продолжить его в магистратуре с возможностью изменения направления и специализации. В России назрела необходимость в так называемой градации вузов, которая позволит одним вузам выпускать бакалавров, другим - преимущественно ориентироваться на более соответствующий их потенциалу уровень магистерской подготовки. Кроме этого, такая система позволит гибко реагировать на окружающие изменения и даст студентам возможность получать комбинированные знания из различных областей. Из-за сокращения срока обучения бакалавры смогут быстрее включаться в активную экономическую жизнь страны. В целом по стране будет расти престижность высшего образования и, соответственно, повысится конкурентоспособность бакалавров и магистров. Также многоуровневая система позволит российским студентам и преподавателям быть более мобильными и, вследствие этого, позволит им практически овладеть иностранными языками. Конечно, и престиж России как страны также будет возрастать из-за привлечения иностранных студентов по программам академической мобильности.

Цели и задачи профессионального образования. Принципы профессионального обучения. (ДАКТРИНА)

Основные цели и задачи образования Система образования призвана обеспечить(стр1)

Принципы обучения - это определенная система исходных, основных дидактических положений, требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую его эффективность. Принципы обучения исходят из его целей и задач, обусловленных требованиями общественного развития, объективных закономерностей учебного процесса, способов использования этих закономерностей в конкретных условиях. Они обусловливают определенные требования к отбору содержания обучения, выбору его форм, методов и педагогических средств осуществления.

Основополагающие принципы обучения: взаимосвязь решения задач образования, воспитания и развития учащихся; научность обучения; систематичность и последовательность обучения; доступность и посильность обучения; наглядность обучения; сознательность и активность в обучении; оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития учащихся.

Содержание профессионального образования(закон стр1). Федеральный государственный образовательный стандарт как источник формирования содержания образования.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Содержание профессионального образования должно отвечать потребностям изменяющегося спроса на рабочую силу, квалификации и умения и удовлетворять образовательные и профессиональные потребности граждан.

Возможно выделить несколько законов, в соответствии с которыми должно строиться содержание образования.

1. На любой стадии обучения оно должно следовать одной цели – формирование всесторонне, гармонично развитой, конкурентоспособной личности. Для достижения этой задачи важно обеспечить умственное развитие, эстетическое, нравственное, физическое воспитание, трудовую подготовку.

2. Важнейшим критерием построения содержания образования является научная база обучения. Обучение должно включать в себя строго научные утверждения, соответствующие современному состоянию науки.

3. Содержание учебного материала по предмету не должно противоречить положениям официальной науки, должно строиться в соответствии с логикой официальной науки. Учебный материал необходимо связывать с другими учебными предметами.

4. Теоретические знания не должны быть получены в отрыве от практических занятий. Связь теории и практики – необходимое условие нормального обучения.

5. Содержание образования должно строиться в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребенка.

6. Содержание образования должно нести в себе профориентационную направленность, содержать элементы технического и трудового обучения.

Содержание современного образования направлено на всестороннее развитие ученика в соответствии с его интересами и потребностями и новейшими достижениями современной науки и техники. Это позволяет формировать конкурентоспособную личность на базе школы.

Содержание образования отражено в учебных программах, учебных планах, учебно-методических комплектах и учебных пособиях.

Цели ФГОС

-единство образовательного пространства Российской Федерации;

-преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

-духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

15. Понятие содержания образования. Факторы влияющие на отбор содержания образования.

Под понятием содержание образования подразумевают систему знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает ученик в ходе процесса обучения.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую, трудовую подготовку.

- должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения; учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

- по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.

-должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

- теория должна соединяться с практикой, обучение — с производством трудом.

Факторы, влияющие на содержание образования:

-развитие социальной и производственной сфер общества, культуры, науки и техники

-политика государства в области образования,

-учет особенностей развития рынка труда и требования работодателей,

-методологическая позиция ученых-педагогов.

Наши рекомендации