Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке

Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, которые отражают социальный заказ общества педагогической науке, а также указывают на важнейшие противоречия, имеющие место в педагогической практике.

При этом необходим логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы, объяснение, почему для исследования взята эта тема, а не какая-то другая. Обычно это анализ степени разработанности проблемы в науке.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он представляет собой новые теоретические и практические выводы, закономерности педагогического процесса, его структуру и механизмы; содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, в разработке системы.

Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Любое научное исследование предполагает наличие в нём основных положений, отражающих его суть и соответствующих логике исследуемой проблемы. Данные положения должны быть сформулированы предельно чётко и лаконично с приведением необходимых аргументов для защиты их справедливости.

Организация научного исследования осуществляется в соответствии с определенной программой.

Программа исследования обычно имеет два раздела - методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы.

Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования соответственно проблеме, а также основные методы сбора и анализа первичных данных; формулируются научные выводы.

4. Система методов и методика педагогического исследования.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложный и многофункциональный объект, каким является воспитание. Применение ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы педагогического исследования в отличие от методики и методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Иван Павлович Подласый дифференцировал и классифицировал методы следующим образом.

4.1. Традиционно-педагогические методы.

Это методы, которыми исследователи пользуются по традиции, издавна. Ими пользовались педагоги ещё в Древней Греции. К ним относятся:

наблюдение,

изучение педагогического опыта,

работа с литературными источниками,

изучение школьной документации,

изучение продуктов ученического творчества,

беседа,

интервью.

Наблюдение.

Наблюдение – это непосредственное восприятие деятельности объектов в различных ситуациях и условиях. Его основное назначение – сбор сведений об изучаемом явлении.

Возможно применение нескольких видов педагогического наблюдения.

В зависимости от позиции исследователя по отношению к объектам наблюдения оно может быть непосредственным и опосредованным (косвенным), открытым и скрытым.

При непосредственном наблюдении исследователь непосредственно изучает различные явления. При этом он может занимать разные позиции:

исследователь - свидетель педагогического процесса,

исследователь - участник педагогического процесса,

исследователь - руководитель педагогического процесса.

Опосредованное наблюдение осуществляется с помощью уполномоченных лиц по заданию исследователя.

Открытым называют такое наблюдение, при котором исследователь присутствует на виду у учащихся. Если исследователь находится вне видимости учащихся, оно называется скрытым.

По своей длительности наблюдение может быть непродолжительным (непрерывным) и продолжительным (прерывным, дискретным).

По объёму изучаемых явлений наблюдение может быть монографическим и узким.

Монографическое наблюдение ведётся за разными взаимосвязанными явлениями (например, за воспитанностью детей) в течение длительного времени.

Узкое наблюдение предполагает выделение одного явления из ряда педагогических явлений.

Алгоритм применения метода наблюдения содержит в себе следующие этапы:

1) определение объекта, цели, вида наблюдения;

2) разработка программы (программа слагается из определённой последовательности запланированных компонентов наблюдения соответственно тем или иным критериям и временным рамкам их осуществления. Например, наблюдение за методикой домашнего задания ученикам осуществляется соответственно критериям: своевременность, объём, разъяснение, учёт интересов и способностей);

3) проведение наблюдения;

4) обработка полученных результатов.

Изучение педагогического опыта.

В широком смысле этот метод означает вычленение позитивного и устойчивого в учебно-воспитательных системах. При этом анализируются пути решения тех или иных проблем (например, проблемы нравственного воспитания).

В узком смысле метод означает изучение работы творческих коллективов или отдельных учителей.

Изучение педагогического опыта может быть непосредственным и опосредованным (на основе анализа источников, в которых он описывается).

Алгоритм метода слагается из следующих звеньев:

1) определение объекта;

2) постановка цели и задач;

3) составление программы;

4) реализация программы;

5) обработка полученных результатов, формулировка выводов.

Работа с литературными источниками.

Этот метод – необходимое звено любого педагогического исследования.

Формы работы с литературными источниками: выписки, аннотация, план.

Выписки обычно делаются в виде цитат. Цитата – дословная выписка из какого-либо текста. Важно грамотно оформить цитирование. В последние годы в научной литературе наиболее приемлемым стал способ ссылки на цитируемый источник в соответствии с прилагаемым списком с использованием квадратных скобок, например, [2, с.35].

Аннотация – отражение основного содержания и значения литературного источника.

План – фиксирование основных вопросов, которые рассматриваются в источнике.

Изучение школьной документации.

Школьной документацией являются: классные журналы,

книги проколов заседаний и собраний, расписания учебных занятий,

календарные и поурочные планы, планы внеклассной воспитательной работы, планы работы воспитателей групп продлённого дня и др.

При описании метода в научной работе точно указываются название документа и все данные о нём. Бывает необходимым привести некоторые отрывки из документа в самой работе или в приложении к ней.

Изучение продуктов ученического творчества.

Продукты ученического творчества: письменные домашние и классные работы, сочинения, рефераты, результаты эстетического и технического творчества, поделки и др.

С помощью этого метода можно установить индивидуальные особенности ученика, его наклонности, интересы, отношение к делу,

уровень развития самостоятельности, прилежания, аккуратности и пр.

Исследователю необходимо помнить, что этот и предшествующий методы требует корректного использования.

Беседа, интервью.

Исследовательская беседа – совокупность вопросов, поставленных в соответствии с целью исследования в определённой последовательности и ответов на них.

Целью исследовательской беседы может быть:

- проникнуть во внутренний мир человека,

- узнать его мнение по тому или иному вопросу,

- выяснить причины тех или иных поступков,

- получить информацию о нравственных, социальных, мировоззренческих взглядах человека.

Исследовательская беседа – сложный и не всегда надёжный метод (сложно формулировать вопросы, особенно оперативно; ответы могут быть неискренними в присутствии кого-либо). Он используется, как правило, как дополнительный к другим методам.

Проводится исследовательская беседа с ограниченным числом собеседников. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

1) проводить беседу в вежливой, корректной форме;

2) внимательно выслушивать ответы и правильно реагировать на них;

3) варьировать вопросы (задавать дополнительные по необходимости).

Алгоритм метода исследовательской беседы:

1) формулировка цели и темы;

2) определение вопросов;

3) установление способов фиксации ответов;

4) установление контакта с собеседниками;

5) проведение беседы;

6) обработка полученных результатов.

Метод интервью отличается от беседы более открытой постановкой вопросов. Их может быть немного (даже один). При этом исследователь может не скрывать своё намерение зафиксировать ответы.

Интервью бывает нескольких видов:

Свободное интервью. Определяется только направление беседы, основной вопрос. Дополнительные вопросы формулируются свободно.

Фокусированное интервью. Участников интервью заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы заготавливаются заранее, все они обязательны.

Интервью может быть стандартизованным (в нём преобладают закрытые вопросы), нестандартизованным (с открытыми вопросами).

Требования к организации интервью:

- проводить в привычных для испытуемого условиях;

- устранять или ограничивать влияния третьих лиц;

- обеспечивать достаточное количество времени для ответа на вопросы.

4.2. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент – научно организованный опыт или наблюдение педагогических явлений в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным воздействием или условием воспитания и его результатом.

Этот метод характеризуется тем, что в процесс воспитания или обучения вносятся принципиально важные изменения, создаётся новый педагогический опыт.

Педагогический эксперимент может служить для констатации разных педагогических фактов или явлений. Такой эксперимент называется констатирующим.

С помощью эксперимента создаётся и новый опыт воспитания. Такой эксперимент называется преобразующим (созидательным, формирующим). После проведения преобразующего эксперимента необходимо выяснить, привёл ли он к положительным результатам. Для этого проводится контрольный эксперимент.

В зависимости от того, сообщаются ли цель и задачи эксперимента исследуемым, он может быть открытым и закрытым.

По продолжительности проведения эксперимент может быть продолжительным и кратковременным, по своему строению – простым и сложным.

Эксперимент может содержать в себе ряд других методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование.

Алгоритм эксперимента:

1) постановка цели и задач;

2) разработка гипотезы;

3) создание экспериментальной программы;

4) проведение эксперимента, фиксирование его результатов;

5) обработка полученных данных и формулировка выводов..

4.3. Педагогическое тестирование.

Слово «тест» - английского происхождения. Означает оно «задача», «испытание».

Тестирование – одинаковое для всех испытуемых исследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Тестирование способствует достаточно точному и детальному измерению различных характеристик. Это – довольно простой и доступный метод исследования.

В педагогической практике применяются различные тесты:

1. Тесты успеваемости. Ученикам предлагаются задания по различным предметам. Выставляются отметки, они сопоставляются с отметками учителя.

2. Тесты элементарных умений и навыков, таких, как читать, писать, считать устно.

3. Тесты по диагностике уровней обученности.

4. Тесты по диагностике уровней сформированности нравственных качеств и т.п.

Тестовые задания могут быть различных видов:

- задания, требующие конкретных коротких ответов на вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «где», «когда», «почему», «как»;

- задания, в которых нужно заполнить пропуски;

- тестовые задания с выбором ответов.

Алгоритм тестирования:

1) формулировка цели;

2) подбор заданий;

3) разъяснение способов выполнения заданий;

4) изготовление тестов;

5) проведение тестирования;

6) оценка выполненных заданий соответственно объективным критериям.

4.4.Методы изучения коллективных явлений.

Данные методы предполагают массовое исследование участников педагогического процесса. Такое исследование помогают осуществить социометрический метод и метод анкетирования.

Метод анкетирования.

Слово «анкета» в переводе с французского означает расследование. Анкета представляет собой перечень вопросов на определённую тему, сформулированных письменно в соответствии с заданной целью. На эти вопросы также письменно испытуемые (респонденты) должны дать ответы.

Достоинства анкетирования заключаются в следующем:

- можно опросить сразу большое количество людей;

- анкетирование не требует непосредственного контакта исследователя с испытуемыми (анкеты можно пересылать);

- при проведении анкетирования у испытуемых есть время, чтобы хорошо продумать ответы;

- исследователю удобно обрабатывать результаты анкетирования.

Вопросы в анкете могут быть различными по своему содержанию и форме постановки: прямые и косвенные, открытые и закрытые.

Если содержание вопроса и тема исследования совпадают, он называется прямым, если нет – косвенным.

Открытым вопрос называется в том случае, если не ограничиваются способы ответов на него, если ответ может прозвучать в любой форме. Закрытые вопросы предусматривают варианты ответов, из которых испытуемому нужно выбрать определённый.

Количество вопросов в анкете соответствует возрасту респондентов.

Для учеников 2-3 классов их может быть не более 4-5, 4-9 классов – до 10. Анкеты для старшеклассников и взрослых должны содержать в себе столько вопросов, чтобы способы ответов на них не требовали более 30 минут.

Алгоритм анкетирования:

1) определение цели и темы анкетирования;

2) постановка вопросов, формулировка пояснений к ним;

3) изготовление пробных анкет и анкетирование 5-6 человек;

4) внесение необходимых изменений и изготовление большого количества анкет;

5) проведение массового анкетирования;

6) количественная и качественная обработка ответов.

Социометрический метод.

С помощью этого метода исследуется групповая дифференциация. Он позволяет изучить внутриколлективные отношения: выявить лидеров, предпочитаемых, отвергнутых детей; определить роль и состояние каждого члена коллектива, выявить группировки.

Для этого формулируются вопросы типа:

С кем бы ты хотел сидеть за одним столом? (играть в одной команде? дружить? готовиться к урокам?) и т.п.

Можно дать возможность испытуемым осуществить три выбора: в первую очередь, во вторую, в третью.

4.5. Количественные методы педагогического исследования.

При проведении педагогического исследования проводится не только качественная, но и количественная обработка полученных результатов.

Качественная обработка – определение сущности и специфики явления, установление причинно-следственных связей в нём.

Количественная обработка – измерение и счёт выявленных свойств.

К количественным методам относятся следующие:

1. Регистрация – подсчёт количества участников по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников или количество проявивших и не проявивших интерес к игре).

2. Ранжирование – распределение собранных данных в определённой последовательности по критерию убывания или нарастания количественных показателей).

3. Шкалирование – присвоение балов или других показателей исследуемым характеристикам. Существует несколько видов шкалирования.

Самая простая шкала – шкала наименований или номинальная. Она показывает, принадлежит ли исследуемый объект к данному классу. Например: к коллективным творческим играм относятся:

Порядковая шкала – установление порядка следования исследуемых характеристик, отношений «больше», «меньше». Например: больше ошибок в поведении (8) у…

Интервальная шкала – обладает свойствами первой и второй шкал, но при этом устанавливаются расстояния между показателями на шкале. Например: по 8 ошибок в работе допустили … на три ошибки больше при выполнении задания допустили…

Применение количественных методов, как правило, связано с построением диаграмм, графиков, таблиц.

4.Метод моделирования.

Моделирование – мысленно представленная и реализованная система, позволяющая вносить определённые изменения в педагогический процесс как единое целое.

Моделирование применяется при решении различных задач исследования, например, задачи оптимизации учебного процесса в старших классах. Любое серьёзное научное исследование, основанное на формирующем эксперименте, связано с применением этого метода.

Наши рекомендации