Зачем учителю дидактика

Человек характеризует­ся тем, что он усвоил из социального опыта. И не торопитесь выражать сомне­ние или с порога опровер­гать эту мысль, ссылаясь на роль биологического фактора, генотип человека, влияние внутренних сил, методов обу­чения и т. д. Все так. Но... Наши читатели, закон­чившие педагогический инсти­тут и читавшие учебники по педагогике, могли заметить, что все определения содер­жания образования в разных вариантах сводятся к тому, что оно — совокупность знаний, навыков, на основе которых достигается творческое развитие познава­тельных сил учащихся и их воспитание. Получается, что знания и умения исчерпывают содержание образования и обеспечивают все цели обу­чения. Но спросите любого учителя, начинающего и за­вершающего свою учитель­скую карьеру: все ли его от­лично успевающие ученики стали самыми творческими и воспитанными людьми? Не сомневаюсь, что ответ будет отрицательный. Но в таком случае возникает вопрос — почему малообразованные лю­ди нередко становятся твор­ческими и воспитанными, а эрудиты порой не способны к самостоятельному мышле­нию? Или иначе: что же чело­веку надо усвоить, кроме зна­ний и умений (способов деятельности) , чтобы стать еще и творческим и достаточно вос­питанным? Может быть, осно­вы морали? Но почему тогда бывают безнравственные лек­торы, читающие доклады на моральные темы? Почему сре­ди юристов немало правона­рушителей?

Потому, решусь утверж­дать, что неправильное пони­мание содержания образова­ния приводило и приводит к иллюзорным представлениям об обучении и воспитании. Трудно даже вообразить, сколько душеспасительных разговоров прошло впустую! Не оправдала себя и вера, как в панацею от школьных бед, в мероприятия, в то, что чем их больше, тем лучше. И сплошь и рядом встречаем примеры воспитательного бес­плодия трудовой деятель­ности, в которую с энту­зиазмом вовлекают подрост­ков. Знаю, у меня найдется немало оппонентов, которые считают, что все это ученые премудрости: как понимать, как толковать то или иное определение. Но давайте про­следим, как отражается на практике неверное понимание содержания образования.

Бесспорно, в содержание образования входит инфор­мация, подлежащая усвоению, то есть превращению в зна­ния. Но знания не однородны по своему характеру и значе­нию. Разумеется, к ним отно­сится лексика, без которой люди (учитель и ученик) не могут общаться вообще. Конечно, знания предусмат­ривают факты, законы, тео­рии. Этого в программе и учеб­никах достаточно. Но вот чему мало уделяется внимания, так это методологическим зна­ниям— знаниям о путях или методах познания, о видах и способах умственной деятель­ности, о процессе и истории познания, о роли одних зна­нийдля постижения других.

И еще одну группу знаний надо иметь в виду — оценоч­ные, т. е. такие, которые ха­рактеризуют общественное и, возможно, личностное значе­ние для человека изучаемого материала, той действитель­ности, которая стоит за ним. И хотя они далеко не у всех формируют желаемое отно­шение к тем или иным собы­тиям, явлениям, они представ­ляют палитру оценок, среди которых каждый потом смо­жет выбрать и выбирает свое, ему близкое.

Кроме знаний, в содержа­ние образования входят спо­собы деятельности, опыт их осуществления. Усвоение это­го опыта составляет навыки и умения учащихся. Они предусмотрены программой и всем известны.

Известно также, что зна­ния и умения, находясь в определенной связи друг с другом, представляют отно­сительно самостоятельные виды содержания. Ведь мож­но знать и не уметь. А мож­но знать, уметь, но не быть готовым творить.

Творческая деятельность, опыт которой накапливается постепенно,— это такая дея­тельность, в результате кото­рой создается объективно или субъективно новое по­средством специфических процедур. Особенность этих процедур в том, что они не поддаются алгоритмиза­ции, расчленению на опе­рации, которые можно вы­строить в необходимой по­следовательности. Их мож­но только косвенно описать, дать представление о них, но не показать. Они и усваи­ваются особым образом.

Каковы же процедуры или черты творческой дея­тельности, третьего компо­нента содержания образо­вания?

Первая процедура — самостоятель­ный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую, под­час неожиданную си­туацию. Вот пример. В од­ном из зарубежных городов заметно увеличилось число «зайцев». Транспортное ве­домство несло огромные убыт­ки. Никто не знал, как спра­виться с этой бедой. И вдруг один из сотрудников предло­жил автобусные и троллей­бусные билеты, сделать лоте­рейными, создав возможность выигрыша. Действительно, пассажиры стали приобретать билеты и не по одному. Как видите, присущее мно­гим знание о лотерее при­шло в голову использовать в данной конкретной ситуации только одному человеку.

Другая процедура творческой деятель­ности — умение само­стоятельно найти проблему в привыч­ной ситуации. Ученик ПТУ Костя Уткин в лет­нее время помогал бабушке сажать картошку. Видимо, предчувствуя скуку и уста­лость при ее уборке, он стал складывать в узлы из синте­тических чулок по 5 карто­фельных клубней или отрост­ков, соединял их веревкой, чтобы, потянув один конец вытащить быстро весь уро­жай.

Третья процеду­ра — видение новой функции знакомого объекта. Например, в Япо­нии изготовили для нацио­нального праздника колос­сальных размеров металличе­скую сковородку. Но празд­ник закончился, а куда де­вать сковородку? Придумали: использовали ее под детский бассейн.

Еще одна черта творчества состоит в умении самостоя­тельно увидеть элементы рассматривае­мого объекта в их взаимосвязях (скажем, человеческий организм в его связях со средой обитания, структурой общества, качест­вом питания). Как известно,
один из «камней преткнове­ния» для отстающих учени­ков — анализ изучаемых яв­лений. Сплошь и рядом их, да и не только их, удовлетво­ряет первое найденное реше­ние, не всегда лучшее. Ви­дение альтернатив, ва­риантов решения — су­щественная черта творческой деятель­ности. И, наконец, шестая процедура — комби­нирование ранее из­вестных способов в новый. Примером может слу­жить задание любыми дейст­виями между пятью двой­ками получить число семь
(2,2,2,2,2=7).

Вот тот минимум, которо­му надо научить учащихся, если мы хотим воспитать их творческими людьми.

Повторить эти процедуры невозможно. Ведь каждая но­вая ситуация, требующая творческого поиска, создает неповторимые условия. Иначе творчества нет. Стоит только подсказать решение, как уче­ник избавляется от необхо­димости думать в полную си­лу.

Итак, можно знать, уметьи даже быть готовым тво­рить. Однако, чтобы знания применить, да еще творчески, надо испытывать потребность в такой деятельности, хранить эту потребность в своей си­стеме ценностей. Иными сло­вами, надо овладеть общест­венно значимым опытом эмо­ционально-ценностного отно­шения — четвертым компо­нентом содержания образо­вания. У каждого индивида он накапливается постепен­но — от первой улыбки, об­ращенной к матери, до развер­нутой системы ценностей. Присмотритесь к каждому че­ловеку и вы увидите, что он ценит, чему он радуется или что вызывает его огорчения, что преобладает в нем — рав­нодушие, грусть, постоянная восторженность, широкий или узкий разброс чувствований и желаний, на что эти жела­ния направлены...

(Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика //Народное образование. 1990. №12. с. 74-76. Статья дана в сокращении)

Приложение №8

Наши рекомендации