Результаты исследования динамики физического состояния испытуемых в процессе педагогического эксперимента

Таблица 3

Результаты теста «Вычисление плечевого показателя»

  Контрольная группа   Экспериментальная группа
№ п/п Рез-ты до эксперимента,% Рез-ты после эксперимента,% Изменения, % Рез-ты до эксперимента,% Рез-ты после Эксперимента, % Изменения, %
78,1 79,3 1,5 77,6 79,2 2,1
79,9 1,3 80,1 2,7
77,3 78,4 1,4 77,2 79,1 2,5
79,2 1,5 76,5 78,4 2,5
78,2 79,4 1,5 80,1 2,7
79,8 79,1 2,4
79,9 77,3 79,2 2,4
78,3 79,4 1,4 79,9 2,4
77,2 78,5 1,7 77,1 78,7 2,1
78,6 79,8 1,5 78,2 2,3
Среднее значение результатов с учетом средней арифметической ошибки
  78,3±0,7 79,4±0,7 1,4 77,0±0,7 79,6±0,8 2,4
Показатель значимости (критерий значим, если р<0,05)
  0,005 0,005
                 

Продолжение таблицы 3

Статистический вывод
  р<0,05 р<0,05

В табл. 3 показаны результаты теста вычисления плечевого показателя контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента. Из таблицы 3 видно, что в экспериментальной группе на конец эксперимента среднее значение повысилось на 2,4%, а в контрольной группе 1,4%. Это означает, что разработанные комплексы упражнений, включающий в себя упражнения системы Пилатес дал положительный результат, для коррекции осанки для детей с нарушением слуха.

Результаты исследования динамики физического состояния испытуемых в процессе педагогического эксперимента - student2.ru

Рис. 1 Разница показателей вычисления плечевого показателя у детей экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

На рис. 1 показаны средние значения результатов теста с учетом средней арифметической ошибки до и после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной групп. По рис. 1 видно, что до педагогического эксперимента в контрольной группе среднее значение результатов составило 78,3%, а в экспериментальной 77%, данные результаты указывают на нарушение осанки в двух группах. После педагогического эксперимента видно, что изменение средних значений результатов увеличилось в двух группах. В контрольной группе стал 79,4%, а в экспериментальной группе 79,6%, результаты в двух группах почти одинаковые, но в экспериментальной группе чуть выше.

Таблица 4

Результаты теста «методика оценки осанки при движении»

  Контрольная группа   Экспериментальная группа
№ п/п Рез-ты до эксперимента (секунды) Рез-ты после эксперимента (секунды) Изменения, % Рез-ты до эксперимента (секунды) Рез-ты после эксперимента (секунды)   Изменения , %
18,2 62,5
66,7
27,3
22,2 45,5
18,2
15,4 55,6

Продолжение таблицы 4

16,7 54,5
55,6
Среднее значение результатов с учетом средней арифметической ошибки
  10,9±1,2 13,3±1,3 9,7±0,9 14,6±1,2 50,5
Показатель значимости (критерий значим, если р<0,05)
  0,005 0,005
Статистический вывод
  р<0,05 р<0,05

В табл. 4 показаны результаты теста оценки осанки при движении контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента. Из табл. 3 видно, что на конец эксперимента в экспериментальной группе среднее значение повысилось на 50,5%, а в контрольной только на 22%. Исходя из данных результатов на конец эксперимента, видно, что средний результат в экспериментальной группе стал выше. Значит применяемые комплексы упражнений лучше развивают способность контролировать свое тело.
Результаты исследования динамики физического состояния испытуемых в процессе педагогического эксперимента - student2.ru

Рис. 2 Разница результатов теста «оценки осанки при движении» до и после эксперимента

На рис. 2 показаны средние значения результатов теста оценки осанки при движении с учетом средней арифметической ошибки до и после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной групп. По рис. 2 видно, что до педагогического эксперимента в двух группах среднее значение результатов почти одинаково. В контрольной группе на начало эксперимента среднее значение составило 9,7 сек., в контрольной группе 10,9 сек.. После педагогического эксперимента видно, что изменение средних значений результатов увеличилось в двух группах, в контрольной группе оно составило 13,3 сек., а в экспериментальной 14,6 сек.

Таблица 5

Результаты теста «состояния силовых показателей мышц туловища»

  Контрольная группа   Экспериментальная группа
№ п/п Рез-ты до эксперимента (кол-во раз) Рез-ты после эксперимента (кол-во раз)   Изменения, % Рез-ты до эксперимента (кол-во раз) Рез-ты после эксперимента (кол-во раз)   Изменения, %
66,7
37,5 71,4
42,9 44,4
37,5 55,6
33,3 62,5
44,4
37,5
57,2
42,9 66,7
Среднее значение результатов с учетом средней арифметической ошибки
  7,9±1,1 10,7±1,5 35,6 7,1±1,4 11,2±1,9 57,8
Показатель значимости (критерий значим, если р<0,05)
  0,005 0,005
Статистический вывод
  р<0,05 р<0,05

В таблице 5 показаны результаты теста состояния силовых показателей мышц туловища контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента. В таблице 3 видно, что изменение в %, экспериментальной группы стало выше, чем в контрольной группе с учетом средней арифметической ошибки, что указывает на то, что упражнения для укрепления мышечного корсета по Системе Пилатес дал положительный результат для детей с нарушением слуха.

Результаты исследования динамики физического состояния испытуемых в процессе педагогического эксперимента - student2.ru

Рис.3 Разница результатов теста «состояния силовых показателей мышц туловища» до и после эксперимента

На рис. 3 показаны средние значения результатов теста оценки осанки при движении с учетом средней арифметической ошибки до и после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной групп. По рис.3 видно, что до педагогического эксперимента в двух группах среднее значение результатов почти одинаково. В контрольной группе оно составило 7,9 раз, в экспериментальной 7,1 раз. После педагогического эксперимента видно, что изменение средних значений результатов увеличилось в двух группах. В контрольной группе оно составило 10,7 раз, в экспериментальной 11,2 раз. В экспериментальной группе среднее значение стало выше, чем в контрольной.

Выводы

1. Анализ литературных источников по вопросам физического и личностного развития детей с патологией слуха, а также по вопросам исследования осанки и применения системы Пилатес показал, что дети с нарушениями слуха имеют низкий уровень физического развития, в частности, силы, выносливости, координационных способностей. В результате ограниченности движений и затруднения ориентировки в пространстве, у детей с нарушениями слуха часто наблюдается неправильное положение тела при ходьбе, в положении сидя, стоя, и, как следствие этого, возникают нарушения осанки. Система Пилатес большое внимание уделяет мышечному контролю, централизации, плавному выполнению движения, точности движения. Кроме того Пилатес является безопасной системой тренировок, что является очень важным для детей с нарушением слуха.

2. Анализ тестов позволил оценить исходный уровень нарушения осанки у детей с нарушением слуха в контрольной и экспериментальной групп до эксперимента. По первому тесту «Вычисления плечевого показателя» из таблицы 3, видно, что среднее значение результатов с учетом средней арифметической ошибки в контрольной группе составил: 78,3±0,7 %, в экспериментальной группе: 77,0±0,7%, что указывает на нарушение осанки, так как в норме должно быть от 85 – 100%. По второму тесту «Оценки осанки при движении» из таблицы 4 видно, что среднее значение результатов с учетом средней арифметической ошибки в контрольной группе составил: 10,9±1,2 сек., в экспериментальной группе: 9,7±0,9 сек., что указывает на нарушение осанки и низкой концентрации внимания на удержание позы, в норме от 30 сек.. По третьему тесту «Состояние силовых показателей мышц туловища» из таблицы 5 видно, что среднее значение результатов с учетом средней арифметической ошибки в контрольной группе составил: 7,9±1,1 раз, а в экспериментальной: 7,1±1,4 раз, что указывает на слабое развитие крупных мышечных групп туловища, так как в норме составляет от 15 раз за 30 сек. На начало эксперимента исходный уровень нарушений осанки у экспериментальной и контрольной групп примерно одинаковый.

3. Оценена эффективность разработанных нами комплексов упражнений, включающих в себя упражнения системы Пилатес, для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста. На конец эксперимента в экспериментальной группе результаты увеличились (в 1 тесте «вычисление плечевого показателя» - на 2,4%; во 2 тесте «оценка осанки при движении» – на 50,5%; в 3 тесте «состояние силовых показателей мышц туловища» – на 57,8%). В контрольной группе (в 1 тесте «вычисление плечевого показателя» - на 1,4%; во 2 тесте «оценка осанки при движении» – на 22%; в 3 тесте «состояние силовых показателей мышц туловища» – на 35,6%). Из этого следует, что занятия по АФВ проведенные в экспериментальной группе с использованием нами разработанных комплексов упражнений, включающих в себя упражнения системы Пилатес, для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста эффективнее, чем традиционные занятия по АФВ проведенные в контрольной группе. Значит, эти комплексы можно применять на занятиях по АФВ для коррекции осанки у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.


Наши рекомендации