Глава 1. Теоретические основы формирования межэтнической толерантности младших школьников

Введение

Актуальность.Толерантность сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности – обращается все больше исследователей. В России этот интерес особенно стимулирует, принятая в 2001 г. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

В России одним из важнейших условий национально-этнических отношений является всестороннее формирование и развитие гражданского самосознания, подлинно демократического федерализма и обеспечение достойного существования каждой нации и каждой этнической группы.

Что же понимается по термином толерантность:

- толерантность – терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, отличающихся от собственных.

- толерантность – как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.

Выделяются два аспекта толерантности:

- внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения, с учетом разных факторов;

- внутренняя толерантность (к неопределенности) – способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если неизвестны все факты и возможные последствия [27, с. 72]

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.

В связи с этим, глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как

· воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народа мира,

· достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах,

· воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации среди основных целей и задач образования на третьем месте стоит задача обеспечить формирование культуры мира и межличностных отношений.

В 1997 году в одной их концепций воспитания было сказано «национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально – этническую обрядность. Однако национальная «окрашенность» воспитания не должна препятствовать выходу у учащихся в широкий многонациональный и поликультурный мир, в котором предстоит жить молодым поколениям».

Возрождение национальных традиций, эффективное привнесение в учебно-воспитательный процесс сельской школы ценностей этнокультуры является необходимым условием воспитания личности на селе потому, что, как показывает исторический экскурс, изначально искусство было народным и называлось отечественными педагогами крестьянским искусством (А.В. Бакушинский, К. Д. Ушинский, В. С. Воронов и другие).

Гуманитарные дисциплины как культурно-формирующие становятся в настоящее время приоритетными в образовании. Обусловлено это как новыми запросами, предъявляемыми к школе, так и общей стратегией современной российской школы, её направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Поэтому велика роль уроков начального образования в формировании межэтнической толерантности младших школьников. Вышеизложенные аспекты определяют актуальность темы данного исследования.

Тема: «Формирование межэтнической толерантности младших школьников во внеклассной работе».

Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать положительную роль внеклассной работы на формирование межэтнической толерантности младших школьников.

Объект: межэтническая толерантность младших школьников.

Предмет:формирование межэтнической толерантности младших школьников во внеклассной работе.

Гипотеза: внеклассная работа будет способствовать формированию межэтнической толерантности, если, учитель:

- учитывает уровень развития межэтнической толерантности у младших школьников;

- включает учащихся в социально-значимую, общую для всего классного коллектива деятельность;

- использует формы и методы внеклассной работы, способствующие формированию у учащихся умений и навыков толерантности.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межэтнической толерантности учащихся.

2. Изучить особенности межэтнической толерантности младших школьников.

3. Раскрыть сущность и особенности межэтнической толерантности.

4. Выявить уровень межэтнической толерантности у младших школьников.

5. Рассмотреть методы и приемы работы по формированию межэтнической толерантности младших школьников во внеклассной работе и проверить ее в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследованиясоставляют:

- теоретические положения по формированию толерантности в ходе проведения внеклассной работы (Артюхова, И.С., Болотина, Т.В., Байбородова, Л.В.)

Методы исследования:

1.Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2.Эмпирические: педагогический эксперимент (контрольный этап); диагностические методики: «Шкала оценки значимости эмоций» Б. И. Додонова.

Практическая значимость исследования:результаты исследования могут быть использованы учителем начальных классов в учебно-воспитательном процессе.

База исследования: МБОУ СОШ №24 г. Абакан.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретические основы формирования межэтнической толерантности младших школьников

Наши рекомендации