Основные задачи методической службы

1. Разработка организационной структуры методической службы с определением объектов (вертикальные связи) и субъектов управления (горизонтальные связи).

2. Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, их творческого развития и социального формирования в современных условиях.

3. Совершенствование методического руководства учебными занятиями, разработка рациональных форм планирования, организации и контроля полученных результатов, подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению сценариев конкурсов, викторин, массовых мероприятий.

4. Укрепление связи с наукой и практикой, организация совместной работы с научными и методическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями для организации опытно-экспериментальной работы по внедрению новых технологий обучения. Внедрение новых технологий обучения и воспитания; анализ эффективности их использования, создание информационного банка данных.

5. Обеспечение учебного процесса оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, дидактическими средствами обучения.

6. Разработка системы диагностики и мониторинга для определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.

7. Организация и управление деятельностью психологической службы по вопросам психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, тестирования и психолого-педагогической диагностики обучающихся.

8. Внедрение в практику деятельности учреждения и методической службы программно-целевого подхода в управлении образовательным процессом на основе проведения проблемно-ориентированного анализа.

Руководство разработкой и организация внедрения комплексной системы управления качеством учебно-воспитательного процесса включает :

· разработку проектов организационно-нормативных документов, регулирующих и регламентирующих учебно-воспитательный процесс;

· разработку образовательной программы учреждения, образовательных программ учебных отделов, учебных программ детских коллективов, учебно-тематических и учебных планов, расписания занятий, положений, планов и отчетов, других видов документов;

· организацию разработок и внедрение в практику деятельности методов программирования образовательного процесса по конкретным специальностям, новых методик и образовательных технологий, активных методов и технических средств обучения;

· оценивание результатов образовательной, воспитательной, культурно-досуговой деятельности, отслеживание и обобщение результатов конкретных образовательных программ;

· разработку необходимой документации и обеспечение учебных подразделений информацией о проведении конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований, организации участия в них педагогических и административных работников, учет и анализ полученных результатов;

· организацию показательных, открытых занятий в учебных отделах и детских объединениях, апробация методик и новых технологий обучения;

· организацию опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы административно-управленческих и педагогических категорий работников, детских коллективов учреждения, учет и анализ полученных результатов, подготовку к изданию рукописей и учебно-методических материалов.

Организация планирования работы методической службы учреждения дополнительного образования детей предполагает проведение:

· анализа состояния учебно-методической и воспитательной работы по направлениям деятельности учреждения;

· разработки предложений по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, прогнозирования путей развития учреждения в целом.

Содержание деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей предполагает:

· изучение и анализ общественного мнения, настроений, интересов, ценностных ориентаций детей и подростков;

· осуществление прогнозирования воспитательных и образовательных процессов в детской и подростковой среде;

· расчет объема учебно-методических и консультационных часов, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы отделов на учебный год;

· организацию и контроль за состоянием выполнения намеченных мероприятий, учет и анализ полученных результатов.

Эти мероприятия проводятся ежегодно, позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в план работы методической службы и соотносить производимые затраты с полученными результатами.

Контроль за выполнением планов оснащения учебно-воспитательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями, их использованием, за формированием информационно-методического фонда и банка данных по программному обеспечению позволяет осуществлять объективную оценку эффективности деятельности не только методической службы и ее работников, но и всего учреждения.

Составными элементами содержания методической деятельности учреждения дополнительного образования детей являются:

· выявление и пропаганда прогрессивных инновационных подходов к решению задач развития личности; оказание методической
помощи руководящим и педагогическим работникам по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта;

· обобщение и внедрение в практику деятельности учреждения научных исследований, передового педагогического опыта, содействие научной и теоретической компетенции педагогов, доведение до их сведения нормативных документов;

· организация системы повышения квалификации педагогического персонала: планирование и организация проведения курсов, семинаров, конференций, организация обучения в других образовательных учреждениях, институтах повышения квалификации
и т.д.;

· планирование и организация работы методического совета, методических кабинетов, руководство работой методических объединений и творческих групп;

· подготовка отчетных документов о выполнении планов работы.

Для работы методической службы в учреждениях дополнительного образования детей создаются организационные структуры.

Медиатека

Медиатека реализует информационную функцию и ее задачей является создание ."банка данных" актуального управленческого и педагогического опыта, его обобщение и пропаганду для повышения профессионального уровня управленческих и педагогических работников.

Структура медиатеки: минибиблиотека, видеотека, фонотека, диатека, компьютерная, ксерокопировальная и методическая зоны.

В минибиблиотеке формируются фонды:

· специальной литературы: педагогической, методической, управленческой, специальной по направлениям образовательной деятельности;

· нормативных документов;

· газетно-журнальный;

· методическая выставка.

В видеотеке содержится фонд видеозаписей. Она должна быть оборудована видеоаппаратурой.

Фонотека включает фонд фоно- и магнитных записей и обеспечивается соответствующей аппаратурой.

В диатеке содержится фонд диафильмов и диапозитивов и обязательна такая аппаратура как диапроекторы.

Компьютерная зона объединяет дискотеку (фонд компьютерных программ) и оснащается компьютером, принтером, сканером.

Ксерокопировальная зона обеспечивается ксероксом.

Методическая зона являет собой совокупность систематизированных методических материалов, собранных для оказания конкретной методической помощи определенным категориям специалистов.

На базе медиатеки может осуществляться самостоятельная работа педагогических работников, а также могут проводиться индивидуальные и коллективные консультации, организовываться методические выставки и педагогические чтения.

Результатом деятельности медиатеки являются подготовленные информационные бюллетени, инструкции, памятки, методические разработки, видеофильмы.

Творческая мастерская

В творческой мастерской реализуются функции: информационная, проектировочная, обучающая. Ее задачи:

· конструирование педагогических технологий обучения и воспитания;

· повышение квалификации педагогических кадров;

· внедрение передового педагогического опыта.

Составные содержательные элементы деятельности творческой мастерской: овладение актуальными технологиями обучения и воспитания; конструирование педагогических ситуаций, нетрадиционных форм педагогической деятельности.

Основные формы осуществления работы:

· установочно-информационные и выездные семинары;

· практикумы;

· ролевые игры;

· открытые занятия;

· наставничество;

· эстафета творческих дел;

· массовые мероприятия ( творческие конкурсы);

· научно-практические конференции;

· курсы повышения квалификации.

Результатами работы творческих мастерских могут стать виды продукции:

· сборник творческих работ педагогов (программ, методических пособий);

· учебные пособия;

· раздаточный материал для занятий;

· картотеки педагогических находок;

· методические разработки форм обучения и воспитания;

· педагогические технологии;

· ролевые игры;

· программы курсов повышения квалификации, семинаров, практикумов;

· положения о творческих и массовых мероприятиях;

· сценарии массовых мероприятий.

Лаборатория

Основные функции лаборатории: информационная, аналитическая, прогностическая, проектировочная.

Ее задачами являются:

· проблемно-ориентированный анализ образовательного про-цесса;

· разработка программы развития УДО, образовательных программ;

· разработка нормативных и методических документов.

В содержание работы лаборатории входит создание опытно-
экспериментальных площадок для апробации образовательных программ (в УДО и блоках дополнительного образования в школах), включающее три этапа:

Проектирующий - предполагает:

· выявление образовательных потребностей детей и их родителей;

· поиск способов и средств их удовлетворения;

· разработку образовательных программ (экспериментальных).

Этот этап осуществляется педагогами дополнительного образования с привлечением методистов и научных специалистов.

Организационно-внедренческий - организует:

· определение опытно-экспериментальных площадок педагогов;

· апробацию на них программ;

· диагностику результатов реализации программ и подготовку методического пособия.

Редакционно-оформительский - включает:

· оформление программ и методических пособий для издания;

· участие в педагогических конкурсах.

Работа лаборатории осуществляется в форме консультаций, открытых занятий, творческих мастерских, практикумов, семинаров; возможными видами продукции лаборатории могут быть:

· образовательные программы;

· методические пособия по реализации программы;

· учебные пособия;

· методические разработки открытых занятий, творческих мастерских; семинаров, практикумов;

· нормативные документы;

· методические документы по организации деятельности учреждений дополнительного образования.

Развитие содержания деятельности методической службы в современных условиях предполагает дальнейшие научные исследования этой области, что, в свою очередь, может обуславливать выявление и создание других функций и организационных структур, присущих данной службе, или изменение выше описанных.

Рабочая учебно-методическая документация. Виды, требования к разработке и оформлению . Составной частью деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей является разработка качественной учебно-методической документации.

В зависимости от характера учебно-методической документации она может быть предназначена для педагогов и для обучающихся.

Рабочая учебно-методическая документация для педагогов включает:

· текст лекции, в которой находят полное изложение важнейшие проблемы, достижения науки, культуры, передового педагогического опыта и т.д. по направлениям вида образовательной деятельности;

· план проведения занятий с указанием темы, вида занятия, цели, последовательности и распределения времени на изучение поставленных вопросов, способов проверки полученных знаний, подведения итогов, обеспечения занятий техническими и дидактическими средствами обучения.

Методические указания по проведению занятий являются видом учебно-методического документа, содержащим материал по организации учебного процесса, методике или технологии проведения занятий. Данный документ носит нормативно-регламентирующий характер и предусматривает обязательное его выполнение в учебно-методической деятельности.

Методические указания по проведению занятий - это вид учебно-методического документа, содержащий предложения, советы, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, методики проведения отдельных занятий, а также по использованию в учебном процессе технических и дидактических средств обучения.

Методические рекомендации (указания) по изучению темы образовательной программы состоят из:

· вводной части, с изложением места изучаемой темы в образовательной программе, цели и задачи обучения;

· основной части, с изложением основных положений по каждому вопросу темы.

Изложение каждого вопроса сопровождается методическими советами, фактическими материалами, данными или ссылками на источник, где их можно получить, заканчивается краткими выводами с рекомендациями по изучению передового опыта по данной проблеме, и списком рекомендуемой литературы.

Методические указания (рекомендации) по подготовке и участию обучающихся в занятиях. В них излагаются задачи изучения данной темы, приводятся учебные вопросы и перечень литературы.

К практическим занятиям разрабатываются конкретные задания и рекомендации по их подготовке. В процессе проведения таких занятий раскрывается роль и участие обучающихся.

Методические указания (рекомендации) по выполнению домашних заданий включают:

· исходные положения, в которых сформулированы цели и задачи домашнего задания, раскрыты основные теоретические положения по данной проблеме;

· содержание, порядок оформления и выполнения домашнего задания;

· перечень вопросов, подлежащих решению.

Наши рекомендации