Эмоциональная сфера учащихся в зависимости от возраста
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так ив другую сторону: он может как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую не переживает. Характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.
Е.П.Ильин характеризует эмоциональную сферу младших школьников :
1)легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенность восприятии, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2)непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия и неудовольствия;
3)готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх переживается ребенком как предчувствие неприятности, неудач, неуверенности в своих силах, невозможностью справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, в семье;
4)большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
5)эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и однокласниками;
6)свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляет базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четки представления, которые они могут выразить вербально, назвать пять синонимических слов, обозначающих эти эмоции. Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер
______
1). Ильин Е.П.. Эмоции и чувства. СПб: Питер.2011,с.430-431.
эмоциональных реакций. При этом недостаток опыта переживаний эмоций в новой ведущей деятельности (учебе) и опыта общения приводят к тому, что подросток в основе своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе. В результате чего для школьников подросткового возраста характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной форме.
Для эмоциональной сферы подростков характерны:
1)очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;
2)большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;
3)повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющаяся в тревожности; повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с проявлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающих различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;
4)противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя понимают, что плакать стыдно;
5)возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;
6)сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;
7)предъявлении высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда не всегда в положительную
______
1). Ильин Е.П.. Эмоции и чувства. СПб: Питер.2011,с.430-431.
сторону; распространена групповая дружба;
8)появляется гражданское чувство патриотизма.
Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье».
Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:
1)многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;
2)большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций и чувств;
3)способностью к сопереживанию, т.е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей;
4)развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это ,в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у старшеклассников более сложны, чем у подростков. Но, с другой стороны, они могут приводить к «оригинальничанию», незрелым и неправильным эстетическим представлениям;
5)большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзья выбираются, исходя их общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств; дружба в основном прерывается из-за предательства
6)появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.
______
1). Ильин Е.П.. Эмоции и чувства. СПб: Питер.2011,с.433-434.