Тема . Русские народные традиции. Масленица

Цель: Познакомить со старинным русским праздником «Масленица».

Задачи:

1. Образовательные:

– знакомство с народными традициями РОССИИ;
– закрепление понятий общности выразительных средств и взаимосвязи музыки и живописи;
– воспитание представлений о связи музыки и жизни Воспитывать доброе отношение к русским традициям.

2. Воспитательные:

– возрождение народных традиций и обрядов РОССИИ:
– воспитание уважения к традициям русского народа.

- через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству.

3. Развивающие:

- развитие у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции, в.х.н., музыкальной памяти, творческие способности.

Оборудование:Картинки с ребусом, шифр слова масленица, ноутбук.

Ход занятия

1. Орг.момент..Звучит веселая народная песня «Разрумяными блинами»

Здравствуйте, честные гости!
Проходите! Не стесняйтесь!
Все смотрите! Улыбайтесь!

Учитель:Под какую музыку вы вошли? О чем в ней пелось? А почему именно эта песня зазвучала в начале урока вы узнаете, когда отгадаете зашифрованное слово на доске. А узнав его, вы узнаете и тему нашего урока. Отгадать вам его поможет этот ребус: показывает на доску, где висит картинка с ребусом. (Рисунок 1)

Тема . Русские народные традиции. Масленица - student2.ru

Рисунок 1

Возможные ответы детей.

Учитель: Верно, масленица! (Открывает слово на доске.) А как вы думаете, что это такое – МАСЛЕНИЦА. (Ответы детей.) Многие из вас правы, сказав, что это праздник. Но чтобы узнать, что это за праздник, давайте посмотрим видео, где вы увидите, как и с каким настроением его празднуют, обратите внимание какая звучит музыка в нашем видео?

Видео « Февраль. Масленица» П.И. Чайковский

У.Что за праздник и как его отмечают? (веселятся, на лошадях катаются и т.д.)

У. Как звучала музыка? (весело, игриво, радостно, быстро)

Это музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (показ портрета). Эта музыка называется «Февраль. Масленица» Она рисует яркую пеструю картину народного праздника, наполнена удалью, юмором и веселью. У Петра Ильича есть целый сборник музыкальных пьес, которые он назвал «Времена года». В нем 12 пьес, как и месяцев в году.

У. А почему Масленица празднуется именно в это время года, вы знаете? Я предлагаю вам познакомиться с его историей.

У. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то наши предки обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны – события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы.

У: Почему этот праздник получил такое название?

Д: Пекли блины с маслом. Блин, как солнышко, круглое и теплое.

У: Есть такое выражение: замаслить, как вы это понимаете?

Д: Задобрить кого-то или что-то.

У: Кого ж надо было задобрить?

Д: И зимушку, и весну.

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.

Давайте мы представим себе, что попали в далекую Русь на этот праздник и проживем целую неделю. Слышите, кто-то зовет весну.

Слушание заклички «Агу, Весна»

У.Так в древности закликали Весну, т.е. звали, и такие попевки называли «закличками» (покази проговорить)

У.Давайте тоже позовем Весну. На такие слова

Агу, Весна

Агу, Красна

Что ты нам принесла.

Исполнение заклички

У. Ребята, а вы знаете, что у каждого дня Масленицы есть свое название?

Первый день называется - ВСТРЕЧА

“А мы Масленицу дожидаем,
Весну-красавицу увидаем…”

Встречали масленицу песнями. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.

Ох и вкусный первый блинок!

В первый день наряжали Масленицу. А из чего ее делали? (показ МАСЛЕНИЦЫ)

Д: Из соломы делали чучело, которое одевали в яркое женское платье, платок. И превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали всю неделю.

У: Второй день Масленицы – ЗАИГРЫШИ

Парни и девушки играли в игры, водили хороводы. Мы сейчас сыграем в старинную русскую игру, которая называется «Ручеек»

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Один игрок выбирает себе пару, пройдя ворота . Эта новая пара проходит "под воротами" и становится сзади. Оставшийся без пары игрок ищет себе новую пару.

Наши рекомендации