Формы социальной помощи семье
1. Кризисинтервентная модель работы предполагает оказание помощми непосредственно в кризис, в ситуации быстрого реагирования.
2. Проблемно-ориентированная модель рассматривается как краткосрочная помощь направленная на решение задач поставленных семьей. Предполагает сроки до 4 месяцев. Данная форма ориентирована на то, что большинство проблем человек способен решить сам – а задача социального педагога заключается в создании определенных условий, способствующих этому.
3. Долгосрочные формы работы строятся на психосоциальном подходе, который предполагает передачу проблемных ситуаций специалистам. Однако отмечены данные, что в России такая форма не распространена.
4. Патронаж – форма помощи, которая включает однократные консультации и различные тренинги.
Таблица 4
Социально-педагогическая деятельность с семьей
Направления социально-педагогической деятельности | Модели помощи | Формы социально-педагогической деятельности |
Образовательное | Педагогическая | Кризисинтервентная (кризисная) |
Психологическое | Социальная | Проблемно-ориентированная |
Посредническое | Психологическая | Долгосрочная |
________________ | Диагностическая | Патронаж |
________________ | Медицинская | _________________ |
Педагогическая модель помощи базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Поэтому специалист, как правило, ищет универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания, и передает их родителям. В таком рассмотрении можно указать на существование различных типов семьи, которые выделяют различные исследователи: конфликтных, аморальных, асоциальных и педагогически некомпетентных, типы семей имеющих стиль воспитания, способствующий появлению трудных детей, неблагополучные семьи и т.д. При осуществлении педагогической модели помощи семье речь будет идти о формировании педагогической грамотности родителей, а также при вмешательстве в педагогический процесс посредством индивидуализации обучения и воспитания, коррекции воспитательных воздействий, оптимизации взаимодействия учителей, родителей и детей.
В данном случае необходимо рассмотреть ряд педагогических рекомендаций для педагога и родителей с которыми их будет знакомить социальный педагог:
1. Единообразие требований воспитателей;
2. Адекватность требований: соответствие их возможностям ученика, предоставление ему права самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Навязывание педагогами и родителями собственных стандартов может вызвать чувство неуверенности, неполноценности и агрессии;
3. Обеспечение эмоционального комфорта. Рекомендация воспитателю воспринимать детей такими как они есть, не взрываясь при негативных поступках и высказываниях;
4. Усиление контроля. Использование стимуляции примерного поведения, отказ от поощрения;
5. Поощрение активности. При этом гиперактивных и неорганизованных детей рекомендуется загружать полезной увлекательной деятельностью;
6. Предоставление самостоятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей, чтобы у школьника развилось чувство причастности, понимания значимости собственного места в жизни и социальной роли, а в конечном воспитательном процессе привело к изменению нравственных ценностей, повышению уровня ответственности и уверенности в себе;
7. Использование поощрения;
8. Признание педагогом собственных ошибок и принесения в случае необходимости извинения;
9. Применение наказания, если это необходимо.
Методы социально-педагогической деятельности с семьей.Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал
А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания». С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов школ с родителями школьников:
- систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися;
- привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитатель-ном процессе;
- формирование у родителей потребности в самообразовании;
- ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта;
- социально педагогическое исследование семей, дифференциация их на определенные типы;
- работа с детьми девиантного поведения;
- обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
При проведении и организации таких видов деятельности учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и отсюда – утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым «вещизмом». Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания
- идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.
Работа социальных педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно – воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Индивидуальная работа с родителямии другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие направления включает социально-педагогическая деятельность с семьей?
2. Назовите модели помощи современной семье. Определите какие специалисты принимают участие в работе социального педагога.
3. Раскройте формы социальной помощи семье.
4. Предложите различные рекомендации для родителей при наличии трудностей в воспитании подростка, проявлении отклонений в поведении, наличия акцентуаций характера.