Динамика этико-нравственного становления личности в условиях современного общества. Коллизии и мотивы нравственного поведения личности

Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Но стержнем всего процесса воспитания является нравственное воспитание, так как оно формирует основу личности, приобщает ее к вечным, глубинным человеческим ценностям. Каждый растущий человек как бы заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, этико - нравственные чувства и представления. Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания и путем постоянного нравственного выбора: как поступить в данной жизненной ситуации.

Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг С.):

· доморальный уровень – ребенок исполняет требования из страха наказания,

· конвенциальный уровень – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в целях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка),

· автономный уровень – личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в соответствии с нормами принятыми этим обществом; свобода выбора ограничивается нравственными рамками и совестью индивидуума (ориентация на универсальный этический принцип).

Современные представления о сути нравственного воспитания подрастающего поколения претерпели существенное изменение в связи со сменой ценностных ориентаций в обществе, под влиянием новых научных концепций, реальных достижений в области воспитания.

Утратили воспитательный эффект словесные формы нравственного просвещения: длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Им на смену пришел индивидуальный подход, опора на жизненный опыт ребенка. Традиционные методы нравственного воспитания, ориентированные на привитие воспитанникам норм и правил общественного поведения, сегодня действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (педагог, родитель, взрослые, общественное мнение, угроза наказания…). Задачей сегодняшнего дня, в условиях демократического общества, должно стать внутреннее принятие и соблюдение личностью нравственно -этических норм и правил поведения.

Но в эпоху не устоявшихся моральных ценностей сделать это достаточно трудно в связи с отсутствием определенного нравственного идеала в обществе и «расплывчатостью», «размытостью» критериев нравственной воспитанности. Однако и сегодня перед педагогами

(родителями, общественностью…) ставятся глобальные задачи нравственного воспитания учащихся.

Задачи нравственного воспитания:

· формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка,

· развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, достоинство, долг, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.),

· формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).

Чем старше становится воспитанник, тем более сложные психологические мотивы контролируют его желания и чувства. Если первокласснику достаточно знать правила совместной работы в классе и дружной игры, то уже у школьников 3-4 классов формируются более сложные способы управления своим поведением, основанные на единстве интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Наиболее успешно нравственные нормы формируются в тех условиях, где школьники получают возможность вырабатывать способы поведения на основе выбора, без определенной положительной или отрицательной оценки со стороны педагога. Норма достаточно подвижна, но ее продуктивная обобщенность ориентирует воспитанника на выработку собственной позиции, формирует внутренний личностный контроль.

Внутренний контроль является важнейшим показателем сформированности нравственных качеств личности; его действия могут привести к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные собственным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ученика в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения нравственным представлениям повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Складывающийся опыт отношений к окружающей действительности и к себе зависит от того, что выступает доминантой в структуре личности: чувства или разум на различных этапах возрастного развития, что является первичным при принятии того или иного решения (Н.М.Трофимова).

Утверждение добра и зла в обществе сопряжено с определенными трудностями и внутренними моральными коллизиями:

· когда личность не может при всем своем желании поступить однозначно добродетельно. Ситуация морального конфликта: выбор действия между двумя взаимоисключающими в данных условиях нравственными ценностями. Примером этого могут служить ситуации, описанные в ряде художественных произведений. Например, Н.С. Лесков «Человек на посту», где герой, являясь военным, охранял ночью пост. Во время дежурства, он услышал с реки крики о помощи (тонул человек). Как должен поступить часовой? Оставить пост - нарушение служебного долга. Если не спасти человека, то у героя возникнут муки совести, не выполненное чувство долга по отношению к утопающему будет, возможно, вспоминаться всю оставшуюся жизнь. Подобные коллизии можно найти в произведениях Л.Н.Толстого «Анна Каренина», Б. Лавринева «Сорок первый» и других.

· когда личность стремиться оказать помощь другому человеку, но не знает как это сделать, либо нет конкретных умений в этой области…

· когда, осознавая негативность поступка, личность может соглашаться с практикой двойственных стандартов (пользоваться шпаргалкой на экзамене, пропускать занятия, что осуждается как нарушение определенных норм учебной деятельности. Но в реальной жизни это делает большинство студентов, особо не испытывая угрызения совести. «Все так делают»).

У каждого человека имеется общее представление о таких понятиях как: «нравственное и безнравственное поведение». Однако оценить поведение человека в той или иной ситуации бывает очень трудно. Чаще при оценке действий мы учитываем два основных показателя:

ü данные действия принесли пользу или вред окружающим людям,

ü соответствуют ли эти действия общепринятым нормам.

Человек часто оказывается в ситуации, когда решение нужно принять мгновенно, когда полная информация отсутствует, и нет времени на то, чтобы рационально просчитать варианты. Тогда приходится доверять интуиции, характерной чертой которой является способность видеть целое раньше частей, способность компенсировать недостаток информации и времени, выдавать решение без обращения к доказательствам. Моральную интуицию нельзя отнести ни к рациональному, ни к иррациональному. Скорее, это сплав интеллектуального и эмоционального опыта человека, «отшлифованная» житейская мудрость, которая способна моментально извлекаться из памяти в качестве готового решения.

Поступок во всех его составляющих является последовательной цепочкой выборов - в постановке цели, в определении средств ее достижения, в практическом исполнении морального решения, и, в конечном счете, в соответствии намерения и результата. Личность несет ответственность как за целеполагание, так и за целеосуществление в моральном выборе, как за ценностную ориентацию, так и за целесообразность избираемых средств. Стратегия поведения определяется выбором предпочтений определенных моральных ценностей. Когда объективная ситуация неоднозначна и возможны варианты поступка, необходимо отдать предпочтение чему-то одному и, выбирая свободно, личность несет ответственность за мотивацию, цель, само действие и его результат. (Т.Ю.Фомина)

Но для анализа поступка (или проступка) данных показателей явно недостаточно; необходимо учитывать и ряд других факторов:

1.Мотив поступка. Действие, которое совершает личность, может обосновываться несколькими мотивами. Необходимо выделить ведущий мотив. Мотивы бывают различными по моральной ценности: благородные/ / низменные, общественные // личные.

МОТИВЫ – это внутренние причины, побуждающие человека к действию. В основе каждого действия обязательно лежит определенный мотив. Знание мотива раскрывает смысл данного поступка и в известной мере помогает познать личность в целом (ее взгляды, интересы, чувства, характер).

2.Последствия поступка. Утверждает ли поступок добродетель, приносит ли благо окружающим? (Не срабатывает ли знаменитый афоризм «Хотел как лучше, а получилось как всегда»).

3. Учитывать условия, в которых совершается поступок. (Материальная поддержка другому человеку может быть оказана, когда у данного лица есть солидный счет в банке, или человеком, имеющим весьма скромные доходы).

Какие средства использовались для достижения данной цели (порядок и дисциплина в классе наводятся с помощью угроз, оскорблений и наказания). Не все средства хороши для оправдания поступка.

Наши рекомендации