Тема 3. Методы научного познания

Метод научного познания: сущность, содержание, основные ха­рактеристики.

Классификация методов научного познания: философские, обще­научные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные и ме­тоды междисциплинарного исследования. Классификация методов психолого-педагогических исследований: эмпирические, теоретиче­ские, сравнительно-исторические, методы математической и стати­стической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.

Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедук­ция, аналогия, моделирование и др.).

Тема 4. Эмпирические методы психолого-педагогического ис­следования.

Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характери­стика эмпирических методов психолого-педагогического исследова­ния.

Метод изучения психолого-педагогической научной и методиче­ской литературы, архивных материалов. Этапы и приемы работы с книгой. Библиографический поиск. Методика обработки получен­ной информации и виды ее представления (выписка, цитаты, табли­цы, диаграммы, графики). Характеристика понятий: картотека, ката­лог, библиография.

Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Сущ­ность исследовательского наблюдения. Виды наблюдений: целена­правленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скры­тое; констатирующее и оценивающее; сплошное и выборочное; не­контролируемое и контролируемое; каузальное и эксперименталь­ное; полевое и лабораторное. Организация наблюдения, техника фик­сирования наблюдаемого психолого-педагогического явления. Дос-

тоинства и недостатки метода наблюдения. Разработка студентами программы наблюдения, апробация ее с последующим обсуждением

результатов.

Беседа как метод исследования. Исследовательская функция бе­седы. Виды бесед. Методика проведения и техника фиксирования результатов (в форме протоколов, дневников; при помощи техниче­ских средств и т. д.). Разработка студентами содержания беседы, практическое осуществление процедуры беседы с последующим оформлением полученных материалов.

Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследо­вания. Место и функции методов опроса: анкетирования, тестирова­ния, интервьюирования, социометрии. Достоинства и недостатки ме­тодов опроса. Особенности обработки результатов, полученных в хо­де использования методов опроса.

Анкетный опрос. Виды анкет: открытые, закрытые, смешанные. Достоинства и недостатки данного метода. Процедура подготовки ан­кеты, требования к содержанию вопросов.

Интервью. Особенности проведения. Разработка студентами ан­кеты и инструкции к ее проведению. Разработка содержания вопро­сов интервью.

Экспертный опрос: сущность, содержание, особенности проведе­ния. Отбор экспертов. Количественная оценка мнения экспертов — метод полярных баллов. Достоинства инедостатки.

Тестирование. Виды тестов: тесты интеллекта, тесты достижений. Требования, предъявляемые к тестированию: надежность и валид-ность. Достоинства и недостатки данного метода. Особенности орга­низации и проведения психолого-педагогического тестирования.

Социометрия. Сущность метода, его достоинства и недостатки. Особенности использования в исследовательской работе. Сбор и об­работка результатов, их интерпретация.

Метод изучения продуктов детской деятельности. Особенности использования метода в психолого-педагогических исследованиях. Цели изучения детских работ. Обработка и интерпретация результа­тов детского творчества.

Метод изучения педагогической документации. Контент-анализ документов. Цели использования метода, критерии анализа и оце­нок. Обработка результатов, их интерпретация.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта. Передовой, новаторский и модифицирующий педагогический опыт. Обобщение результатов, их анализ и выводы.

Метод эксперимента в психолого-педагогическом исследовании. Общая характеристика метода эксперимента, его особенности в прак­тике психолого-педагогического исследования, сильные, слабые сто­роны. Роль эксперимента в ряду методов изучения педагогических процессов и явлений. Виды экспериментов. Планирование экспери­мента. Подготовка, организация и проведение психолого-педагоги­ческого эксперимента. Сбор, обработка и анализ экспериментальных данных. Обсуждение разработанной студентами методики экспери­мента.

Тема 5. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования.

Теоретические методы психолого-педагогического исследования: анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному, моделиро­вание.

Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования: генетический, исторический и сравнительный.

Тема 6. Методы математической статистики в психолого-педа­гогическом исследовании.

Проблема измерения психологических и педагогических явлений. Основные понятия математической статистики: измерение, среднее арифметическое, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, меры связи между переменными, многомерные методы анализа эмпирических данных. Теория вероятностей и закон боль­ших чисел как теоретическая основа выборочного способа исследо­вания.

Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании. Программа и процедуры измерения. Понятие корре­ляции в статистике, ее модификации в психологии и педагогике. Свойства корреляции. Способы графического и табличного представ­ления результатов исследования. Интерпретация результатов мате­матической обработки экспериментальных данных.

Тема 7. Методика проведения психолого-педагогического иссле­дования.

Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогиче­ского исследования, вариативность его построения. Комплексность исследования. Содержание и характеристика основных этапов иссле­дования, их взаимосвязь и субординация.

Разработка методики проведения исследования. Критерии оцен­ки полученных данных, их качественный и математический анализ.

Основные способы обработки исследовательских данных. Особен­ности обработки данных, полученных различными методами. Обра­ботка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпири­ческого исследования. Научные выводы. Формулирование практи­ческих рекомендаций для оптимизации педагогического процесса. Использование результатов психолого-педагогического исследова­ния в педагогической практике.

Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Характеристика основных видов представления резуль­татов исследования: диссертация, научный отчет, монография, авто­реферат, учебное пособие, статья, рецензия, методические рекомен­дации, тезисы научных докладов, депонированная разработка и др. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификацион­ных работ.

Наши рекомендации