Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня

Занятия физическими упражнениями в группах продленного дня способствуют укреплению здоровья учащихся, активному от­дыху, поддержанию работоспособности, закреплению пройденного на уроках физической культуры учебного материала, развитию у учащихся интереса и привычки к систематическому применению средств физической культуры и спорта. Организуются они в объеме 1 ч для первой и второй смены. Занятия проводят воспитатели групп продленного дня с помощью физкультурного актива из чис­ла учащихся средних и старших классов. При выборе упражнений, определении их объема и интенсивности воспитатели ориентиру­ются на состояние здоровья и физическую подготовленность уча­щихся. Консультации по этому вопросу они получают у медицин­ского персонала и учителя физической культуры.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий фи­зической культурой, могут заниматься индивидуально по заданию учителя или врача, а также помогать в судействе, подготовке ин­вентаря, проверке заданий и пр.

В содержании ежедневных физкультурных занятий в группах продленного дня используется в основном материал, изученный школьниками на уроках физической культуры.

Организованная часть занятий занимает 20—30 мин. Остав­шееся время используется на самостоятельные игры и различные упражнения, включая домашние задания по физической культуре, выполняемые под наблюдением воспитателя.

При организации спортивного часа воспитателям следует учи­тывать, что такие занятия, прежде всего, имеют оздоровительную направленность. Исходя из этого необходимо стремиться прово­дить их на открытом воздухе, соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятий (уборка площадок, соответствующая одежда учащихся, допустимые температурные нормы и др.).

Не менее важно учитывать состояние здоровья учащихся. Де­тям, отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объем и интенсивность упражнений. Что­бы узнать отклонения в состоянии здоровья отдельных учеников, воспитателям необходимо консультироваться с медицинским пер­соналом школы, а при выборе соответствующих упражнений — с учителем физической культуры.

Оздоровительный эффект занятий во многом зависит от пра­вильно дозированной нагрузки. В этих целях следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учеников. При заметном утомлении (учащенное дыхание поверхностного ти­па, вялость, нарушение координации движений и др.) необходимо предложить учащимся выполнить упражнения на восстановление дыхания и переключить их на другое занятие, не связанное с большой нагрузкой.

Занятия физическими упражнениями и играми в ходе спор­тивного часа должны существенно отличаться от урока физичес­кой культуры, для которого характерна строгая регламентация, как в содержании, так и в структуре организации. Учитывая ин­тересы учащихся, воспитатель стремится вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступ­ными, занятия, в конечном счете, должны отвечать по своему ха­рактеру основной их цели — обеспечению активного отдыха учащихся, содействовать укреплению здоровья и повышению двига­тельной подготовленности.

При занятиях на открытом воздухе нужно придерживаться тех температурных режимов, которые установлены для данной терри­тории местными органами здравоохранения и просвещения. В за­висимости от состояния погоды (температуры) подбирается и соот­ветствующий материал (содержание), определяется и форма за­нятий.

В холодную погоду используют физические упражнения и иг­ры с большей интенсивностью и подвижностью. Во время занятий на открытом воздухе одежда учащихся должна предохранять их от переохлаждения (при низкой температуре) и перегревания (в теплую погоду) и не стеснять движения. Следует добиваться, что­бы учащиеся занимались в спортивной форме.

При проведении физических упражнений, подвижных и спор­тивных игр надо придерживаться правила постепенного повыше­ния физической нагрузки и снижения ее в конце занятий.

Начинать нужно с медленного бега, чередуемого с ходьбой, бегом «змейкой», с изменением направления, с преодолением не­больших препятствий: гимнастической палки, начерченных на грун­те линий, прыжковых планок и т. п. Длительность бега, высоту и сложность препятствий выбирают в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. После бега выполняют несколько общеразвивающих упражнений типа наклонов, приседаний, выпадов и др. Затем переходят к упражнениям, запланированным на дан­ное занятие.

Используются и другие варианты начала занятий. Например, проводят одну-две подвижные игры небольшой интенсивности, не­сложные по нагрузке эстафеты, включающие бег, преодоление препятствий и т. п. После этого выполняют намеченные виды уп­ражнений.

Для повышения результативности спортивного часа воспита­телю следует заранее планировать его содержание, предваритель­но получив консультацию и советы учителя физической культуры.

Примерные варианты планирования занятий спортивного часа в весенне-осенний период

Для учащихся I—IV классов

Вариант 1

Организованный выход, построение.

Равномерный бег с изменением направления и перепрыгиванием через гимнастическую палку, удерживаемую на высоте 20— 30 см (1—3 мин).

Комплекс общеразвивающих упражнений в движении:

1. Руки через стороны вверх — вдох, то же вниз — выдох (4— 6 раз).

2. Круги руками вперед (10 раз) и назад (10 раз).

3. Руки на поясе, ходьба в приседе (15—20 с).

4. Подскоки толчком двумя ногами в приседе (15—20 с)

Подвижные игры: «Кто обгонит?», «Кто дальше бросит?».

Самостоятельные игры по интересам учащихся.

Вариант2

Организованный выход.

Подвижные игры «Караси и щуки», «Поезд» и др.

Самостоятельные игры и развлечения по интересам учащих­ся («Классики», прыжки со скакалкой, футбол, хоккей с теннис­ным мячом и др.).

Для учащихся V—VII классов

Вариант 1

Организованный выход, построение.

Равномерный бег «змейкой», бег прыжками с преодолением полосы шириной 1 м, начерченной на грунте (3—5 мин) бег с ускорением на 15—20 м (2—3 раза).

Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой (ска­калку сложить вчетверо и держать ее так, чтобы руки были на ширине плеч):

1-Й. п.—о. с., скакалка внизу: 1 — руки вперед, 2 —вверх, 3 — вперед, 4 — и. п.

2. И. п.—о. с., скакалка вверху: 1 — поворот туловища впра­во, 2 — то же, влево, 3 — наклон вперед, 4 — то же, назад (4—6 раз).

3. И. п.— о. с., скакалка внизу: 1 — присед, руки вверх, 2 — и. п.

4. И. п.— о. с., скакалка внизу, руки шире плеч: 1—4 — круги назад, 5—8 — то же, вперед.

5. Прыжки через обычную скакалку (30—60 с). Подвижные игры: «Перестрелка» (10—12 мин) и «Пионербол» (10—12 мин). Самостоятельные игры по интересам учащихся.

Вариант 2

Организованный выход.

Подвижные игры и эстафеты: «Веревочка под ногами», «Не дай мяч водящему».

Самостоятельные игры и развлечения по интересам учащихся с использованием скакалок, роликовых коньков, баскетбольных и футбольных мячей и т. п.

Для учащихся VIII—XII классов Вариант

Организованный выход. Построение.

Равномерный бег с изменением направления (30—60 с), с перепрыгиванием через начерченную полосу шириной 150—170 см (2—3 прыжка), с прыжками вверх толчком одной или двумя, ста­раясь коснуться рукой края баскетбольного щита или другого предмета на высоте 200—230 см (2—3 прыжка), бег с ускорением на 20—25 м (2—3 ускорения).

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе для глухих детей — одно из главных звеньев физического воспитания — стро­ится на основе широкой самодеятельности учащихся при умелом руководстве всего педагогического коллектива школы. Внекласс­ная спортивно-массовая и оздоровительная работа весьма разно­образна. Это организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, включаемых в режим дня школьников (гим­настика до занятий, игры на переменах и т. д.), спортивных сорев­нований, туристских походов, занятий в спортивных секциях и кружках, обеспечение активной деятельности коллектива физиче­ской культуры школы, подготовка общественных инструкторов и судей из числа учащихся и т. д.

Основные документы, которыми оформляется внеклассная ра­бота по физическому воспитанию:

планы работы совета коллектива физической культуры школы:

планы работы и расписание занятий спортивных секций и кружков;

календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год с графой отметки об исполнении;

журналы учета работы коллектива физической культуры, сек­ций, кружков, групп ОФП, семинаров по подготовке физкультур­ного актива; документы на присвоение разрядов спортсменам, копии отчетов о работе коллектива физкультуры школы.

Контроль за выполнением внеклассной работы по физическо­му воспитанию учащихся возлагается на директора школы или его заместителя. Основной критерий оценки работы при этом — охват учащихся организационными занятиями в кружках, группах об­щей физической подготовки, спортивных секциях, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, массовых соревнований, физкультурных праздников и т. д.

В организации и проведении внеклассной работы учитель фи­зической культуры должен опираться на общественный физкуль­турный актив.

В школе должен быть создан коллектив физической культуры, являющийся самостоятельной организацией, призванный всемерно развивать физическую культуру, спорт и туризм среди учащихся.

Общую ответственность за организацию коллектива физиче­ской культуры в школе несет директор. Методическая помощь в деятельности коллектива обеспечивается учителем физической культуры. Непосредственное руководство работой коллектива осу­ществляет его совет.

Перед коллективом физической культуры ставятся следующие задачи:

всемерно содействовать воспитанию у школьников трудолю­бия, инициативы, творчества и организаторских способностей;

вовлекать школьников в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом;

осуществлять внеурочные мероприятия по укреплению здо­ровья и совершенствованию физического развития учащихся, вос­питанию стойкой привычки к систематическим занятиям физиче­скими упражнениями;

организовывать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы, групп продленного дня, помогать проведению массовых соревнований, детских спортивных игр «Старты надежд»;

принимать активное участие в укреплении и благоустройстве школьной учебно-спортивной базы;

готовить из числа учащихся физкультурный актив в помощь учителям;

вести пропаганду физической культуры и спорта среди уча­щихся.

Лучшей формой массовой работы являются группы общей фи­зической подготовки (ОФП). В них учащиеся занимаются разно­образными упражнениями из различных видов спорта с целью развития двигательных качеств. К руководству этими группами необходимо привлекать инструкторов-общественников из числа старшеклассников, родителей, комсомольцев-спортсменов, шефст­вующих организаций и предприятий, бывших учащихся.

В школе могут работать группы начальной подготовки по ви­дам спорта под руководством тренера ДЮСШ.

Для более одаренных организуются секции по видам спорта.

Итогом всей внеклассной работы должны явиться массовые соревнования по программе детских спортивных игр «Старты на­дежд», проводимые во внеурочное время.

Спортивные игры проходят в 5 этапов: 1-й — внутриклассные и внутришкольные соревнования (в течение учебного года); 2-й — районные и городские (до 1 июня): 3-й — областные, краевые и автономных республик (до 1 июля); 4-й — республиканские фи­нальные (до 1 августа); 5-й — всесоюзные детские "спортивные соревнования.

Программа соревнований 1-й этап

Для учеников III—IV классов: бег на 60 м, прыжок в длину, прыжок в высоту, бег на 1500 м, подтягивание на перекладине (мальчики), подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (девочки), плавание на 50 м, стрельба из пневматической винтов­ки на 10 м из упора стоя (5 выстрелов), метание мяча массой 150 г, эстафеты, спортивно-гимнастические выступления.

Для учеников V—VI классов: бег на 60, 1500 м, прыжок в длину, прыжок в высоту, метание мяча массой 150 г, подтягива­ние на перекладине (мальчики), подтягивание на низкой перекла­дине из виса лежа (девочки), плавание 50 м, стрельба из пневма­тической винтовки на 10 м из упора стоя (5 выстрелов), эстафеты, спортивно-гимнастические выступления.

Для учеников VII—VIII классов: бег на 60, 2000 м, прыжок в длину, прыжок в высоту, метание мяча массой 150 г, подтяги­вание на перекладине (мальчики), поднимание туловища из по­ложения лежа на спине (девочки), плавание 50 м, стрельба из пневматической винтовки на 10 м из упора стоя (5 выстрелов), эстафеты, спортивно-гимнастические выступления.

Для учеников IX—X (XI) классов: бег на 100, 2000 м (де­вушки), бег на 3000 м (юноши), прыжок в длину, прыжок в вы­соту, метание гранаты, подтягивание на перекладине (юноши), поднимание туловища из положения лежа на спине (девушки), плавание на 50 м, стрельба из малокалиберной (25 или 50 м) или пневматической винтовки.

" Содержание массовых спортивно-гимнастических выступлений разрабатывают советы соревнований «Старты надежд». В них должны входить элементы вольных упражнений, акробатики, пи­рамиды, сольные номера, перестроения, упражнения с различными предметами (булавы, мячи, обручи и т. д.). Продолжительность выступлений 3—4 мин. 2—4-й этапы

Районные, городские, областные, краевые, автономные и со­юзных республик финальные соревнования проводятся для уче­ников IV—VII классов в соответствии с программой 1-го этапа, за исключением прыжков в высоту. 5-й этап

Всесоюзные спортивные игры проводятся один раз в 2 года. В них принимают участие лучшие классы городских и сельских общеобразовательных школ -победители областных и союзных республик соревнований.

Определение победителей

На всех этапах спортивных игр определяются победители в личном и командном зачете по параллельным классам и группам городских и сельских школ.

Победителями в личном зачете на всех этапах игр становят­ся школьники, показавшие лучшие результаты в отдельных видах

программы.

На всех этапах класс-победитель в соревнованиях по прыж­кам, метанию, стрельбе, подтягиванию и подниманию туловища выявляется по наибольшей сумме средних результатов, показан­ных отдельно мальчиками и девочками.

В беговых видах программы и плавании побеждают ученики, набравшие наименьшую сумму средних результатов.

На всесоюзном финале в зачет идут 18 лучших результатов.

В случае равенства результатов более высокое место получа­ет класс-команда, у которого в личном первенстве выше результат среди девочек. В случае равенства высших результатов девочек берется высший результат среди мальчиков.

В соревнованиях по массовым спортивно-гимнастическим уп­ражнениям победитель определяется по наивысшей сумме баллов в соответствии с таблицей оценок, а в комбинированной эстафе­те — по лучшему времени, затраченному на ее прохождение.

Лучшим спортивным классом в комплексном зачете в сорев­нованиях всех этапов становится класс, получивший наименьшую сумму мест (очков) в каждой параллели классов, набранную клас­сом-командой во всех видах программы. За I место дается 1 очко, за II — 2 и т. д.

При равенстве суммы мест у двух или нескольких классов преимущество у класса, имеющего больше I, II, III и т. д. мест в видах программы; при равенстве этого показателя — имеющего больше I, II, III и т. д. мест в личном первенстве.

Результат, показанный в комбинированной эстафете, в общий зачет не входит.

Классы-победители в комплексном зачете определяются от­дельно по группе сельских и городских школ. К группе юродских школ относятся также школы, расположенные в поселках город­ского типа.

Наши рекомендации