Темы практических / семинарских занятий

Раздел 1. Общие вопросы дошкольной педагогики

Занятие 1.Дошкольная педагогика как наука:

предмет, основные понятия и функции (2 часа)*

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность дошкольной педагогики как науки.

2.Познакомиться с содержанием ее основных категорий

3.Определить источники дошкольной педагогики как науки.

4.Учиться систематизировать учебный материал.

Форма отчетности: записи в педагогическом словарике, краткие сообщения на учебные темы.

Форма организации: семинарское занятие.

Задания:

1. Раскройте содержание понятия «дошкольная педагогика». Сравните сущность, направленность изучения данной науки с другими науками.

2. Заполните таблицу:

  Дошкольная педагогика Детская психология Возрастная анатомия и физиология
Предмет изучения      
Объект изучения      
Цель      

3. Укажите и раскройте источники дошкольной педагогики как науки.

4. На основе учебных текстов, подготовленных преподавателем, составьте краткое выступление по одной из тем.

А. Народная педагогика как источник дошкольной педагогики.

Б.Передовой педагогический опыт воспитания и обучения маленьких детей.

В. Ведущие идеи педагогов ученых прошлого о воспитании и обучении детей до школы.

5.Запишите в педагогический словарик основные категории дошкольной педагогики.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. - С. 9-11.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. - Глава 2.

Дополнительная

1. Антонов Ю.Е. Проблемы методологии современного дошкольного воспитания / Ю.Е. Антонов, И.В. Лысенко // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 2. – С. 29.

2. Буренина А.И. Размышление о методологии современного дошкольного воспитания / А.И. Буренина // Управление дошкольным образоваельным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47.

3. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Занятие 2.Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система дошкольного образования (2 часа)

Задачи изучения темы:

1. Познакомиться с связями дошкольной педагогики как науки с другими наукам о человеке, выявить роль знаний о анатомии, физиологии, психологии ребенка дошкольного возраста для развития педагогического знания.

2. Учиться отражать учебный материал в форме схемы (графически)

Форма организации занятия: семинарское

Задания для изучения темы:

1. Назовите основные функции и задачи дошкольной педагогики как науки.

2. Приведите примеры использования знаний других научных областей, изучающих человека, для решения задач дошкольной педагогики.

3. Отразите систему педагогических наук, с которыми связана дошкольная педагогика в схеме (задание выполняется совместно с преподавателем).

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. - С.13-15, 24-27, 45-67.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. – С. 44-47.

Дополнительная

1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой –М.: Просвещение, 1988 – С 19-20.

Занятие 3.Развитие дошкольной педагогики в России (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть основные направления развития дошкольной педагогики в России в советский период.

2.Раскрыть основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики ПГПУ.

3.Учиться аннотировать научные статьи.

Форма занятия: семинарское занятие

Формы отчета: конспекты, тезисы сообщений, аннотация на одну статью(по выбору студента), освещающую материалы исследований кафедры дошкольной педагогики ПГПУ.

Вопросы и задания к обсуждению.

1.Выделите основные этапы развития отечественной дошкольной педагогики как науки в 20-21 веке.

2.Укажите основные направления педагогических исследований в области изучения воспитания и обучения детей дошкольного возраста на каждом этапе. Кратко раскройте содержание, результаты и значение этих исследований для развития теории и практики дошкольного образования.

3.Укажите основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, раскройте значение этих исследований в решении актуальных проблем современного дошкольного образования.

4.Дайте содержательную характеристику отдельных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ (аннотирование статей).

5.Сделайте выводы о результативности научного изучения проблем дошкольного воспитания на этапе 20-21 века. Сформулируйте актуальные проблемы и направления исследований на ближайший период развития отечественной дошкольной педагогики как науки.

Методические рекомендации: к ответу на 1-3, 5 вопросы готовятся все студенты. К ответу по четвертому вопросу каждый студент прорабатывает однустатью (на выбор), отражающую материалы исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики, конспектирует ее и на основе этого пишет аннотацию.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

Пименова Л.В. Кафедра дошкольной педагогики и психологии сегодня / Л.В. Пименова // Совершенствование качества дошкольного образования в пермской области. Сборник научных трудов и материалов педагогического опыта / под ред. Л.В. Пименовой - Пермь, 2001.

Дополнительно рекомендуемая

1. Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова; под ред. А.В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1980.- Гл. 1., параграф 2, гл.11., параграф 2.

2. Поддьяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства/ Н.Н. Поддьяков, Л. Казарян // Дошкольное воспитание. -1987.- № 11.

3. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства / А.В. Запорожец // Общественное дошкольное воспитание на современном этапе / Под ред. М.И. Журавлевой.- М., 1981.

Литература для аннотирования:

1. Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании. Материалы междунар. научно-практ. конф. (г. Пермь, 25-26 мая); В 2 ч./ Ч 1. / под ред. Л.В. Коломийченко и др - Пермь, 2005. Статьи Захарищевой М.А., Коломийченко Л.В., Токаевой Т.З., Маланиной М.В. и др.

2. Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. Сборник научных трудов и материалов педагогического опыта.- Пермь, 2001. Статьи: Федотовой А.М., Токаевой Т.Э., Крыловой Н.М., Прозументик О.В., Беклемышевой Н.Ю. и др.

И другая литература по выбору студентов.

Методические рекомендации к составлению аннотаций на научные статьи

по проблемам воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация – краткая характеристика произведений печати, их совокупности или частей с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей.

Аннотация предполагает краткое изложение первоисточника. Обычно содержит в себе сведения об авторе, содержании произведения, его актуальности. В аннотации отражаются основные моменты статьи. Аннотация носит рекомендательный или пояснительный характер.

Аннотация составляется с целью ориентации читателя в разнообразии печатного материала. Она должна давать ясные и краткие пояснения и представления о том, следует ли читателю обращаться к знакомству с оригиналом. Если не представляется возможности ознакомиться с первоисточником, то аннотация должна заменить таковой, быть предельно исчерпывающей.

Аннотация по форме должна соответствовать оригиналу и его научно – педагогической значимости.

Оценка (кроме указаний рекомендательного характера: кому может быть адресована или интересна аннотируемый первоисточник) и критика не входят в содержание аннотации.

Пример аннотаций:

Аннотация на статью кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики ПГПУ Л.В.Пименовой “Теоретические аспекты реализации культурно – исторического подхода в процессе совершенствования дошкольного образования” (“Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования”. Пермь. 1996. Часть 1.).

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования теоретической базы дошкольного воспитания и образования на современном этапе – разработке методологических основ содержания образования детей дошкольного возраста.

Автор статьи с позиций современных подходов к определению целей воспитания определяет сущность и содержание культурно-исторического подхода в образовании детей. Им обозначаются и анализируются важнейшие с современной точки зрения принципы реализации культурно-исторического подхода в образовании и воспитании: принцип соответствия содержания образования культурно-историческим общечеловеческим ценностям, понимания цели воспитания как содействия развитию дошкольника, принцип историзма в содержании образования, принцип соответствия содержания образования, его объема и логики построения основным закономерностям психического развития ребенка, принцип региональности и природосообразности воспитания.

В статье представлен подробный ретроспективный обзор и анализ литературы по освещаемой проблеме.

Статья носит теоретический характер. Она может быть рекомендована научным работникам, студентам педагогических вузов.

Занятие 4.Развитие идей дошкольного воспитания

в трудах зарубежных ученых (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Познакомиться с педагогическими идеями о дошкольном воспитании в трудах зарубежных педагогов.

2.Учиться систематизировать учебный материал.

Форма отчета: схема-таблица «Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых».

Задания к изучению темы.

На основе анализа источников составить схему таблицу, отражающую основные идеи воспитании и образовании детей до школы.

Педагог-ученый Основные труды Роль дошкольного детства в развитии личности Роль воспитания в развитии дошкольника Цель и задачи воспитания Содержание воспитания ребенка Методы и средства Значение вклада в развитие дошкольной педагогики
Я.А. Коменский И.Г. Песталоцци Ф. Фребель Р. Оуэн С. Френе   М. Лангефельд, Х. Мах Б. Хасенштейн С. Байер –Климпфингер и др.              

Примечание: на обратной стороне таблицы-схемы необходимо записать выводы об основных направлениях изучения зарубежными педагогами проблем и вопросов дошкольного воспитания, о сходстве и отличии их позиций.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2008.

2. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова – М.: Академия, 2001 – С.6-79.

3. Флегонтова С. Френе. Педагогика практической деятельности / С. Флегонтова // Ребенок в детском саду. – 2003.- №6.

4. Флегонтова С. Классика педагогики детского сада Ф. Фребеля / С. Флегонтова / Ребенок в детском саду. - 2003. -№5.

5. Флегонтова С. Классика педагогики И.Г. Песталоцци / С. Флегонтова // Ребенок в детском саду. – 2003 - № 2.

Интернет-ресурсы:

6. Педагогическая система М. Монтессори: сущность, особенности. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2579

7. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/rudolf_shtayner_osnovatel_valdorfskoy_pedagogiki.html

8. Система Марии Монтессори. – http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_montessori/metodika_montessori/id/797

9. Титов В.А. История педагогики. – http://www.univer5.ru/pedagogika/istoriya-pedagogiki.-konspekt-lektsiy-titov-v.a.html

Занятие 5.Методы педагогического исследования (2 часа)*

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность педагогического исследования, его уровни, этапы, методы.

2.Учиться анализировать статьи научного характера.

Форма занятия: семинарское

Формы отчета: письменный анализ статей.

Задания для собеседования:

1.Дать определение понятия «педагогическое исследование». Раскрыть специфику педагогического исследования в дошкольной педагогике.

2.Раскрыть уровни педагогического исследования.

3.Дать характеристику этапов педагогического исследования.

4.Раскрыть сущность метода педагогического исследования дать характеристику методов исследования, применяемых в дошкольной педагогике.

Примечание: каждый студент готовит индивидуальное сообщение об использовании методов педагогического исследования в конкретном исследовании.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед институтов / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1988.- Часть 1.- С 23-28.

2. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

Статьи для подготовки индивидуальных сообщений

1. Сорокина С.И. Проблема развития детско-родительских взаимоотношений в диадической семье // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Сб. науч. тр. - Часть 2./ Сорокина С.И.- Пермь. 1997.

2. Токаева Т.Э Развитие самостоятельности ребенка 4-5 лет средствами занимательных физкультурных упражнений // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Сб. науч. тр./ Токаева Т.Э. - Часть 2.- Пермь. 1997.

3. Князева Л.П., Грибанова М.В., Вожакова Л.Г., Драчева О.И. К проблеме развития творчества детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Сб. науч. тр./ Князева Л.П. - Часть 2.- Пермь. 1997.

4. Пименова Л.В. Теоретические аспекты реализации культурно-исторического подхода в процессе совершенствования дошкольного образования // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Сб. науч. тр. - Часть 1.- Пермь, 2005.

Занятие 6.Гуманизация педагогического процесса

дошкольного образовательного учреждения (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть гуманистический подход к воспитанию ребенка к трудах Е.Н. Водовозовой Н.Н., Каптерева П.Ф., Лесгафта П.Ф, Ушинского К.Д.. и др. педагогов.

2. Учиться анализировать учебный материал.

Форма организации: семинарское занятие

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы и анализ статьи периодики 20 века.

Вопросы для анализа учебного материала:

1.Каковы предпосылки возникновения и этапы становления гуманистической педагогики 19 века?

2.Какие основные направления развития гуманистических идей теории и практики можно выделить в теории и практике образования в России во второй половине 19 века?

3.Какое влияние оказала заподноевропейская педагогическая мысль на развитие русской гуманистической педагогики?

4.В чем состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности великих русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д, Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др.?

5. В чем значение педагогических идей ученых прошлого значение сегодня?

Задание

Сделайте анализ статьи из периодической печати начала 20 века.

«О дурном расположении духа в наставнике»

В деле воспитания учения, как известно, личность воспитателя и учителя играет важную роль. Личность наставника должна быть нравственно высока, безукоризненна; но наставник человек и подвержен общечеловеческим слабостям. Бороться с ними, побеждать их -весьма важная задача для наставника. Эта слабость встречается , к сожалению, довольно часто: неумение наставника владеть собою тогда, когда он находится в дурном расположении духа.

Слово есть главное орудие учителя. Поэтому урок, данный в дурном расположении духа, произведет результат отрицательный. Ученики часто получают отвращение к предмету, приправленному таким невкусным преподаванием. В таком состоянии человек, обыкновенно, бывает несправедлив неумерен в своих требованиях

Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей и избегал всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего – дурного расположения духа.

(«Журнал для воспитания. Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Чумиковым – 1858 – Т.3.)

Вопросы к статье:

1. Согласны ли вы с позицией автора?

2. Какой принцип, по мнению автора, должен лежать в основе взаимоотношений педагога с ребенком.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Великий педагог К.Д. Ушинский – http://www.epwr.ru/quotauthor/271/

2. Идеи Е.Н. Водовозовой в современном образовательном процессе – http://www.school2100.ru/upload/iblock/137/1372410f26eb4187e8e890d70f784187.pdf

3. Педагогическая деятельность и взгляды П. Каптерева – http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/pedagogicheskaya_deyatelnost_i_vzglyadi_p_kaptereva.html

4. Педагогические идеи Л.Н. Толстого – http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26678-pedagogicheskie-idei-ln-tolstogo.html

5. Педагогические идеи П.Ф.Лесгафта – http://www.elective.ru/arts/ped01-k0581-p30114.phtml

6. Титов В.А. История педагогики. – http://www.univer5.ru/pedagogika/istoriya-pedagogiki.-konspekt-lektsiy-titov-v.a.html

Занятие 7.Особенности и возможности развития

ребенка дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы

1. Учиться применять знания и развитии ребенка-дошкольника, освоенные в курсе дошкольной педагогики и смежных дисциплин.

2. Учиться решать педагогические задачи, используя знания о развитии ребенка-дошкольника

Форма организации: семинарско-практическое задание

Форма отчетности: заполненная таблица, письменное решение педагогических задач.

Задания к изучению темы:

1. Заполните таблицу «Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста»

Проявления развития возраст
Ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю –это проявление…………. …………………………
Процессы приобретают черты произвольности  
Ребенок не умеет ставить цель специально запомнить то, что не запоминается само собой  
Игра становится групповой, совместной  
Речь ребенка становится средством общения и средством выражения мыслей, рассуждений  
Ребенок борется за самостоятельность, требует уважительного отношения к себе  
Особенность образа « Я» - отношение к своим качествам  
Дети стремятся к установлению связей и зависимостей в окружающем мире  
Отношения сверстников обостряются, так как каждый ребенок стремится настоять на своем  
Приобретает способность воображать на основе словесного описания  
Объем внимания не превышает одного объекта  
Мышление приобретает наглядно-образный характер  
Ребенок много рассуждает  
Активно развивается способность к продуктивному целеполаганию  
Процессы восприятия отделяются от предметной деятельности  
Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения  
Ребенок приобретает способность к разумному планированию  
Период идентификации со взрослым своего пола  
Содержание образа Я носит субъективный характер  
Эмоциональные реакции приобретают стабильность и уравновешенность  
Появления « я» идеального  
Уменьшение зависимости внимания от непосредственного интереса к предмету  
Появление элементов логического мышления  

2. Решите педагогические задачи и ситуации:

А.Трехлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо колготки, кофту, рейтузы, отстала от других детей.

С чем связано такое поведение девочки?

Что должен делать в такой ситуации педагог?

Б. четырехлетний Кирилл после занятия забыл убрать за собой стульчик. Няня сказала: « мальчику: «Кирюша, поставь свой стульчик на место».

-А это не мой стульчик! Моего стульчика нет! – заявил он

-Возьми другой, все стульчики одинаковые!- настаивает взрослый, но мальчик упрямится.

Объясните поведение Кирюши.

Как поступить взрослому? Аргументируйте точку зрения.

В. Вадик пришел из детского сада и сообщил: «Мама, нам дали задание –сочинить сказку про любое дерево, снежинку, тучку».

Вечером, когда сын уже был в кровати, они вместе придумали сказку: «Жила-была тучка, в ней было много капель. Одна, самая большая, не удержалась и оторвалась от тучки. А так как была зима, то капля превратилась в снежинку по пути на землю. Снежинка кружилась, кружилась в воздухе и, наконец, упала на сидящую собаку. Собака испугалась, соскочила с места и побежала прочь. Снежинка снова полетела вверх. Она опустилась на рукавичку мальчику, который, увидев ее, долго любовался ею, потом дунул на нее, снежинка снова превратилась в капельку…»

На следующий вечер сын сказал матери: «Любовь Александровна сказала, что это не сказка, такс в жизни бывает….».

О каком возрасте ребенка идет речь?

Прав ли педагог? Как бы вы поступили на месте мамы?

Г.Когда дети сделали постройки из строительного материала, воспитатель похвалил:

-Молодцы. Все были внимательны, не отвлекались, поэтому получились такие красивые постройки. И у Вали, и у Пети.

-А у меня? – послышалось с разных сторон…

- И у тебя крепкий мостик, и у тебя Оленька…..- с улыбкой отвечал каждый ребенок

Определите возраст детей. Чем вызвана такая реакция на общую похвалу?

Д. В детском саду существует правило: любую вещь после использования надо положить на место. Понимают ли дети, почему воспитатель от них это требует?

Обычно дети на такой вопрос отвечали: «Чтобы красиво было. Так воспитатель велит, Чтобы не наказывали. Гости придут, полюбуются порядком.»

Детям какого возраста следует обязательно выполнять такое правило? Почему? Какие условия необходимо соблюдать дл формирования осознанной привычки?

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Красницкая Г.С. Практикум по дошкольной педагогике. Пособие для сред. и высш. пед. учеб. зав. и работников дошк. учрежд. / Г.С. Красницкая, Б.Р. Боршанская, Л.А. Ненашева и др. – М.: Академия, 1996.

2. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2008.

3. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста.: метод пос. для восп. детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева – М.: Дрофа, 2006.

Наши рекомендации