Вспомогательная школа и ее задачи
В СССР обучение и воспитание умственно отсталых детей является частью общегосударственной системы народного образования. Вспомогательная школа находится в системе государственных общеобразовательных детских учреждений, однако по своим задачам существенно отличается от массовой общеобразовательной школы. Специальной задачей вспомогательной школы является коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся. Исходя из этого - основной задачей вспомогательной школы является подготовка ее учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из массовых рабочих профессий в условиях современного производства, т. е. социально-трудовая адаптация. Эта задача решается путем сообщения учащимся системы профессионально-трудовых знаний, умений и навыков.
Наконец, вспомогательная школа ведет особую лечебно-оздоровительную работу, направленную на укрепление и исправление общего физического состояния школьников.
Исправление недостатков познавательной деятельности умственно отсталых школьников достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и усвоения трудовых умений и навыков. Конкретные пути обучения и воспитания умственно отсталого школьника весьма специфичны. Олигофренопедагогика как самостоятельная педагогическая наука, разрабатывая специфические вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей, широко использует в своих целях достижения патофизиологии, клиники умственной отсталости, генетики, специальной психологии.
Решение проблем профессиональной ориентации, трудового обучения и воспитания учащихся, социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы определяет тесное сотрудничество олигофренопедагогики с такими отраслями гуманитарных знаний, как социология и право. Это делает олигофренопедагогику наукой социально-педагогической.
Наличие особых задач в обучении и воспитании умственно отсталого ребенка определяет и структуру вспомогательной школы. 90% вспомогательных школ в стране — школы-интернаты. Это позволяет обеспечивать более длительное организационное воздействие на детей не только в процессе обучения, но и в системе внеклассных мероприятий. В штате школы кроме учителей - олигофренопедагогов имеются учителя профессионально-трудового обучения, физического воспитания, логопед, воспитатели, медицинские работники, вспомогательный персонал. Переход вспомогательной школы с 8-летнего на 9-летний срок обучения позволит основной массе учащихся получать законченную профессиональную подготовку в стенах школы. Кроме того, это позволит более успешно решать вопросы трудоустройства выпускников, так как при 9-летнем сроке обучения все выпускники достигают 16-летнего возраста — возраста, с которого по действующему трудовому законодательству разрешается прием на работу несовершеннолетних.
Наличие особых коррекционных задач вспомогательной школы отражено в специальном учебном плане и программах этой школы, существенно отличающихся от массовой школы.
Коротко остановимся на основных характеристиках учебных предметов, входящих в учебный план вспомогательной школы, с точки зрения реализации в них принципа коррекционного обучения.
Русский(для национальных школ — родной) языкявляется одним из основных общеобразовательных предметов. Изучается с1 по 9 класс. Задачами обучения русскому языку во вспомогательной школе являются:
1) обучение учащихся правильному и осмысленному чтению доступных их пониманию художественных и -газетно-журнальных текстов, привитие интереса к чтению;
2) формирование у учащихся прочных навыков аккуратного, разборчивого и грамотного письма на основе усвоения начальных сведений по грамматике и правописанию;
3) обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
Математика(1—9 классы) имеет исключительное значение для подготовки учащихся к трудовой деятельности. За период обучения во вспомогательной школе учащиеся должны получить следующие математические знания и навыки:
1) производство четырех арифметических действий с отвлеченными и именованными числами;
2) знание метрической системы мер, мер времени и умение пользоваться этими мерами;
3) элементарные сведения о простых и десятичных дробях и умение производить сложение и вычитание их;
4) элементарные навыки черчения с помощью простейших чертежных инструментов и знакомство спростейшими геометрическими телами на уроках наглядной геометрии;
5) умение решать несложные арифметические задачи.
Естествознание(6—9 классы). Задачами преподавания естествознания по вспомогательной школе являются:
1) уточнение и формирование представлений учащихся об окружающем материальном мире и явлениях природы, о роли и характере хозяйственной деятельности человека в зависимости от условий окружающей среды;
2) воспитание навыков ухода за растениями и домашними животными;
3) привитие санитарно-гигиенических знаний и навыков;
4) воспитание материалистических взглядов на природу и происходящие в ней процессы;
5) природоохранное и экологическое воспитание учащихся.
География (6—9 классы). Задачей преподавания географии во вспомогательной школе является сообщение учащимся первоначальных сведений о формах земной поверхности, о воде на земле, о погоде и климате, карте, животном и растительном мире нашей Родины, родном крае, характере труда человека в зависимости от географических условий. География как учебный предмет имеет большое коррекционное и воспитательное значение. Занятия географией воспитывают у детей любознательность, привычку к наблюдениям за явлениями природы, умение сравнивать, устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях природы. Наряду с естествознанием география участвует в природоохранном и экологическом воспитании учащихся, воспитывает любовь к родному краю, Родине.
История(7—9 классы). Вспомогательная школа не ставит своей целью дать ученикам строго систематизированные знания по истории СССР. Курс истории СССР во вспомогательной школе строится на изучении наиболее ярких, значительных событий отечественной истории, начиная с первобытнообщинного строя и кончая современными событиями в нашей стране и за рубежом.
В курсе истории предусмотрены элементы правового обучения учащихся как одного из факторов их последующей социальной адаптации.
Так же как в курсах естествознания и географии, в курсе истории предусмотрена определенная работа по краеведению.
Изобразительное искусство (1—6 классы). Учитывая особенности познавательной деятельности и моторики учащихся, задача уроков изобразительного искусства во вспомогательной школе заключается прежде всего в воспитании у детей осмысленного, дифференцированного восприятия предметов, различения формы, пропорций и цвета предметов, их пространственного взаиморасположения. В задачу уроков изобразительного искусства, естественно, входит и эстетическое воспитание учащихся на примерах знакомства с произведениями выдающихся художников. Навыки, полученные учениками на уроках изобразительного искусства, широко используются на уроках чтения, естествознания, географии и истории.
Пение и музыка(1—6 классы). В задачу занятий по пению и музыке входит: научить детей слушать музыку, различать ритм и темп, а также развить музыкальный слух детей, сформировать элементы хорового пения. Решаются эти задачи только в процессе практических занятий. Вместе с уроками изобразительного искусства уроки пения и музыки являются частью эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы.
Физическое воспитание (1—9 классы). Основные задачи физического воспитания заключаются в содействии правильному формированию растущего организма и исправлению недостатков моторики. В младших классах в занятия по физическому воспитанию включается ритмика, с 4 класса в содержание уроков вводятся гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. При занятиях физической подготовкой особо учитываются индивидуальные особенности учащихся, осуществляется врачебный контроль.
Ручной труд (1—4 классы). Задачами ручного труда в младших классах являются:
1) содействие умственному развитию ребенка и усвоению общеобразовательных знаний и навыков;
2) коррекция моторики (особенно мелкой моторики рук и пальцев);
3) воспитание умения планировать и организовывать свою деятельность, аккуратности, точности, самостоятельности, настойчивости;
4) подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.
Разнообразие видов работ, входящих в, программу по ручному труду (лепка, вязание и плетение, шитье, работа с бумагой, картоном, текстилем, проволокой, природным материалом, конструирование из деталей металлоконструктора), обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов чувств ребенка. В процессе изготовления простейших моделей, игрушек учащиеся научаются различать свойства предметов и материалов, сравнивать и обобщать, поэтапно планировать свою деятельность. Производя простейшие измерения, школьники усваивают такие общие понятия, как форма, вес, размер и т. п. При работе с природным материалом развивается наблюдательность детей, их эстетический вкус. Обогащение представлений учащихся на уроках ручного труда является предпосылкой для развития и активизации их речевой деятельности.
Профессионально-трудовое обучение(5—9классы) является одной из основных задач вспомогательной школы. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни.
Структура профессионально-трудовой подготовки включает изучение теоретического материала (свойства различных материалов, инструментов, устройство станков и механизмов, технологические операции и т. д.), практическую работу в школьных мастерских и практику на предприятиях. Курс профессионально-трудового обучения заканчивается экзаменом с присвоением разряда (как правило, 1-го) по соответствующей рабочей профессии.
Это позволяет выпускникам вспомогательной школы в дальнем совершенствовать свои профессиональные знания и навыки получить более высокий разряд. Традиционно во вспомогательной школе сложилась профессионально-трудовая подготовка по следующим видам массовых рабочих профессий: слесарное дело, Столярное дело, картонажно-переплетные работы, швейное дело (для девочек), обувное дело, штукатурно-малярные работы и некоторые другие виды труда, специфические для данного региона. Но вспомогательных школах, расположенных в сельской местности, профессионально-трудовая подготовка учащихся осуществляется по сельскохозяйственным профессиям, также в зависимости от региональных условий.
Изучение технологических свойств материалов и инструментов происходит на основе активной работы всех органов чувств. Мускульно-двигательные ощущения, осязание, зрение, слух, обоняние приводятся в деятельное состояние, когда ученик изучает исходные материалы, активно воздействует на их свойства в процессе обработки. В этом заключено огромное корригирующее и развивающее значение профессионально-трудовой подготовки.
Однако профессионально-трудовая подготовка учащихся вспомогательной школы еще далека от совершенства. Современное производство предъявляет к рабочим массовых профессий все более высокие требования. Повышается интенсификация производства, ручные операции механизируются и автоматизируются. Например, освоив в школе профессию швеи-мотористки и получив 1-й разряд, выпускница вспомогательной школы в силу своих психофизических особенностей не может в условиях конвейерного производства выполнять необходимое по норме количество операций.
Практика последних лет показала, что профессионально-трудовая подготовка выпускников вспомогательной школы должна носить более универсальный, политехнический характер. Современному предприятию нужен не просто «слесарь», а «слесарь механосборочных работ», «слесарь-сантехник», «слесарь-наладчик» и т. п. Это не позволяет значительной части контингента выпускников вспомогательной школы получить законченную профессионально-трудовую подготовку за период обучения в школе или, даже получив ее, успешно применять ее на практике. Это, естественно, значительно усложняет проблему трудоустройства выпускников вспомогательной школы, а следовательно, и процесс социально-трудовой адаптации. Таким образом, требует решения проблема после школьной профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых подростков в специальных учреждениях профессионально-технического профиля или в специализированных группах при ПТУ общего типа. Такой опыт за рубежом уже есть (например, в Венгрии).
Наконец, потенциальные возможности учащихся далеко не исчерпываются тем небольшим традиционным перечнем рабочих профессий, по которым идет профессионально-трудовая подготовка во вспомогательной школе. Расширение номенклатуры рабочих профессий для учащихся вспомогательных школ — одна из актуальных задач современной олигофренопедагогики.