Изучение социометрического статуса младшего школьника методом беседы

На первом этапе ра­боты методом наблюдения выявите несколько уча­щихся (желательно связанных между собой дружескими отношениями), у которых будете определять социометрический статус. Дальнейшее наблюдение за этими учениками направьте на получение информации, необходимой для ус­тановления психологического контакта и формулирования вопросов беседы. Центральный этап исследования — выяв­ление социометрического статуса ученика в классе в процес­се частично стандартизированной беседы на основе коли­чества отвержений и выборов по трем параметрам: интел­лектуальному, волевому, эмоциональному. По каждому из них делаются последовательно три положительных и три отрицательных выбора. В процессе беседы устанавливается основание выборов. В заключение выясняется, сколько выборов и отвержений ученик ожидает для себя по каждому из трех параметров.

ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ

I.

1. Если бы ты полетел в космос с ребятами из своего класса, кого бы ты выбрал командиром корабля? Почему бы ты его выбрал?

2. А если бы он не смог лететь, то кого и почему?

3. А если бы и он не полетел (например, заболел)? Почему ты выбрал его?

4. А кого бы ты ни за что не выбрал? Почему?

5. А кого бы ты еще не выбрал? Почему бы ты его не выбрал?

6. А кроме него? Почему?

II.

1. Если бы тебе надо было решить трудную задачу, к кому из класса ты обратился бы за помощью? И почему?

2. Назови, пожалуйста, еще двоих ребят, к которым ты мог бы обратиться. Почему бы ты обратился к каждому из них?

Остальные вопросы аналогичны вопросам 1.7—1.12.

III.

1. Как ты думаешь, сколько ребят из твоего класса выберут тебя на роль командира корабля?

2. А сколько скажут, что тебя нельзя поставить командиром?

IV.

1. С кем бы ты поделился своей тайной?

Остальные вопросы аналогичны 1.2—1.12.

V.

1. Сколько ребят, по твоему мнению, обратятся к тебе за помощью при решении трудной задачи?

Аналогично 3.2

VI.

1. Сколько ребят поделятся с тобой своей тайной?

Аналогично 3.2.

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе следую­щего вида:

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Ф.И.О обследуемого____________________________

№ школы __________ № класса __________

дата и время обследования ____________________________

Условия обследования (например, спокойная обстановка, наличие поблизости одноклассников или взрослых)

____

Состояние ребенка (например, бодр, утомлен, нездоров) __

Таблица 1

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

  Вопрос Положительные выборы Обоснование Отрицательные выборы Обоснование
1. С кем бы ты полетел в космос? Иванов Петров Сидоров Он хороший Он мне друг Не знаю Никонов Гусев Жуков Двоечник Дерется Двоечник
2. С кем бы ты решал задачу?        

Таблица 2

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Параметры Интеллект Воля Эмоции Всего
Выборы        
Положительные
Отрицательные

Ф.И.О. экспериментатора

курс, группа

Обработка результатов. По завершении работы в классе всей подгруппой студентов составляется общая социометрическая матрица выборов отдельно для каждого критерия (таб.3).

Таблица 3

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА ПО ПЕРВОМУ КРИТЕРИЮ

№ n/n Фамилии опрошенных Фамилии выбираемых Сделано выборов
Иванов Петров Сидоров Николаев
1. Иванов        
2. Петров        
3. Сидоров        
4. Николаев        
.. ………… .. .. .. .. …..
25. Андреев        
  Кол-во положительных выборов          
  Кол-во отрицательных выборов   -   -      
  Кол-во положительных взаимных выборов     -      
  Кол-во отрицательных взаимных выборов     -     -            

«+» положительные выборы (предпочтение)

«-» отрицательные выборы (отвержение).

На основании общей социометрической матрицы по всем критериям студенты составляют протокол обработки резуль­татов для каждого ученика.

ПРОТОКОЛ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ФИО учащегося ________________________________

№ школы_________

№ класса_____________________ ФИО экспериментатора ___________

№ курса № группы_____________ дата обследования ________________

Количество положительных выборов по первому критерию—15.

Количество положительных выборов по второму критерию—10.

Количество положительных выборов по третьему критерию—5.

Общее количество положительных выборов—30.

Аналогично составляется протокол для отрицательных выборов.

Анализ и интерпретация данных. На основе полученных данных студенты письменно делают качествен­ный и количественный анализы социометрического статуса младшего школьника и оценки им своего места среди одно­классников. Анализ проводится по следующим направле­ниям:

1. Социометрический статус учащегося в классе (по сум­ме «+» и «—» по всем критериям). Ученик может быть отнесен к лидерам, «отверженным», «болоту» (к лидерам, если его выбрали 75% учеников, к «отверженным»—менее 25%).

2. Уровень социальных притязаний (по количеству ожи­даемых ребенком «+» и «—»): высокий, средний, низкий. Высокий уровень, если ожидает выборов от 70% однокласс­ников, низкий, если меньше, чем от 30%.

3. Адекватность уровня социальных притязаний (на ос­нове сравнения уровня социальных притязаний и реального социометрического статуса ребенка): адекватный, неадек­ватный завышенный, неадекватный заниженный.

На заключительном этапе исследования проводится на­блюдение за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности с тем, чтобы установить, соответствуют ли дан­ные, полученные в ходе социометрического эксперимента, реальному поведению детей.

Наши рекомендации