Изучение социометрического статуса младшего школьника методом беседы
На первом этапе работы методом наблюдения выявите несколько учащихся (желательно связанных между собой дружескими отношениями), у которых будете определять социометрический статус. Дальнейшее наблюдение за этими учениками направьте на получение информации, необходимой для установления психологического контакта и формулирования вопросов беседы. Центральный этап исследования — выявление социометрического статуса ученика в классе в процессе частично стандартизированной беседы на основе количества отвержений и выборов по трем параметрам: интеллектуальному, волевому, эмоциональному. По каждому из них делаются последовательно три положительных и три отрицательных выбора. В процессе беседы устанавливается основание выборов. В заключение выясняется, сколько выборов и отвержений ученик ожидает для себя по каждому из трех параметров.
ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ
I.
1. Если бы ты полетел в космос с ребятами из своего класса, кого бы ты выбрал командиром корабля? Почему бы ты его выбрал?
2. А если бы он не смог лететь, то кого и почему?
3. А если бы и он не полетел (например, заболел)? Почему ты выбрал его?
4. А кого бы ты ни за что не выбрал? Почему?
5. А кого бы ты еще не выбрал? Почему бы ты его не выбрал?
6. А кроме него? Почему?
II.
1. Если бы тебе надо было решить трудную задачу, к кому из класса ты обратился бы за помощью? И почему?
2. Назови, пожалуйста, еще двоих ребят, к которым ты мог бы обратиться. Почему бы ты обратился к каждому из них?
Остальные вопросы аналогичны вопросам 1.7—1.12.
III.
1. Как ты думаешь, сколько ребят из твоего класса выберут тебя на роль командира корабля?
2. А сколько скажут, что тебя нельзя поставить командиром?
IV.
1. С кем бы ты поделился своей тайной?
Остальные вопросы аналогичны 1.2—1.12.
V.
1. Сколько ребят, по твоему мнению, обратятся к тебе за помощью при решении трудной задачи?
Аналогично 3.2
VI.
1. Сколько ребят поделятся с тобой своей тайной?
Аналогично 3.2.
Все ответы ребенка фиксируются в протоколе следующего вида:
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Ф.И.О обследуемого____________________________
№ школы __________ № класса __________
дата и время обследования ____________________________
Условия обследования (например, спокойная обстановка, наличие поблизости одноклассников или взрослых)
____
Состояние ребенка (например, бодр, утомлен, нездоров) __
Таблица 1
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ
Вопрос | Положительные выборы | Обоснование | Отрицательные выборы | Обоснование | |
1. | С кем бы ты полетел в космос? | Иванов Петров Сидоров | Он хороший Он мне друг Не знаю | Никонов Гусев Жуков | Двоечник Дерется Двоечник |
2. | С кем бы ты решал задачу? |
Таблица 2
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Параметры | Интеллект | Воля | Эмоции | Всего |
Выборы | ||||
Положительные | ||||
Отрицательные |
Ф.И.О. экспериментатора
курс, группа
Обработка результатов. По завершении работы в классе всей подгруппой студентов составляется общая социометрическая матрица выборов отдельно для каждого критерия (таб.3).
Таблица 3
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА ПО ПЕРВОМУ КРИТЕРИЮ
№ n/n | Фамилии опрошенных | Фамилии выбираемых | Сделано выборов | |||
Иванов | Петров | Сидоров | Николаев | |||
1. | Иванов | |||||
2. | Петров | |||||
3. | Сидоров | |||||
4. | Николаев | |||||
.. | ………… | .. | .. | .. | .. | ….. |
25. | Андреев | |||||
Кол-во положительных выборов | ||||||
Кол-во отрицательных выборов | - | - | ||||
Кол-во положительных взаимных выборов | - | |||||
Кол-во отрицательных взаимных выборов | - | - |
«+» положительные выборы (предпочтение)
«-» отрицательные выборы (отвержение).
На основании общей социометрической матрицы по всем критериям студенты составляют протокол обработки результатов для каждого ученика.
ПРОТОКОЛ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФИО учащегося ________________________________
№ школы_________
№ класса_____________________ ФИО экспериментатора ___________
№ курса № группы_____________ дата обследования ________________
Количество положительных выборов по первому критерию—15.
Количество положительных выборов по второму критерию—10.
Количество положительных выборов по третьему критерию—5.
Общее количество положительных выборов—30.
Аналогично составляется протокол для отрицательных выборов.
Анализ и интерпретация данных. На основе полученных данных студенты письменно делают качественный и количественный анализы социометрического статуса младшего школьника и оценки им своего места среди одноклассников. Анализ проводится по следующим направлениям:
1. Социометрический статус учащегося в классе (по сумме «+» и «—» по всем критериям). Ученик может быть отнесен к лидерам, «отверженным», «болоту» (к лидерам, если его выбрали 75% учеников, к «отверженным»—менее 25%).
2. Уровень социальных притязаний (по количеству ожидаемых ребенком «+» и «—»): высокий, средний, низкий. Высокий уровень, если ожидает выборов от 70% одноклассников, низкий, если меньше, чем от 30%.
3. Адекватность уровня социальных притязаний (на основе сравнения уровня социальных притязаний и реального социометрического статуса ребенка): адекватный, неадекватный завышенный, неадекватный заниженный.
На заключительном этапе исследования проводится наблюдение за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности с тем, чтобы установить, соответствуют ли данные, полученные в ходе социометрического эксперимента, реальному поведению детей.